Внешняя масляная система охлаждения дизеля, кроме своего основного назначения — охлаждения деталей, работающих в условиях высоких температур, и смазывания трущихся поверхностей деталей дизеля, используется также для очистки масла от механических примесей и подачи смазки к подшипникам и шестерням редукторов вентиляторов главного и дополнительного холодильников. Кроме того, система включает вспомогательные устройства для прокачки масла во внутреннюю систему дизеля перед запуском его и через подогреватель.
Рис. 30. Схема масляной системы дизеля:
1 — блок секций холодильника; 2 — труба; 3 — краник; 4 — редуктор вентилятора дополнительного холодильника; 5 — труба для спуска воздуха; 6 — подогреватель; 7 — электротермометры; 8 — термореле; 9, 10, 11, 12, 13 и 14 — манометры; 15 — предохранительный клапан; 16 — клапан редукционный; 17 — маслоподкачивающий агрегат; 18 — фильтр центробежный; 19 — труба всасывающая; 20 — насос масляный; 21 — электроманометры; 22 — маслопрокачивающий агрегат; 23 — труба сливная; 24 — труба; 25 — труба нагнетательная; 26, 25 — трубы фильтра тонкой очистки; 27 — фильтр пластинчато-щелевой; 29 — клапан предохранительный; 30 — фильтр тонкой очистки масла; 31 — редуктор вентилятора главного холодильника; 32 — труба слива; 33 — насос шестеренчатый; 34 — труба; 35 — клапан перепускной; 36 — вентиль
Система (рис. 30) заполняется дизельным маслом марки Д11 ГОСТ 5304—54; допускается применение масла моторного М-12В по ВТУ НП80-60.
Масло циркулирует в системе под действием напора, создаваемого шестеренчатым масляным насосом 20 производительностью 120 м3/ч (при 850 об/мин вала дизеля), приводимым в действие, как и водяной насос, от нижнего коленчатого вала дизеля. Шестеренчатый насос по трубе 19 засасывает масло из картера дизеля и по трубе 25 нагнетает его в средний коллектор блока 1 секций холодильника, откуда оно, пройдя по трубкам секций и охладившись в них, попадает в верхний и нижний коллекторы блока секций и по трубе 32 поступает к пластинчато-щелевому фильтру 27 грубой очистки масла и далее во внутреннюю систему охлаждения и смазки дизеля (см. описание конструкции дизеля). Отработанное масло из элементов дизеля сливается в картер, откуда вновь засасывается шестеренчатым насосом.
При запуске дизеля после длительной остановки его не исключена возможность подсасывания воздуха в систему, что приводит к нарушению нормальной циркуляции масла. Для удаления воздуха из системы труба 2 (наиболее высоко расположенный элемент системы) соединена трубой 5 со сливной магистралью фильтра тонкой очистки. При нарушении нормальной циркуляции масла вследствие попадания воздуха необходимо открыть краник 3 и спустить воздух по трубопроводу в картер дизеля.
Чтобы давление масла в секциях холодильника не превысило допустимой величины, в систему включен перепускной клапан 35, отрегулированный на давление 1,5 кг/см2. Если давление перед секциями холодильника будет выше 1,5 кг/см2, часть масла начнет перетекать из трубы через этот клапан, минуя блоки секций холодильника, непосредственно в трубу, отводящую масло в картер дизеля.
Для очистки масла от механических примесей, кроме фильтра грубой очистки, на тепловозе установлен фильтр 30 тонкой очистки и на дизеле центробежный фильтр 18. Фильтр тонкой очистки масла подключен в систему параллельно основному кругу циркуляции. Масло в количестве ~5,5 м3/ч по трубе 28 поступает в фильтр, очищается в нем и по трубе 26 сливается в картер дизеля. Система очистки масла в центробежном фильтре автономна и, по существу, не включена в основной круг циркуляции (см. стр. 35).
Для обеспечения принудительной смазки деталей дизеля перед его запуском в систему включен маслопрокачивающий агрегат 22, состоящий из электродвигателя и шестеренчатого насоса. После нажатия кнопки «Пуск дизеля» при еще не работающем дизеле автоматически включается маслопрокачивающий агрегат. Шестеренчатый насос засасывает масло из картера и нагнетает его через фильтр грубой очистки во внутреннюю систему смазки дизеля. По истечении 20—40 сек работы маслопрокачивающий агрегат отключается и автоматически пускается дизель.
