Содержание материала

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ1

1 Здесь рассматриваются принцип действия и конструкция аппаратов, специально разработанных для тепловоза ТЭ10.


Рис. 47. Реверсор ППК-8600:
1 — привод; 2 — вентиль электропневматический; 3 — барабан

Реверсор.

В качестве реверсора на тепловозе ТЭ10 применен переключатель пневматический кулачковый типа ППК-8600 (рис. 47). Он имеет двойной диафрагменный пневматический привод 1 с дистанционным электрическим управлением, которое осуществляется с помощью двух электропневматических вентилей 2 типа ВВ2. Переключатель имеет два рабочих положения подвижного барабана 3, состоящего из вала с надетыми на него кулачками.

Техническая характеристика реверсора типа ППК-8600
Число пар контактов               24
Число выводов                                                           ...                  36
Ток номинальный в а .  850
Напряжение максимальное (относительно корпуса) в в  900
Раствор контактов в мм не менее 10
Нажатие контактов в кг . 25—30
Провал контактов в мм 3—5
Блок-контакты . 2   н. о., 2 н. з.


Рис. 48. Контактный механизм реверсора:
1 — контактодержатель неподвижного контакта; 2 — неподвижный контакт; 3 — подвижный контакт; 4 — рычаг; 5 — контактодержатель подвижного контакта; 6 — кулачок

Устройство контактного механизма наглядно показано на рис. 48. При повороте вал посредством кулачка 6 приводит в движение контактный элемент с рычагом 4, который поворачивается вокруг оси на контактодержателе 5. Последний укреплен на изолированной стойке и несет на себе вывод двух подвижных контактов 3, установленных на рычаге. Неподвижный контакт 2 крепится на контактодержателе 1.

Контактор поездной.

На тепловозе ТЭ10 используется поездной электропневматический контактор типа ПК-754 (по схеме П1—П6), который по сравнению с контактором типа ПК-753, установленным на тепловозе ТЭ3, имеет лишь меньшие габариты, что достигнуто за счет уменьшения размеров литого основания пневматического привода.

Групповой контактор шунтировки поля.

Для шунтировки поля тяговых электродвигателей применяется групповой пневматический контактор типа ПКГ-461 (по схеме ВШ1, ВШ2) (рис. 49), имеющий дистанционный пневматический диафрагменный привод 7, управляемый электропневматическим вентилем 1 типа ВВ3. Привод поворачивает вал 8, на котором с помощью рычагов 6 и 5 укреплены подвижные контакты 4. Гашение дуги, возникающей между подвижным 4 и неподвижным 3 контактами, осуществляется в щелевой асбоцементной камере 2 с помощью магнитного дутья.

Техническая характеристика контактора типа ПКГ-461
Число полюсов . 6
Ток номинальный в а ... 320
Напряжение рабочее максимальное в а 20
Раствор контактов в мм не       менее ... 10
Провал контактов в мм    4—6
Нажатие контактов в кг ... 18—22
Блок-контакты .. 2   н. о., 2 н. з.



Рис. 50. Амплистат АВ-4:
1 — катушка рабочей обмотки; 2 — катушка обмоток подмагничивания; 3 — сердечник магнитопровода

Амплистат.

Амплистат типа АВ-4 (рис. 50) по схеме АВ предназначен для регулирования величины тока возбуждения главного генератора, имеет магнитопровод, который состоит из шести сердечников 3, собранных из листов электротехнической стали марки Э-310 толщиной 0,35 мм. На каждом сердечнике размещена катушка рабочей обмотки 1, залитая компаундом на основе эпоксидной смолы. Катушка 2, содержащая четыре обмотки подмагничивания, охватывает все сердечники. Управляющая обмотка содержит 800 витков провода диаметром 0,8 мм; обмотки подмагничивания — по 150 витков провода диаметром 1,5 мм. Сердечники амплистата стянуты между собой шпильками через угольники и алюминиевые колодки.
На первых десяти тепловозах ТЭ10 установлены амплистаты иной конструкции (типов АВ-1 и АВ-2).

