Переход в режим электрического торможения осуществляют после установки главной рукоятки контроллера машиниста в нулевое положение. Размыкается контакт в проводах Н2—Э7 (см. рис. 42) главного вала контроллера машиниста и теряют питание катушки линейных контакторов 51-54. Линейные контакторы отключаются в обеих секциях электровоза, обесточивая цепи тяговых двигателей. Размыкающие блок-контакты этих контакторов в цепи сигнализации включают промежуточные реле 268. Другие размыкающие блок-контакты линейных контакторов 51, 53 шунтируют замыкающие контакты реле 266 в цепи сброса катушки контактора 208. Начинается поворот валов главного переключателя до нулевой позиции, независимо от положения главного переключателя другой секции электровоза. Размыкается контакт в проводах Н2—Э12 главного вала контроллера машиниста и теряют питание катушки электропневматических клапанов БП тяга блокировочного переключателя БП, но переключатели остаются в положении Тяга.
Для сбора схемы цепей режима электрического торможения необходимо установить реверсивную рукоятку контроллера машиниста в положение ПП вперед, а затем тормозную рукоятку поставить в положение ПП. Перевод тормозной рукоятки из нулевого положения в любое другое положение возможен только в положении 1ΊΠ Вперед реверсивной рукоятки и нулевом положении главной рукоятки благодаря наличию механических блокировок валов контроллера машиниста.
В положении П тормозной рукоятки замыкается контакт в проводах Н2—Э60 тормозного вала контроллера машиниста и подается питание катушке реле 270. Реле включается и своими контактами производит следующие переключения:
замыкающим контактом подготавливается цепь для включения катушек клапанов контакторов возбуждения 46, 47;
два размыкающих контакта, включенные последовательно с блок-контактами ГПО, отключаются, чем предотвращается возможность включения катушек линейных контакторов по цепи замкнутых блок-контактов ГПО, контактов реле 270 и блок-контактов аппаратов 49, 50, 2514-254, т. е. по цепи включения тягового режима.
Замыкается контакт в проводах Н2—Н100 тормозного вала контроллера машиниста, подготавливая цепь для включения катушек линейных контакторов и удерживающих катушек реле заземления 88 обеих секций электровоза. Благодаря разомкнутому блок-контакту тормозного переключателя 49 катушки клапанов линейных контакторов 514-54 не получают питание в обеих секциях электровоза.
Замыкается контакт в проводах Н2—Э56 тормозного вала контроллера машиниста, подавая питание катушке электропневматического клапана БПторм блокировочного переключателя БП и подготавливая цепь для включения катушек контакторов 46, 47.
Блокировочный переключатель переходит из положения Тяга в положение Торможение, при этом его контакты производят следующие переключения:
замыкающие контакты в проводах С121—С122, С221—С222, С3—С322 подают трехфазное переменное напряжение 380 В цепям управления выпрямительной установки возбуждения 60, блоку измерения БИ-1 и блоку автоматики БА (см. рис. 40);
размыкающий контакт в проводах Н87—Н84 отключает цепь включающего электромагнита 4 вкл главного выключателя, чем предотвращается возможность его включения в режиме электрического торможения (рис. 43);
размыкающий контакт в проводах Э1—Н91 отключает цепь питания катушек электропневматических клапанов 49, 50 тяга тормозных переключателей и катушек клапанов 2514-254 тяга устройств переключения потока воздуха (см. рис. 42);
замыкающий контакт в проводах Э1—Н61 включает катушки электропневматических клапанов 49, 50 торм тормозных переключателей и катушек клапанов 2514-254 торм устройств переключения потока воздуха. Тормозные переключатели 49, 50 и устройства переключения потока воздуха 251-254 переходят из положения Тяга в положение Торможение;
замыкающий контакт в проводах Н03—Н05 шунтирует размыкающий контакт реле 271 в цепи катушек электропневматических клапанов линейных контакторов. Этим самым в режиме электрического торможения электровоза допускается пневматическое подтормаживание состава с включением контакта ДДР электропневматического датчика ПД и включением промежуточного реле 271.
Размыкающий контакт этого реле отключается, но катушки клапанов линейных контакторов остаются включенными;
замыкающие и размыкающие контакты в проводах Э2—Н78 и ЭЗ—Н79 подготавливают цепь питания катушки нагрузочного клапана 263 от провода Э2 и катушки нагрузочного клапана 262 от провода Э3,
замыкающий контакт в проводах Н34—Н36 шунтирует замыкающий контакт реле 266 в цепи сброса позиций катушки контактора 208, что необходимо для продолжения сброса позиций главного переключателя до нулевой позиции в случае включения линейных контакторов 51, 53 и размыкания блок-контактов этих контакторов;
размыкающий контакт в проводах Н185—Н165 отключает цепь катушек реле времени 211, 212, чем предотвращает ложные включения реле боксования 43, 44 (см. рис. 38);
замыкающий контакт в проводах Н185—Н190 включает цепь катушек реле времени РВ1, РВ2, которые обоими замыкающими контактами подготавливают цепь для включения катушек реле юза РЗЮ1, РЗЮ2,
замыкающий и размыкающий контакты в проводах Э55, Н180, Н174 совместно с замыкающими и размыкающими контактами устройств переключения потока воздуха 251-254 обеспечивают переключения в цепи сигнальных ламп ППВ.
Диаграмма замыкания контактов блокировочного переключателя показана на рис. 44.
После перехода тормозных переключателей 49, 50 (см. рис. 42) в положение Торможение их замыкающие блок-контакты подготавливают цепь для включения катушек электропневматических клапанов контакторов возбуждения 46, 47. Второй замыкающий блок-контакт тормозного переключателя 49 подготавливает цепь для включения катушек линейных контакторов 51-54 в обеих секциях электровоза, чем обеспечивает включение линейных контакторов после переключения тормозных переключателей. Размыкающие блок-контакты тормозных переключателей 49, 50 отключаются, чем предотвращают возможность включения катушек линейных контакторов по цепи размыкающих блок-контактов аппаратов.
После перехода устройств переключения потока воздуха 251-254 в положение Торможение, их размыкающие контакты отключаются, чем предотвращают возможность включения катушек линейных контакторов по цепи размыкающих блок-контактов аппаратов. Замыкающие контакты устройств переключения потока
Рис. 44. Диаграмма замыкания контактов блокировочного переключателя
воздуха включаются, подготавливая цепь для включения катушек линейных контакторов. Контакты устройств переключения, находящиеся в цепи катушек линейных контакторов, замыкаются только в крайнем положении Тяга (рис. 45) или Торможение. Если по какой-либо причине лопатка одного из переключателей потока воздуха остановится в промежутке между положениями Тяга и Торможение, то замыкающий и размыкающий контакты этого аппарата окажутся разомкнутыми.. Катушки линейных контакторов не получат питания и не включатся ни в режиме торможения, ни в режиме тяги.
Другие пары замыкающих и размыкающих контактов 251-254 работают в цепи сигнализации совместно с замыкающим и размыкающим контактами блокировочного переключателя БП.
Катушки клапанов контакторов возбуждения 46, 47 получают питание и контакторы включаются, если:
включены контактор 128 и его замыкающий блок -контакт;
имеется достаточное давление воздуха в тормозной магистрали и замкнут контакт реле давления ПВУ;
все остальные размыкающие контакты защитных реле, находящиеся в цепи катушек контакторов 46, 47, замкнуты.
Замыкающие блок-контакты контакторов 46, 47 включаются и подают питание катушкам электропневматических клапанов линейных контакторов 51-54. Вторые замыкающие блок-контакты контакторов 46, 47, находящиеся в цепи катушек контакторов 46, 47, шунтируют замыкающий контакт реле 270.
Линейные контакторы включаются в обеих секциях электровоза и своими размыкающими контактами разрывают цепь питания катушек реле 268. Реле 268 включается и своим размыкающим контактом совместно с замыкающими блок-контактами контакторов 46, 47 шунтируют замыкающий контакт рёле 270. Вторым размыкающим и замыкающим контактами реле 268 производится переключение цепей аппаратов ВР, 371 и 261. Одновременно теряет питание и гаснет сигнальная лампа ТД на пульте машиниста. На этом заканчивается подготовка к работе цепей в режиме электрического торможения.