Содержание материала

III РЕЛЕ И ПАНЕЛИ ЗАЩИТЫ

Реле перегрузки РТ-250 и РТ-252

Основные технические данные реле перегрузки следующие:

Реле перегрузки РТ-250 и РТ-252 по конструкции аналогичны и отличаются только величиной тока уставки.
Реле представляет собой электромагнит клапанного типа. Ярмо магнитопровода 7 (рис. 14) и якорь 6 шихтованные. Якорь вращается на оси и его масса сбалансирована противовесом 4. В окно магнитопровода установлена одновитковая токовая катушка 3, выполненная в виде шины, концы которой служат выводами. Электрическая блокировка 8 выполнена в виде самостоятельного узла и приводится в действие хвостовиком якоря. Блок-контакты реле защищены съемным прозрачным кожухом.

Рис. 14. Реле перегрузки РТ-260 и РТ-252

Реле собирают между двумя изоляционными боковинами 1 и снаружи закрывают защитным кожухом 5. Для сигнализации срабатывания реле (включения) предусмотрен механический указатель срабатывания — блинкер 9 с ручным возвратом. Отключение якоря происходит под действием отключающей пружины 2.
При текущем ремонте необходимо следить за чистотой изоляционных поверхностей реле, четкой работой подвижных частей, состоянием контактов. Блинкер должен свободно, без застреваний, выпадать при срабатывании реле. Проверяют надежность крепления болтовых и винтовых соединений.
При плановых ремонтах проверяют разрыв и провал блок-контактов и регулируют изменением количества прокладок на якоре со стороны штока блокировки. Контролируют зазор между якорем и штоком блокировки. Замену блокировки производят при износе контактов до толщины 0,2—0,3 мм. Проверяют уставку реле. Величину уставки регулируют изменением усилия отключающей пружины. Верхний предел уставки можно повысить увеличением зазора под якорем. Оси вращения якоря и блинкера, поверхность торца магнитопровода и шток блокировки смазывают тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201.

Реле контроля оборотов РО-33

Основные технические данные реле контроля оборотов следующие:

Раствор блок-контактов . 2,5-3 мм
Испытательное напряжение изоляции блокировки относительно корпуса           1500 В

В корпусе 17 (рис. 15) на роликовых конических подшипниках вращается центробежный механизм реле, состоящий из валика 15, рычагов 12 и 13 и корпуса подшипника 14. В корпусе подшипника расположен упорный подшипник 4, скользящий в продольном направлении на втулке 3. На упорный подшипник с другой стороны опирается шток 6, прижатый к подшипнику пружиной 10. Шток перемещается по направляющей специальной гайки 5, которой регулируется уставка реле. Через специальные резьбовые втулки 9 блокировку 7 крепят к крышке реле 11. Этими резьбовыми втулками регулируют зазор между штоком 6 и штоком блокировки.
Блокировка выполнена с мгновенным переключением контактов. Снаружи она защищена кожухом 8.
Для смазывания подшипников, в которых вращается валик 15 центробежного механизма, используют масленку 16. Сочленение реле с валом расщепителя фаз осуществляется при помощи втулки 1. При вращении валика центробежного механизма рычаги 12 и 13 под действием центробежных сил приводят в поступательное движение корпус подшипника 14 с упорным подшипником. Последний, преодолевая усилие пружины, толкает шток, который приводит в действие электрическую блокировку.


Рис. 10. Реле контроля оборотов РО-33

Проверку технического состояния реле производят при малых периодических ремонтах электровоза. Контакты блокировки, имеющие наплывы и брызги металла, зачищают личным напильником. Замену контактов производят при износе напаек до толщины 0,1—0,3 мм. Раствор контактов должен быть 2,5—3 мм.
При замене блокировки устанавливают зазор 1+-2 мм между штоком блокировки и штоком 6 центробежного механизма. Проверяют электрическую прочность изоляции блокировки. При необходимости производят регулировку реле изменением натяжения пружины 10. При частоте вращения 1500 об/мин должен быть запас хода штока блокировки.
Замену смазки производят не реже двух раз в год. Для этого отвертывают винт 2 и через масленку 16 нагнетают смазку до ее появления из отверстия. Нс реже одного раза в год производят разборку реле для проверки состояния подшипников и деталей центробежного механизма. После сборки валик центробежного механизма должен вращаться в подшипниках свободно, осевой люфт не допускается. Люфт устраняют установкой кольцевых прокладок.

Реле термозащитное ΡΤ3-32


Основные технические данные реле следующие: Длительно допустимый ток  5 А
Рабочая температура +80 С _
Температура плавления вставки .. 165°С—175 С
Время срабатывания с рабочего состояния при скорости нарастания температуры воздуха 25°С/мин, не более    5 мин
Максимально допустимая температура в месте установки реле в течение 3 мин        250оС
Номинальное напряжение относительно земли . . 50 В
Масса ... 0,11 кг

Термозащитное реле представляет собой устройство, реагирующее на изменение температуры окружающей среды. На изоляционной колодке 1 (рис. 16) винтами к резьбовым втулкам, прикреплены контактные пружины 3, выполненные из бронзовой ленты толщиной 0,2 мм. Концы их сведены вместе и скреплены специальной заклепкой 2 (плавкой вставкой), выполненной из сплава: свинец — 35%, олово —65%. При сведении контактных пружин одновременно производится натяжение отключающих пружин 4.
При повышении температуры окружающего воздуха в районе установки реле до 165—175° С специальная заклепка плавится и концы контактных пружин, в которые она была вставлена, под действием отключающих пружин расходятся, разрывая   

электрическую цепь. Для ограничения хода пружин предусмотрен упор 5.
Термозащитное реле простое по конструкции и особого ухода не требует. При его эксплуатации особое внимание следует обращать на надежность крепления пружин к резьбовым втулкам, а плавкой вставки к контактным пружинам, а также на состояние изоляционных поверхностей.
После срабатывания реле необходимо произвести его перезарядку, для чего зачистить пружины от остатков расплавленной вставки и нагара; свести вместе концы контактных пружин и вставить в отверстие плавкую вставку, надежно ее обжав или развальцевав.

Панель защиты от юза и кругового огня ЮЗ-491

Основные технические данные панели следующие:

Провал блок-контактов реле времени РВ, не менее .. —2 мм
Электрическая прочность изоляции катушки реле времени РВ относительно контактов напряжением переменного тока частотой 50 Гц в течение 1 мин ... 11.. 000 В
Панель защиты от юза и кругового огня состоит из двух реле 5 (рис. 17) защиты от юза (РЗЮ1 и РЗЮ2), двух реле 4 защиты от кругового огня (РКО1 и РКО2), двух реле времени 5 (РВ1 и РВ2) и добавочных резисторов 7 и 9 регулируемого типа ПЭВР и нерегулируемого типа ПЭВ.