Как уже указывалось, зимой при длительных стоянках тепловоза с неработающим дизелем масло в системе подогревается в подогревателе 6 водой, нагретой в котле обогрева. Циркуляция масла в подогревателе и системе дизеля осуществляется маслоподкачивающим агрегатом 17, состоящим из электродвигателя мощностью 1,4 кВт и шестеренчатого насоса производительностью 2 750 л/ч. Масло из картера, пройдя через подогреватель, поступает в трубопровод системы и за счет напора, создаваемого шестеренчатым насосом, циркулирует во всех элементах ее — секциях блоков холодильника, дизеле, фильтрах и др. При работе котла вентиль 36 должен быть закрыт. На нагнетательной магистрали шестеренчатого насоса установлен предохранительный клапан 15, отрегулированный на давление 2,5 кг/см2. Если давление в магистрали превысит 2,5 кг/см2, предохранительный клапан откроется и часть масла из нагнетательной магистрали перетечет во всасывающий трубопровод насоса. Подогрев масла обеспечивает поддержание температуры его в системе не ниже +40° С при температуре наружного воздуха —40° С.
Как уже указывалось, в масляную систему включен трубопровод, подводящий смазку к подшипникам и редукторам вентиляторов главного и дополнительного холодильников. По трубе 24 масло поступает к редукционному клапану 16, отрегулированному на давление 0,5 кг/см2. От редукционного клапана по трем трубкам оно попадает к подшипникам и шестерням редуктора 31 вентилятора главного холодильника, а по трубе 34 и двум патрубкам — к подшипникам и шестерням редуктора 4 вентилятора дополнительного холодильника. Для регулирования подачи смазки на патрубках редуктора вентилятора дополнительного холодильника и патрубке, подводящем масло к левому подшипнику редуктора вентилятора главного холодильника, установлены краники и капельницы.
Контроль за работой отдельных агрегатов и системы в целом осуществляется посредством измерительных приборов, установленных на щитке в дизельном помещении и на пульте управления в кабине машиниста. По электроманометрам 21 и электротермометрам 7, установленным на пульте управления в передней и задней кабинах, ведется наблюдение за давлением масла на входе в дизель, которое при максимальном числе оборотов вала дизеля должно быть 1,8— 3,5 кг/см2, и температурой масла на выходе из дизеля (максимально допустимая температура не более 85°С). Если давление масла в верхнем коллекторе дизеля упадет ниже 1,0—1,1 кг/см2 (при положении рукоятки контроллера от XII и выше), то реле давления масла снимет нагрузку с главного генератора; при дальнейшем падении давления (ниже 0,5—0,6 кг/см2) реле остановит дизель.
В дизельном помещении на щитке установлены манометры 12, 10, 11, 9, 13 и 14, по которым периодически проверяют давление масла: за насосом дизеля (максимальное давление в системе), перед и после фильтра грубой очистки, перед фильтром тонкой очистки, центробежным фильтром и фильтром турбовоздуходувки.
Давление масла после насоса дизеля при XV положении рукоятки контроллера должно быть 3,5—6 кг/см2. Перепад давления масла по манометрам, установленным до и после фильтра грубой очистки, должен быть не более 0,8—1,0 кг/см2. Повышенный перепад указывает на засорение пластинчато-щелевого фильтра и необходимость его промывки. Перепад давлений масла по манометрам, установленным до и после фильтра тонкой очистки, должен быть 1,0—2,2 кг/см2 при 850 об/мин коленчатого вала дизеля и температуре масла 60—75° С. Повышение перепада указывает на засорение фильтра и необходимость замены его бумажных пакетов. Давление масла по манометру, установленному до центробежного фильтра, должно быть 8—10,4 кг/см2 при 850 об/мин вала дизеля.
Кроме контрольных приборов, в систему включено четырехпредельное термореле 8 для автоматического регулирования работы холодильника тепловоза.
Заправка системы маслом производится через заливную горловину (с сетчатым фильтром) в раме дизеля. Разрешается заправка под давлением через сливную трубу 23 картера дизеля. Чтобы заполнилась вся система, необходимо включить маслоподкачивающий агрегат. Количество масла в системе контролируется по маслоуказателю; при полностью заправленной системе уровень масла в картере дизеля должен соответствовать верхней риске маслоуказателя.
Для удобства монтажа и демонтажа системы ряд труб соединен между собой резиновыми шлангами.