Содержание материала

Автоматическая локомотивная сигнализация с автостопом

Для предотвращения случаев проезда запрещающих сигналов на тепловозе ТЭ10 применяется автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа с автостопом. Сигналы путевых светофоров передаются на движущийся тепловоз и повторяются установленным в кабине машиниста локомотивным светофором*.

* Исключение составляет красный огонь, которому на локомотивном светофоре соответствует огонь желтый с красным; красный огонь на локомотивном светофоре загорается при проезде закрытого путевого светофора.

Комплект аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации включает (см. рис. 37, 38) приемные катушки, усилитель с дешифратором, локомотивный светофор, электропневматический клапан, рукоятку бдительности.
Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа применяется на участках железных дорог, оборудованных автоблокировкой. Связь между путевыми и локомотивными устройствами осуществляется непрерывно (отсюда название «локомотивная сигнализация» непрерывного типа) с использованием рельсового пути, по которому движется тепловоз. Путевыми устройствами вырабатывается и непрерывно посылается в рельсы навстречу движущемуся локомотиву электрический переменный ток, который создает вокруг рельсов переменное магнитное поле. Силовые линии этого поля пронизывают сердечники приемных катушек, подвешенных на путеочистителях тепловоза над головками рельсов. В результате этого в обмотках катушек наводится электродвижущая сила.
Для того чтобы при помощи одной электрической рельсовой цепи можно было передать различные показания путевых светофоров, используется так называемый кодовый способ передачи. Коды локомотивной сигнализации представляют собой периодически повторяющиеся комбинации импульсов переменного тока. Поэтому ток, посылаемый путевыми устройствами в рельсы, называется кодированным.
Электродвижущая сила, наводимая в приемных катушках, недостаточна для непосредственного воздействия на локомотивные устройства, поэтому она предварительно усиливается усилителем. Усиленные сигналы, соответствующие посылаемому в рельсы кодированному току, поступают затем в дешифратор, который, преобразуя их, управляет огнями локомотивных светофоров и электропневматическим клапаном автостопа. Примененная на тепловозе ТЭ10 схема дешифратора позволяет осуществить контроль скорости локомотива при приближении к запрещающим сигналам путевых светофоров. Так, например, если тепловоз движется навстречу красному огню светофора, то через каждые 15 сек электропневматическим клапаном подается звуковой сигнал, при этом скорость движения тепловоза не должна превышать 20 км/ч.

Если тепловоз принимается на станционный путь, не оборудованный локомотивной сигнализацией, и проходит открытый входной светофор, то на локомотивном светофоре загорается белый огонь.
Если машинист потеряет бдительность (не нажмет своевременно на рукоятку бдительности) либо превысит разрешенную скорость движения (20 км/ч), то автостоп сработает, и тепловоз остановится.
Питание локомотивных устройств автоматической сигнализации на тепловозе ТЭ10 осуществляется от аккумуляторной батареи.

ТЕПЛОВОЗНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ

Для оперативной связи машиниста тепловоза с дежурным по станции, диспетчером или машинистами других локомотивов на тепловозе ТЭК) имеется радиостанция типа ЖР3, работающая на жесткофиксированных радиоволнах с частотой 2 586 кгц.
В условиях железнодорожного узла радиостанция обеспечивает уверенную двустороннюю радиосвязь с однотипной стационарной радиостанцией на расстоянии 9—10 км1. Комплект аппаратуры локомотивной радиостанции включает (см. рис. 37 и 38) приемопередатчик, пульт управления и динамический громкоговоритель.
Приемо-передатчик блочной конструкции состоит из четырех блоков (передатчика, приемника, блока питания, блока вызывного устройства), смонтированных на общей амортизационной раме. Для защиты от механических повреждений блоки и рама заключены в металлический ящик. Общий вес приемо-передатчика 70 кг.
Пульт управления радиостанции выполнен в виде настенного телефонного аппарата. На нем размещены выключатель радиостанции, кнопки для вызова абонентов, вольтметр для контроля питающего напряжения и шумозащищенная микротелефонная трубка.
Радиостанция рассчитана на громкоговорящий прием. В качестве громкоговорителя применен динамик с постоянным магнитом мощностью 5 в. Для работы радиостанции используется Г-образная антенна со снижением, выполненным в виде поручней, установленных на изоляторах. Длина горизонтальной части антенны около 8 м. Наибольшая высота установки ее определена с учетом вписывания тепловоза в габарит. Источником питания радиостанции на тепловозе служит одноякорный преобразователь ПО-300В, преобразующий постоянный ток с напряжением 75 в в переменный напряжением 110 в при частоте 50 гц. Для поддержания постоянства частоты преобразователь имеет специальный центробежный регулятор.
Управление радиостанцией несложно. Включение ее производится тумблером, установленным на пульте управления. Для вызова абонента (диспетчера, дежурного по станции и др.) достаточно нажать одну из вызывных кнопок на пульте. Переключение с приема на передачу осуществляется специальным рычагом (тангентой), вмонтированным в рукоятку микротелефонной трубки. Абонент вызывается звуковым сигналом.