Рис. 17. Панель защиты от юза и кругового огня ЮЗ-4911

Выводы низковольтной цепи подсоединены к клеммной рейке 2 с маркировкой клемм цифрами 6, 5, 4, 3, 2 и 1. Высоковольтные выводы размещены с противоположной стороны панели и подходят к высоковольтным клеммам 9. Магнитопроводы реле РКО и РЗЮ объединены общей заземляющей шиной с клеммой 1. Все элементы устройства расположены на изоляционной панели 10. Элементы схемы между собой соединены монтажными проводами 6.
Реле РЗЮ и РКО конструктивно выполнены одинаково и представляют собой электромагнитные реле клапанного типа. Реле РКО имеет указатель срабатывания (блинкер).
При плановых ремонтах проверяют регулировку реле. Ток срабатывания реле РКО и РЗЮ при отключенных добавочных резисторах и зазоре между якорем и центром полюса не более 5 мм должен быть 0,19±0,01 А. При этом разрыв контактов блокировки 4—5 мм и провал 2—3 мм обеспечивают перемещением блокировки или зазором под якорем.
Напряжение срабатывания (уставку) реле РЗЮ 100±5 В регулируют изменением величины регулируемого резистора ПЭВР-50=1000 Ом, включенного последовательно с катушкой реле.
Напряжение срабатывания (уставку) реле РКО 500-50. В обеспечивают величиной добавочного резистора ПЭВ-100-2400 Ом и сопротивлением катушки реле. Возможна регулировка изменением затяжки отключающей пружины реле. При этом ток срабатывания реле не должен выходить за пределы 0,18—0,21 А.
Регулировку выдержки времени отключения реле РВ производят изменением воздушного зазора между якорем и полюсным наконечником (наибольший зазор 3,5 мм), а также изменением натяжения отключающей пружины. Обращают внимание па зазор между скобой магнитопровода и якорем (при притянутом якоре), который должен быть не более 0,1 мм. После регулировки реле пломбируют. При регулировке реле РКО необходимо разорвать цель реле РЗЮ во избежание перегрева обмотки реле РЗЮ и добавочного резистора.
Напряжение подают на клеммы А и Б при регулировке реле РЗЮ1 и РКО1 и на клеммы В и Г при регулировке реле РЗЮ2 и РКО2.
Испытание электрической прочности напряжением 6000 В производят:    
между выводами А, Б, В и Г с одной стороны и выводами Ж, 1, 2, 3, 4, 5, 6 и отверстиями диаметром 12 мм в панели с другой стороны;
между выводами А и Б с одной стороны и выводами В и Г с другой.
Испытание электрической прочности напряжением 1500 В производят между выводными клеммами 1, 2, 3, 4, 5 и 6 и выводом Ж.
При текущем ремонте необходимо следить за чистотой изоляционной панели, а также изоляционных поверхностей реле, за четкой работой подвижных частей реле, за состоянием контактов. Периодически проверяют надежность крепления болтовых и винтовых соединений, разрыв и провал блок-контактов. Контакты заменяют при их износе до толщины 0,2—0,3 мм.
Оси вращения и торцы магнитопроводов реле смазывают тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201.

Панель защиты Π3-223

Основные технические данные панели следующие:
Номинальное напряжение .. 240  В
Номинальный ток ... 0,1_  А
Рабочее напряжение . 127  В
Амплитуда перенапряжений .                          .      .      .     .      . 1800 ,
Испытательное напряжение между стяжной шпилькой и выводными шпильками переменного тока частотой 50 Гц в течение 1 мин . .           . 1500 В
Масса .. 1,5   кг
Панель защиты выполнена в виде столбика из четырех тервитовых шайб 3 (рис. 18),-объединенных в две группы по две шайбы. Столбик с помощью стяжной шпильки 2 установлен на гетинаксовой изоляционной панели 1. Токоотвод от шайб осуществлен с помощью трех алюминиевых контактных пластин 4 к выводным шпилькам 5. Тервитовые шайбы являются нелинейным сопротивлением. Принцип их работы основан на изменении величины сопротивления при изменении приложенного к ним напряжения.
В схеме шайбы включены параллельно защищаемым обмоткам трансформатора. Номинальное напряжение их значительно выше рабочего напряжения обмоток, поэтому их включение не оказывает влияния на режим работы трансформатора.

При напряжении на шайбах ниже номинального их сопротивление составляет несколько килоом, а при повышении напряжения выше номинального (возникновение перенапряжения) сопротивление шайб резко уменьшается до 100—300 Ом и источник перенапряжения оказывается практически замкнутым накоротко. Этим исключается приложение повышенного напряжения к защищаемой обмотке.

Панель защиты не требует особого ухода. При плановых осмотрах необходимо затягивать крепеж контактных соединений. При снятии панели избегают резких ударов во избежание разрушения тервитовых шайб. На малых периодических ремонтах производят проверку сопротивления тервитовых шайб мегомметром на 200 В между контактными пластинами. Сопротивление должно быть в пределах 1 —10 кОм. Работоспособность панели защиты проверяют вольтметром и амперметром. При включении между клеммами 1—2 и 2—3 постоянного напряжения 110 В ток в цепи должен быть 0,01—0,2 А. Класс точности приборов — 2,5, внутреннее сопротивление вольтметра — не менее 20 кОм.