Трансформаторы постоянного тока и напряжения.

Трансформаторы типов ТПТ-4А и ТПН-2А (по схеме ТПТ и ТПН) служат для измерения тока и напряжения главного генератора. Каждый трансформатор имеет два тороидальных сердечника, намотанных из ленты толщиной 0,2 мм. Материал ленты — пермаллой марки Э79НМ. На каждом сердечнике размещена половина витков рабочей обмотки. Рабочая обмотка трансформатора тока состоит из 2 X 2 000 витков провода диаметром 0,8 мм, рабочая обмотка трансформатора напряжения — 2 X 464 витка провода диаметром 1,16 мм. Трансформатор напряжения, кроме того, имеет обмотку управления, охватывающую оба сердечника и состоящую из 245 витков провода диаметром 1,16 мм. Магнитопровод и обмотка трансформаторов залиты эпоксидным компаундом. Существует модификация конструктивного исполнения трансформаторов, отличающаяся тем, что магнитопровод и обмотка не залиты компаундом и размещены между текстолитовыми панелями.

Трансформатор коррекции.

Трансформатор постоянного тока (коррекции) типа ТПТ-3А (по схеме ТК) служит для измерения тока возбуждения главного генератора. Трансформатор имеет два сердечника, шихтованных из листов электротехнической стали марки Э-44 толщиной 0,2 мм. Катушка состоит из обмотки управления и рабочей обмотки и залита эпоксидным компаундом. Рабочая обмотка содержит 2X90 витков провода диаметром 2,44 мм.

Автотрансформатор возбуждения.

Автотрансформатор возбуждения типа ТВ-2 (по схеме АТВ) служит для понижения напряжения синхронного возбудителя. Он имеет трехстержневой сердечник из листовой электротехнической стали марки Э-44 толщиной 0,2 мм. Обмотки трансформатора залиты эпоксидным компаундом.

Распределительный трансформатор.

Распределительный трансформатор типа ТР-2А (по схеме ТР) служит для гальванического разделения цепей питания трансформаторов постоянного тока и напряжения, а также коррекции и обеспечения напряжения питания, необходимого для каждой из этих цепей. Распределительный трансформатор броневого типа; он имеет трехстержневой сердечник из 

листовой электротехнической стали марки Э-44 толщиной 0,2 мм. Пять обмоток трансформатора образуют катушку, залитую эпоксидным компаундом.
Первичная обмотка Н1-К1 состоит из 50 витков провода диаметром 1,95 мм и рассчитана на напряжение 220 в и ток 9 а. Вторичная обмотка Н5-К5 содержит 13 витков провода диаметром 2,44 мм, рассчитана на напряжение 55 в и ток 15 а. Остальные вторичные обмотки содержат по 30 витков провода диаметром 1,08 мм, рассчитаны на напряжение 125 в и ток 2,5 а.

Трансформатор питания приборов.

Трансформатор питания приборов типа ТП-4 (по схеме ТП) служит для понижения напряжения одноякорного преобразователя до величины, на которую рассчитаны приборы на пульте машиниста.
Трансформатор броневого типа; он имеет сердечник из листов стали Э-42 и три обмотки. Первичная обмотка состоит из двух одинаковых частей (по 220 витков провода диаметром 0,8 мм), которые могут быть соединены последовательно (при питании трансформатора от преобразователя, имеющего напряжение 110 в) или параллельно (при питании от колец вспомогательного генератора напряжением 55 в). Одна из вторичных обмоток, служащая для питания приборов, имеет 132 витка провода диаметром 1,08 мм и рассчитана на напряжение 33 в.

Панель германиевых выпрямителей.

Панель германиевых выпрямителей типа ПВГ-7080 (по схеме Bl, В2) применяется в селективной схеме. На панели установлены 16 германиевых выпрямителей типа ВГ-10-80. Питание основного и резервного блоков осуществляется через штепсельные разъемы.

Блок боксования.

