Содержание материала

Харьковский тепловозостроительный завод им. В. А. Малышева совместно с харьковским заводом «Электротяжмаш» создали на базе тепловоза ТЭ10 унифицированный ряд магистральных тепловозов различных мощностей для пассажирской и грузовой службы, который, кроме тепловоза ТЭ10, включает следующие машины: грузовой тепловоз 2ТЭ10 (ТЭ12); пассажирский тепловоз ТЭП10 (ТЭ11); грузовой тепловоз ТЭ30.
Тепловоз 2ТЭ10 представляет собой двухсекционную машину мощностью 6 000 л. с. Секция его в отличие от тепловоза ТЭ10 имеет только одну кабину, которая размещена со стороны высоковольтной камеры; со стороны холодильника имеется дверь с тамбуром и переходной площадкой, которые обеспечивают возможность непосредственной связи между обеими секциями. Тепловоз развивает силу тяги 54 т при скорости 23 км/ч. Конструкционная скорость его равна 100 км/ч.
Тепловоз ТЭП10, как и тепловоз ТЭ10, является односекционной машиной с двумя кабинами управления мощностью 3 000 л. с., но конструкционная скорость его равна 140 км/ч, что достигнуто за счет изменения передаточного отношения тягового редуктора с 4,53 до 3,15 (при использовании электродвигателя типа ЭД-104). Для обеспечения минимальной длины тормозного пути при высоких скоростях движения на тепловозе ТЭП10 применяется электропневматический тормоз.

Тепловоз ТЭ30 — двухсекционный, мощностью 4 000 л. с., по раме, кузову, тележке, секциям холодильника, котлу обогрева, электродвигателям и некоторому другому оборудованию он полностью унифицирован с тепловозами 2ТЭ10. На каждой его секции установлен дизель 6Д100 мощностью 2 000 л. с., спроектированный на базе серийного дизеля 2Д100. Применение двухступенчатого наддува позволило повысить его цилиндровую мощность до 250 л. с. Поэтому он имеет 8 цилиндров (вместо десяти у дизеля 2Д100 равной мощности).
Тепловоз ТЭ30 может развивать силу тяги 40 400 кг при скорости 20 км/ч. Конструкционная скорость его равна 100 км/ч. Для удобства сравнения ниже приведены основные технические данные тепловозов унифицированного ряда.


Тепловозы унифицированного ряда смогут удовлетворить потребности железнодорожного транспорта на ближайшее десятилетие. Однако при их проектировании предусматривалась возможность повышения мощности в одной единице с 3 000 до 3 600—4 000 л. с. и с 2 000 до 2 400 л. с.
Тепловозы унифицированного ряда построены харьковским заводом им. В. А. Малышева совместно с харьковским заводом «Электротяжмаш» и Луганским тепловозостроительным заводом и проходят эксплуатационные испытания.

Исполнительная схема электрических соединений тепловоза

Рис. 59. Исполнительная схема электрических соединений (силовые цепи и цепи управления)

Исполнительная схема электрических соединений (освещения и вспомогательного электрооборудования)
Рис. 60. Исполнительная схема электрических соединений (освещения и вспомогательного электрооборудования)
Примечание

  1. Схема изображена в положении,соответствующем остановленному дизелю и автоматическому управлению жалюзи
  2. Нормальным положением реверсора условно принято положение, соответствующее движению тепловоза вперед

3. Клемы.отмеченные знакомсоединяют отдельные цепи схемы
4 Выносками показаны провода, изготавливаемые из провода сечением свыше 2,5 ммг. марка провода сечением 2,5 мн2 и менее указывается в таблице проводов