Корпус редуктора (рис. 74) состоит из трех частей (нижней, средней и верхней), отлитых из алюминия и соединенных призонными болтами 26 и 28. На обоих концах ведущего вала 14 имеются шлицы, на которые надеты ведущие части 2 и 13 магнитно-порошковых муфт. Ведомые части 3 и 12 этих муфт соединены шпильками с фланцами полых валов 4 и 11, на шлицевые концы которых насажены цилиндрические шестерни 6 и 9, причем правая шестерня 6 имеет 31 зуб, а левая 9 — 35 зубьев. Полые валы в сборе с шестернями вращаются относительно вала 14 на шарикоподшипниках № 312. На полые валы насажены шарикоподшипники №220, в которых вся система ведущего вала вращается относительно корпуса.
Промежуточный вал 15 вращается в роликовых подшипниках. С левой стороны установлен цилиндрический подшипник № 2314, а с правой стороны из-за наличия больших осевых и радиальных нагрузок применены два одинаковых конических подшипника № 7314. На вал 15 насажены коническая шестерня 17 и две цилиндрические шестерни 16 и 23.
Вертикальный вал имеет два подшипника: нижний — роликовый №2318, воспринимающий только радиальные усилия, и верхний— шариковый № 318, воспринимающий радиальные и осевые нагрузки. На верхний конический конец вала 18 насажен фланец 19 для соединения с карданным валом привода вентилятора, а на нижний конец — коническая шестерня 21. Верхняя горловина редуктора закрыта крышкой 20, которая крепится к корпусу редуктора при помощи шпилек. В крышку ввернут сапун 22, соединяющий внутреннюю полость редуктора с атмосферой.
По принципу работы редуктор вентилятора главного холодильника двухступенчатый, т. е. позволяет получить два передаточных отношения от ведущего вала 14 к вертикальному валу 18.
Рис. 74. Редуктор вентилятора главного холодильника:
1 — щуп; 2 — ведущая часть муфты первой ступени; 3 — ведомая часть муфты первой ступени; 4 — полый вал; 5 — пробка сливного отверстия; 6 — цилиндрическая шестерня; 7 — трубка для смазки конических шестерен; 8 — штуцер; 9 — цилиндрическая шестерня; 10 — масленка; 11 — полый вал; 12 — ведомая часть муфты второй ступени; 13 — ведущая часть муфты второй ступени; 14 — вал ведущий; 15 — промежуточный вал; 16 — цилиндрическая шестерня; 17 — коническая шестерня; 18 — вертикальный вал; 19 — фланец; 20 — крышка корпуса; 21 — коническая шестерня; 22 — сапун; 23 — цилиндрическая шестерня; 24 — штуцер; 25 — масленка
Режим работы редуктора на первой ступени осуществляется следующим образом. При поступлении тока в катушку ведущей части 2 магнитно-порошковой муфты начинает вращаться ее ведомая часть 3, связанная с полым валом 4 (подробно о работе муфты см. стр. 147—151).
При этом через правую пару цилиндрических шестерен 6 и 23 получает вращение промежуточный вал 15, который в свою очередь через пару конических шестерен 17 и 21 приводит во вращение вертикальный вал 18. Общее передаточное отношение от ведущего вала к вертикальному валу привода вентилятора главного холодильника составляет= 0,647. С учетом передаточного отношения распределительного редуктора, равного, общее передаточное отношение от вала дизеля к валу вентилятора равно 1,152. Поэтому при 850 об/мин вала дизеля вал вентилятора при режиме первой ступени будет делать 980 об/мин.
При работе редуктора на первой ступени от промежуточного вала 15 через левую пару цилиндрических шестерен 9 и 16 получает вращение также и левый полый вал 11, а следовательно, и прикрепленная к нему ведомая часть 12 магнитно-порошковой муфты. Внутренняя часть муфты 13, связанная с ведущим валом, тоже вращается, но вследствие того, что катушка левой муфты обесточена и магнитная связь между ведущей и ведомой частями отсутствует, эти части вращаются свободно с разными скоростями.
Работа редуктора на второй ступени осуществляется при включении левой магнитно-порошковой муфты. В этом случае связь ведущего вала 14 с вертикальным валом 18 происходит через левую пару цилиндрических шестерен 9 и 16 и ту же пару конических шестерен. При этом передаточное отношение равняется= 0,83. Соответственно полное передаточное отношение от вала дизеля к валу вентилятора будет равно 1,48 и поэтому вал вентилятора при режиме второй ступени будет делать 1 260 об/мин. При работе редуктора на второй ступени также имеет место относительное вращение ведущей и ведомой частей магнитно-порошковой муфты первой ступени. Если магнитно-порошковые муфты не включены, то ведущий вал редуктора вращается вхолостую. При этом вместе с валом вращаются только внутренние части муфт; наружные же части ее, связанные через полые валы с шестернями, остаются неподвижными. Управление работой магнитно-порошковых муфт описано на стр. 60—62 и 125—127.
Применение двухступенчатого включения редуктора позволяет осуществлять плавный разгон вентиляторного колеса и наиболее экономичный режим работы вентилятора при данных температурных условиях.
Для смазки и охлаждения конической пары шестерен в редуктор через штуцер 8 и трубку 7 поступает из масляной системы дизеля масло под давлением 0,4—0,6 ат, обеспечиваемым тем же редукционным клапаном, через который проходит масло для распределительного редуктора.
Смазка для подшипников вертикального вала и конических роликовых подшипников промежуточного вала подается через штуцеры 27 и 24, к которым она поступает в ограниченном количестве (в виде отдельных капель) из специальных капельных масленок (на рисунке не показаны).
Обе цилиндрические пары шестерен охлаждаются и смазываются путем погружения нижних шестерен в масляную ванну. Уровень масла в картере редуктора определяется положением сточного отверстия и находится примерно на расстоянии 70 мм от днища. Для контроля уровня масла в картере служит щуп 1. Слив масла осуществляется через отверстие, закрываемое пробкой 5.
Наружные подшипники ведущего вала смазываются смазкой УТВ (1-13) по ГОСТ 1631—52, которую запрессовывают через шариковые масленки 10 и 25 при помощи специального шприц-пресса. Все другие подшипники редуктора смазываются брызгами и парами масла.
При уходе за редуктором в эксплуатации следует пользоваться рекомендациями, изложенными в разделе «Распределительный редуктор» на стр. 144.