Содержание материала

Работа цепей управления при питании электрических машин электровоза от сети депо

Вспомогательные электродвигатели электровоза могут получать переменное трехфазное напряжение 380 В от сети депо. Для этого необходимо переключатель вспомогательных цепей 111 (рис. 49) установить в нижнее положение, в котором розетки 108—110 соединяются с цепями вспомогательных машин. Блок- контакт переключателя в проводах Э18—Н101 (рис. 50) замыкается и подготавливает цепь для включения катушек контакторов расщепителя фаз (см. рис. 40).
Переменное напряжение сети депо подается на розетки 108— 110 через специальный контактор К1 (см. рис. 49). Катушка этого контактора должна быть включена через розетку 295. В цепи розетки включены размыкающий блок-контакт разъединителя сек ций 126 и замыкающий контакт блокировочного устройства 235, которые служат для обеспечения безопасности обслуживающего персонала.


Рис. 49. Схема питания электровоза от сети депо
Разъединитель секций должен быть включен, чтобы напряжение сети депо не попало по межсекционному соединению в другую секцию электровоза и обслуживающий персонал не попал бы под напряжение. Блок-контакты разъединителя должны быть замкнуты. Шторы и двери высоковольтных камер должны быть обязательно закрыты. Замки штор и дверей должны быть заперты ключами. Ключи вынимают из замков и вставляют в блокировочное устройство 235. В блокировочном устройстве эти ключи необходимо повернуть, после чего поворачивается рукоятка этого устройства. При этом замыкаются контакты устройства.

Рис. 50. Диаграмма замыкания блок- контактов переключателя вспомогательных цепей
Если же включить разъединитель секций или оставить открытыми шторы или двери высоковольтной камеры, го не замкнется блок-контакт 126 или контакт 235 и не включится контактор К1.

Тяговые двигатели электровоза могут получать постоянное напряжение 150-200 В от сети депо для передвижения электровоза или проточки бандажей колесных пар. Для этого необходимо включить разъединитель 19 или 20, соединяющий розетку 106 с цепями тяговых двигателей. Постоянное напряжение сети депо подается на розетку 106 через специальный контактор К2. Катушка этого контактора должна быть включена через розетку 295 для предотвращения попадания обслуживающего персонала под напряжение.
Контакторы К1 и К2, устанавливаемые в депо, должны иметь следующие электрические параметры:
контактор К1 трехполюсный переменного тока на напряжение 380 В и ток не менее 200 А;
контактор К2 однофазный постоянного тока на напряжение не менее 200 В и ток не менее 300 А.
Контакторы К1 и К2 должны иметь электромагнитный или электропневматический привод. Катушку привода рассчитывают на ток не более 5 А и напряжение не более 50 В. На этот же ток и напряжение рассчитаны контакты аппаратов 126 и 235.
Катушка контактора K1 (К2) должна обязательно включаться через розетку 295, которая установлена в каждой секции электровоза. Несоблюдение этого требования может привести к пораже нию электрическим током обслуживающего персонала.

Работа цепей управления главным выключателем, электродвигателем СМ и освещением

При коротком замыкании цепи обмоток возбуждения тяговых двигателей или сквозном пробое плеча выпрямительных установок возбуждения 60 срабатывает максимальное токовое реле РТВ1 (см. рис. 38). Размыкающий контакт этого реле отключает цепь


Рис. 51. Схема электродвигателя привода ЭКГ (а) и электродвигателя малого компрессора (б)

удерживающего электромагнита 4 удер главного выключателя первой секции электровоза (см. рис. 41). Главный выключатель отключается. Пропадает напряжение на тяговых обмотках трансформатора 3 первой секции электровоза, следовательно, превращается и ток короткого замыкания.
Электродвигатели СМ (рис. 51) привода главного переключателя стали поставляться без добавочных полюсов, что позволило повысить пусковой момент электродвигателя. Одновременно увеличился пусковой ток электродвигателя, что в свою очередь потребовало в распределительном щите установить предохранитель в проводе Н49 на ток 25 А (рис. 52). Зарядный агрегат электровоза обеспечивает питание цепей управления выпрямленным стабилизированным напряжением 50±2,5 В (среднее значение). Из-за наличия пульсаций выпрямленного напряжения эффективное значение напряжения может достигать 55 В и более в зависимости от величины тока нагрузки зарядного агрегата и величины напряжения в контактной сети.
Для ламп накаливания, которые применяют на электровозе в цепях освещения и сигнализации, номинальным напряжением равным 54—55 В является эффективное значение напряжения. А превышение питающего напряжения на 5% более номинального снижает срок горения ламп накаливания. Таким образом, лампы иногда работают с перекалом.
Для исключения перекала и повышения срока службы ламп, цепи освещения и сигнализации включают добавочные резисторы 50, 52+58 (рис. 53, а), которые снижают напряжение на лампах до 50 В (эффективное значение).
Лампы освещения и сигнализации должны быть установлены тех типов и в таком количестве, какое указано в чертежах и схемах электровоза.
Резистор 41 в цепи прожекторной лампы 300 имеет дополнительный вывод. Когда в цепь лампы включен весь резистор 41, то лампа горит тускло. Если же включить кнопку Прожектор яркий свет, то участок резистора 41 с выводами 1,2 оказывается шунтированным. В цепи лампы остается включенным часть резистора с выводами 2,3. Лампа прожектора горит в полный накал. На нее подается напряжение не более 50 В (эффективное значение).

При неисправности электродвигателя МВ9 (см. рис. 47) привада вентилятора калорифера обогрева лобовых стекол кабины машиниста может прекратиться обдув нагревателя калорифе pa 196 (см. рис. 40). Нагреватель начнет перегреваться и расплавит легкоплавкий сплав термозащитного реле. Разомкнется контакт термозащитного реле 140 и отключит катушку контактора 195 и электродвигатель МВ9. Контактор 195 отключит нагреватель калорифера 196, чем предотвратит его сгорание.

Рис. 50. Схема распределительного щита
Четыре нагревателя спускных кранов 181-184 (см. рис. 52) включаются непосредственно автоматическим выключателем Обогрев кранов блока автоматов 216. Четвертым автоматическим выключателем блока автоматов 216 на первой секции включается электроплитка, а на второй секции электровоза этот автоматический выключатель включает катушку контактора 136 обогревателя санузла через блок-контакты 250 термореле.
Для коммутации и защиты от коротких замыканий многих цепей управления применены автоматические выключатели ВА1—ВА22 типа А63-М (см. рис. 53, а и б). После ликвидации короткого замыкания автоматические выключатели позволяют быстро восстановить аварийную цепь, при этом не требуются плавкие предохранители на различные номинальные токи.
Электрические цепи управления с электродвигателями СМ и МКП из-за больших пусковых токов остались защищенными плавкими предохранителями.

Рис. 53. Схема цепей освещения