Блок боксования типа ББ-303 (по схемам РБ1, РБ2, РБ3) служит для защиты от разносного боксования колесных пар. Блок представляет собой панель, на которой смонтированы три реле типа РК-1Н. Эти реле отличаются от реле типа Р-46Б-1, установленных на тепловозе ТЭ3, только обмоточными данными катушки, которая имеет 1 200 витков провода диаметром 0,8 мм. Реле регулируются на напряжение срабатывания 2,6—3,0 в.

Электромагнит тяговый.

Электромагнит тяговый типа ЭТ-52 (по схеме МР1—MP4) применяется в механизме затяжки пружины регулятора дизеля.
Электромагнит (рис. 51) прямоходного типа, закрытого исполнения с коническим стопом. Магнит не имеет своей противодействующей пружины. При включении катушки 2 якорь 3 притягивается к сердечнику 1 и перемещает шток 5. Магнит имеет винт 4 для регулировки хода.

Техническая характеристика тягового электромагнита типа ЭТ-52

Напряжение номинальное катушки в в .                                        75
Число витков . 11000
Диаметр провода в мм .                                                          0,2
Максимальный ход в мм . 2,5
Тяговое усилие в кг ... . 1,5—3

Регулировочный реостат.

Регулировочный реостат типа РР-2010 (по схеме РР) связан со штоком сервомотора регулятора дизеля и служит для изменения величины тока в регулировочной обмотке амплистата. Реостат прямоходового типа с одним цилиндром сопротивления и тремя выводами.


Рис. 51. Тяговый электромагнит ЭТ-52:
1 — сердечник; 2 — катушка; 3 —  якорь; 4 — винт; 5 — шток

Рис. 52. Блок германиевых выпрямителей БВГ-6062:
1 — германиевый выпрямитель: 2 — добавочное сопротивление

Техническая характеристика реостата типа РР-2010
Ток номинальный в а . 4,6
Сопротивление полное в ом .. 1,7
Ход подвижного контакта в мм . 64

Блоки выпрямителей и конденсаторов.

Выпрямители на выходе амплистата (по схеме БВГ1 и БВГ2) скомпонованы в два аналогичных по конструкции блока БВГ-6062 (рис. 52) и БВГ-6063, каждый из которых содержит шесть германиевых выпрямителей 1 типа ВГ-50-100, соединенных последовательно с добавочными сопротивлениями, имеющими вид фехралевой пластинки. Выпрямители, расположенные в блоке друг над другом, включены между собой параллельно. В блоке БВГ-6062 соединены минусовые выводы, а в блоке БВГ-6063 — плюсовые.
На блоке БВГ-6062 установлен блок германиевых выпрямителей типа БВГ-6040 (по схеме ВЗ), состоящий из четырех выпрямителей типа ВГ-10-80, соединенных по мостовой схеме.
Для защиты выпрямителей от перенапряжений применяются конденсаторы, скомпонованные в блоки типов БК-400 и БКВ-301 (по схеме БК-1 и БК-2). Блок БК-400 содержит четыре конденсатора емкостью 4 мкф каждый. Три из них подключены параллельно выпрямителям блока БВГ-6062, а четвертый защищает выпрямители блока БВГ-6040. Конденсаторы блока БКВ-301 (того же типа) присоединены параллельно выпрямителям блока БВГ-6063. Кроме того, данный блок содержит шунтирующий выпрямитель типа ВГ-50-100, который служит для улучшения формы характеристики амплистата.
Все описанные в данном разделе блоки смонтированы в вентиляционных патрубках главного генератора и обдуваются поступающим в него воздухом.

Ящики и панели сопротивлений.

Сведения о сопротивлениях приведены в табл. 5.

Прочие аппараты.

На тепловозе ТЭ10 применен кнопочный выключатель типа ВКР-1200, который отличается от кнопочного выключателя тепловоза ТЭ3 типа ВК-2 только тем, что не имеет запирающего блокировочного устройства.
Незначительно конструктивно отличается контроллер типа КВ- 1501 тепловоза ТЭ10 от контроллера КВ-16А-12 тепловоза ТЭ3. Панель реле обратного тока типа ПР-26А-3 по сравнению с панелью ПР-26А-1 тепловоза ТЭ3 имеет увеличенное сечение токовой катушки (длительный ток 160 а вместо 70 а).
В качестве разъединителя реле заземления использован однополюсный выключатель типа ГВ-25А.
Остальные аппараты (реле управления, перехода, заземления, давления масла, регулятор напряжения, клапан и педаль песочницы, электропневматические вентили, ряд сопротивлений и др.) не отличаются от применяемых на тепловозе ТЭ3.

Особенности ухода за аппаратами.

Новая аппаратура, применяемая на тепловозе ТЭ10, состоит в основном из аппаратов (трансформаторы, магнитные усилители, блоки и панели выпрямителей, конденсаторов), которые не имеют подвижных частей и не требуют специального ухода. Необходимо следить лишь за тем, чтобы магнитные усилители и выпрямители не подвергались ударам и резким сотрясениям.

Таблица 5


Тип панелей

Обозначение
на схемах

Назначение

Тип элемента (цилиндра, трубки)

Количество на панели (в ящике)

Сопротивление элемента (цилиндра, трубки) номинальное в ом

Соединение
элементов

Количество панелей (ящиков) на тепловоз

ЯС-9200

СШ1-2,
СШ3-4, СШ5-6

Шунтирование обмоток возбуждения двигателей 

КФ, 1 600 вт

2

Первая ступень — 0,0125
Вторая ступень — 0,0067

3

ЯС-7101

СЗБ

Сопротивление заряда батареи

КФ, 920 вт

1

0,151

1

ЯС-7015

СЗД1

Сопротивление пуска дизеля 

КФ, 920 вт

1

0,004

1

ПС-5100*

СТН
СЗД2

Сопротивление в цепи управления ТПН ..
Сопротивление в цепи пуска дизеля ...

СР-314
СР-333

8
2

По 51
По 0,88

Последовательное
Один цилиндр

1

ПС-5051

СОЗ
СОУ
СОР
СБТТ

Сопротивление в цепи задающей обмотки ...
Сопротивление в цепи управляющей обмотки ...
Сопротивление в цепи регулировочной обмотки
Сопротивление балластное
ТПТ ...

СР-323

СР-323

СР-323

СР-315

1

1

1

1

8,35

8,35

8,35

33

2

1

* Имеет двухэтажное исполнение.

Продолжение


Тип панелей

Обозначение
на схемах

Назначение

Тип элемента (цилиндра, трубки)

Количество на панели (в ящике)

Сопротивление элемента (цилиндра, трубки), номинальное в ом

Соединение
элементов

Количество панелей (ящиков) на тепловоз

ПС-5051

СЕТИ

Сопротивление балластное
ТПН ...  

СР-314

1

51

__

 

ПС-5040

СВВГ

Сопротивление в цепи возбуждения возбудителя .

СР-330
СР-316

3
1

По 2,41
23

Последовательное

1

ПС-5022

СРР
СВР

Сопротивление в цепи регулировочного реостата
Сопротивление разрядное в цепи обмотки возбуждения генератора ...

СР-321
СР-316

1
1

16,4
23

1

ПС-4051

СВТ
СРВЗ

Сопротивление в цепи возбуждения тахогенератора . . .
Сопротивление в цепи катушки
реле времени РВЗ

ПЭ-150-40
ПЭ-150-60
ПЭ-150-175
ПЭ-150-400

2
1
1
1

По 40
60
175
400

Последовательное

1

ПС-4053

СРП1, СРП2

Сопротивление реле перехода

ПЭ-150-2,5 ПЭ-150-2500
ПЭ-150-3500

1
3
1

2,5
По 2 500
3 500

Последовательное

2

ПС-2021

Сопротивление ультрафиолетового освещения ..

ПЭ-50-175

2

По 175

2

ПС-2022

Сопротивление в цепи управления электромагнитными муфтами ...

ПЭ-50-50

2

По 50

__

1