Содержание материала

На редукторе вентилятора главного холодильника смонтированы две одинаковые магнитно-порошковые муфты.
Основными элементами муфты являются (рис. 75): ведущая и ведомая части; токоподводящее устройство, порошок, заполняющий внутреннюю полость муфты.
Ведущая часть муфты состоит из двух половин 5 и 6, соединенных болтами 14, предохраняемыми от самоотвертывания стопорными планками 15. Постоянство взаимного расположения обеих половин ведущей части муфты обеспечивается двумя коническими штифтами (на рис. 75 не показаны).
Между правой и левой половинками муфты закладывается катушка 4, состоящая из 1315 витков провода ПЭВ-1 ГОСТ7262—54 диаметром 0,59 мм. Выводные концы 25 катушки припаяны к латунным контактным пластинам 24, прикрепленным винтами 23 к текстолитовому кольцу 7, которое в свою очередь винтами 22 соединено с правой половиной ведущей части. Алюминиевая вставка 3, зажатая между половинами ведущей части муфты, закрывает катушку по образующей поверхности.
Ведомая часть муфты состоит из кольца 1 и дисков 2 и 34, прикрепленных к нему болтами 16, которые предохраняются от самоотвинчивания стопорными пластинами 17. В цилиндрической расточке диска 34 смонтированы два самоподжимных сальника 19, причем внутренний сальник предотвращает утечку порошка из муфты, вое кольцо 29, закрепленное двумя винтами 30. В кольце имеются два цилиндрических гнезда, в которых размещены латунные контакты 10 с пружинками 9, создающими необходимое нажатие контактов на пластины 24, а наружный — препятствует проникновению в нее подшипниковой смазки из полого вала.


Рис. 75. Магнитно-порошковая муфта:
1 — кольцо ведомой части; 2 — диск ведомой части; 3 — алюминиевая вставка; 4 — электромагнитная катушка; 5 — левая половина ведущей части; 6 — правая половина ведущей части; 7 — текстолитовое кольцо; 8 — провод;  9 — пружинка контакта; 10 — контакт; 11 — провод; 12 — текстолитовая втулка; 13 — корпус токоподводящего   
устройства; 14 — болт; 15 — стопорная планка; 16 — болт крепления диска ведомой части; 17 — стопорная пластина; 18 — пробка; 19 — самоподжимной сальник; 20 —полый вал; 21 — ведущий вал; 22 — винт; 23 — винт крепления контактной пластины; 24 — контактная пластина; 25 — выводной конец катушки; 26 — контактное кольцо; 27 — текстолитовая втулка; 28 — контактное кольцо; 29 — текстолитовое кольцо; 30 — винт крепления текстолитового кольца; 31 — проставочное текстолитовое кольцо; 32 — винт; 33 — винт крепления контактного кольца; 34 — диск ведомой части

Кольцо 29, закрепленное двумя винтами 30. В кольце имеются два цилиндрических гнезда, в которых размещены латунные контакты 10 с пружинками 9, создающими необходимое нажатие контактов на пластины 24.
Текстолитовые втулки 12, вставленные в отверстия корпуса, предназначены для центрирования хвостовиков контактов и изоляции проводов 8 и 11, соединяющих контакты с бронзовыми контактными кольцами 26 и 28, которые размещены на текстолитовой втулке 27 и прикреплены к ней винтами 33. Втулка 27 вместе с проставочным текстолитовым кольцом 31 соединена с корпусом винтами 32.
Во внутреннюю полость муфты через два диаметрально расположенных отверстия, закрываемых пробками 18 с конической резьбой, засыпают 500 а порошка карбонильного радиотехнического железа по БТУ 1024-54-РУ высшего сорта.
При прохождении тока по обмотке катушки 4 в муфте возникает магнитный поток, силовые линии которого располагаются так, как 148


Рис. 76. Токоподводящее устройство магнитно-порошковой муфты: 1 и 3 — щетки; 2 — защитный кожух; 4 — стойка; 5 — болт крепления стойки; 6 — бойка для крепления стойки

При прохождении тока по обмотке катушки 4 в муфте возникает магнитный поток, силовые линии которого располагаются так, как показано на рис. 75 пунктиром. Прохождение магнитных силовых линий через воздушный зазор и кольцо 1 объясняется наличием немагнитной (алюминиевой) вставки 3, препятствующей замыканию магнитного потока непосредственно через элементы ведущей части. Под действием магнитного потока частицы металлического порошка, заполняющего кольцевой воздушный зазор, намагничиваются и создают по существу жесткую (без скольжения) связь между ведущей и ведомой частями муфты. Благодаря этому вращение от вала 21 передается полому валу 20 и от него через зубчатую передачу вентилятору главного холодильника.

При прекращении питания катушки магнитный поток исчезает, порошок размагничивается, и связь между частями муфты прекращается. Ведущая часть продолжает вращаться (если работает дизель), а ведомая останавливается. В этом случае происходит интенсивное перемешивание порошка карбонильного железа, но благодаря исключительно высоким антифрикционным качествам порошка это явление не сопровождается нагревом.
При работе муфты в режиме холостого хода, когда частицы порошка не связаны магнитным потоком, имеется возможность для его утечки. В целях предотвращения утечек порошка в муфте предусмотрены необходимые уплотнения. С левой стороны муфты имеется многоходовое лабиринтное уплотнение, образованное корпусом токоподводящего устройства и ведомой частью муфты, а с правой — двухходовое лабиринтное уплотнение, образованное половинкой ведущей части и ведомой частью, и два самоподжимных сальника. Для этой же цели служит и паронитовая прокладка.
Следует отметить, что конструкцией предусмотрена возможность работы муфты на аварийном режиме при неисправности электромагнитной части (при обрыве провода катушки, поломке щетки, потере порошка и т. д.). В этом случае взамен пробок 18 ввертываются специальные штыри, цилиндрические хвостовики которых заходят в сверления на образующей поверхности ведущей части муфты. Понятно, что при аварийном режиме автоматическое управление вентилятором исключается; нельзя также осуществить работу вентилятора при разных числах оборотов.

Электрический ток из тепловозной сети низкого напряжения (75 в) подается к контактным кольцам магнитно-порошковой муфты через специальное токоподводящее щеточное устройство, изображенное на рис. 76. Щетки 1 и 3 расположены на сварной стойке 4 и закрыты (вместе с контактными кольцами) легкосъемным кожухом 2. Стойка при помощи болтов 5 прикреплена к бонкам 6, приваренным на настильном листе рамы.

В процессе эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы порошок карбонильного железа не высыпался из внутренней полости муфты, и периодически добавлять его. Большое внимание должно уделяться работе щеток, при этом необходимо контролировать степень прилегания их к контактным кольцам и нажатие на них. Не допускается при работе щеток повышенное искрение.

ВЕНТИЛЯТОР ОХЛАЖДЕНИЯ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЗАДНЕЙ ТЕЛЕЖКИ

Вентилятор (рис. 77) состоит из крыльчатки 3, насаженной на вал 2 распределительного редуктора и кожуха 5, прикрепленного болтами 1 к тому же редуктору, причем по своей конструкции они аналогичны крыльчатке и кожуху вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки, описанным в начале настоящей главы.
При работе вентилятора воздух засасывается через патрубок 4 и нагнетается через выходное отверстие улитки в воздушные каналы, по которым идет к тяговым электродвигателям. Технические данные вентилятора те же, что и вентилятора охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки.