Содержание материала

ГЛАВА III
СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДИЗЕЛЯ

Топливная, водяная и масляная системы состоят из внешних систем, агрегаты которых установлены на тепловозе, и систем, являющихся элементами собственно дизеля (насосы, каналы, трубопроводы и др.).

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА
Внешняя топливная система включает (рис. 28): топливный бак, топливоподкачивающий агрегат, подогреватель, фильтр грубой очистки, бак для топлива котла обогрева, трубопроводы, предохранительные клапаны, вентили и другую арматуру.
Топливный бак 18 заполняют дизельным топливом (ГОСТ 4749—49) всех марок или дизельным автотракторным топливом (ГОСТ 305—58) с содержанием серы до 0,5%. Запас его в баке 6 500 кг. Циркуляция топлива в системе осуществляется следующим образом. При включении кнопки «Топливный насос» включается топливоподкачивающий агрегат 24, состоящий из электродвигателя мощностью 0,5 кВт и шестеренчатого насоса производительностью 25 л/мин, и топливо из бака по трубе 6 поступает к двойному сетчатонабивному фильтру 5 грубой очистки, где производится первичная грубая очистка его. Из фильтра топливо попадает во всасывающую полость шестеренчатого насоса топливоподкачивающего агрегата, который по трубе 21 нагнетает его через фильтр 12 тонкой очистки, установленный на дизеле, в топливный коллектор 13. Поскольку насос топливоподкачивающего агрегата подает топлива больше, чем потребляет дизель, то часть его (15 л/мин при максимальной нагрузке дизеля) из коллектора по трубе 19 поступает к трехходовому крану 26 и в зависимости от положения его пробки попадает либо по трубе 25 в устройство 20 для забора топлива из бака, либо в подогреватель.
При работе системы с отключенным подогревателем 2 топливо из трубы 25 поступает в конусный насадок всасывающей трубы 6, смешивается с топливом, засасываемым насосом непосредственно из топливного бака, и вновь через фильтр грубой очистки попадает во всасывающую полость насоса топливоподкачивающего агрегата. Подогреватель топлива включается в систему трехходовым краном. 46

Схема топливной системы
Рис. 28. Схема топливной системы:
1 — котел обогрева; 2 — подогреватель; 3 — труба сливная; 4 — вентиль; 5 — фильтр грубой очистки топлива; 6 — труба всасывающая; 7 — бак топлива котла обогрева; 8 — «глазок» бака; 9 — краник; 10 — манометр; 11 — топливоуказатель; 12 — фильтр тонкой очистки топлива; 13 — коллектор топливный; 14 — гаситель пульсации давления; 15 — электроманометры; 16 — горловина для заправки топлива; 17 — пробка для слива топлива из бака; 18 — бак топливный; 19 — труба сливная; 20 — устройство для забора топлива из бака; 21 — труба нагнетательная; 22 — кран; 23 — клапан предохранительный; 24 — топливоподкачивающий агрегат; 25 — труба сливная; 26 — кран трехходовой; 27, 29 — труба; 28 — насос котла обогрева

При включенном подогревателе топливо по трубе 27 поступает в подогреватель и по трубе 3 при закрытом вентиле 4 сливается в топливный бак, т. е. в этом случае все тепло, полученное топливом в подогревателе, используется на подогрев топлива, имеющегося в баке.
Для быстрого нагрева топлива, подаваемого к форсункам дизеля, необходимо открыть вентиль 4. При этом около 75% топлива из подогревателя поступает в устройство для его забора, смешивается в конусном насадке всасывающей трубы с топливом, засасываемым насосом непосредственно из бака, и вновь направляется во всасывающую полость насоса. Остальное подогретое топливо сливается в топливный бак. Совершенно очевидно, что при таком режиме работы системы топливо, находящееся в баке, подогревается менее интенсивно.
Чтобы в нагнетательном трубопроводе давление не превысило допустимой величины, в системе установлен предохранительный клапан 23, отрегулированный на давление 2,5 кг/см2. При повышении давления выше 2,5 кг/см2 он открывается и часть топлива, минуя дизель, сливается в топливный бак или же поступает в подогреватель.

В систему включен топливный бак 7 котла обогрева 1. Заправка его топливом производится насосом топливоподкачивающего агрегата. Для этого открывают краник 9. Уровень топлива в баке при его наполнении наблюдают через «глазок» 8. В случае переполнения бака при заправке топливо сливается в топливный бак тепловоза. Из бака к насосу 28 котла обогрева топливо поступает по трубе 29.
При длительных остановках дизеля не исключена возможность попадания воздуха в трубопровод системы, что приводит к снижению производительности насоса топливоподкачивающего агрегата и, как следствие, к нарушению нормальной работы системы. Для удаления воздуха на нагнетательном трубопроводе установлен кран 22.
Бак заполняют топливом через горловину 16, в которой установлен сетчатый фильтр. Количество топлива в баке проверяют по топливоуказателю 11. Сливают топливо из бака через два отверстия в торцовых стенках отстойника, заглушенных пробками 17.
Давление топлива в системе контролируется посредством электроманометров 15, установленных на пультах управления в кабинах машиниста, и манометра 10, расположенного на щитке приборов в дизельном помещении. Давление топлива после фильтра тонкой очистки (в топливном коллекторе) должно быть 1,5—2,5 кг/см2. Перепад давлений до и после фильтра тонкой очистки более 1,5 кг/см2 свидетельствует о загрязнении фильтра и необходимости его промывки.
В целях повышения долговечности электроманометров на топливной трубе, к которой они подключены, установлен гаситель пульсации давления 14.