Содержание материала

V III ЦЕПИ УПРАВЛЕНИЯ
30. Работа цепей управления в тяговом режиме

Работа цепей клапанов токоприемников и цепей управления главными выключателями в тяговом режиме ничем не отличается от работы аналогичных цепей электровоза ВЛ80к, поэтому в настоящей книге не описывается.
В схеме цепей управления вспомогательными машинами после включения кнопки Фазорасщепители (рис. 41) получают питание катушки и включаются пусковые контакторы 119 в обеих секциях электровоза. В цепях вспомогательных машин (см. рис. 40) эти контакторы включают пусковые резисторы Р31—РЗЗ расщепителей фаз. В цепях управления замыкающие блок-контакты этих контакторов подают питание катушкам включающих контакторов 125 (см. рис. 41). Контакторы включаются в обеих секциях электровоза и подают напряжение 380 В от обмоток собственных нужд тяговых трансформаторов 3 расщепителям фаз. Одновременно включаются замыкающие блок-контакты контакторов 125 и шунтируют замыкающие блок-контакты контакторов 119. Следовательно, включение расщепителя фаз происходит после включения своего пускового резистора.
Начинается вращение роторов расщепителей фаз. Когда частота вращения ротора какого-либо расщепителя фаз достигнет 1350 об/мин, происходит переключение контактов его реле оборотов 249.
Размыкающий контакт реле оборотов отключает свою катушку контактора 119. Контактор 119 отключает пусковой резистор Р31—Р33. Дальнейшее увеличение частоты вращения ротора этого расщепителя фаз (разгон) до частоты 1490 об/мин происходит без пускового резистора. Одновременно с отключением контактора размыкается и его замыкающий блок-контакт, но катушка контактора 125 остается включенной за счет собственного замыкающего блок-контакта.
Замыкающий контакт реле оборотов подготавливают цепь катушек контакторов 209 для включения. Когда разгонится второй расщепитель фаз и переключатся контакты его реле оборотов, то происходит включение контакторов 209. Подается питание на кнопки кнопочных включателей 224 в обеих секциях электровоза. Но включены могут быть только кнопки кнопочного выключателя, у которого открыт замок. А замки могут быть открыты только у кнопочных выключателей секции электровоза, из которой ведется управление.

Рис. 41. Схема цепей управления вспомогательными машинами

После включения контакторов 209, его замыкающие блок-контакты производят следующее: включают сигнальную лампу ФР на пульте машиниста. Загорание этой лампы с зеленым стеклом сигнализирует об окончании запуска расщепителей фаз и образовании системы трехфазного переменного напряжения 380 В в обеих секциях электровоза. Следовательно, разрешается включение кнопок остальных вспомогательных машин;
шунтируют замыкающие блок-контакты контакторов 119, 125 в цепи катушки контактора 125.
Во время проезда нейтральной вставки машинист электровоза отключает кнопки всех вспомогательных машин, в том числе и расщепителя фаз. После проезда нейтральной вставки роторы расщепителей фаз продолжают вращаться по инерции. Частота вращения ротора расщепителя фаз долго оказывается больше уставки частоты реле оборотов, равной 1100 об/мин, при которой контакты реле возвращаются в исходное положение. Катушки контакторов 119 оказываются отключенными размыкающими контактами реле оборотов.
Включение расщепителей фаз после проезда нейтральной вставки осуществляется (не ожидая переключения контактов реле оборотов) включением кнопки

Фазорасщепители. В этом случае катушки контакторов 209 сразу получают питание через включенные замыкающие контакты реле оборотов. Контакторы 209 включаются и подают питание кнопкам кнопочных выключателей 224. Через замыкающие блок-контакты этих контакторов подается питание катушкам контакторов 125. Контакторы 125 производят включение вращающихся расщепителей фаз. Разгон расщепителей фаз, вращающихся с частотой не менее 1100 об/мин, может происходить без включения пусковых резисторов.
Одновременно через другие замыкающие блок-контакты контакторов 209 подается питание сигнальной лампе ФР, разрешая включение остальных вспомогательных машин. Однако включать кнопки вспомогательных машин сразу после загорания сигнальной лампы ФР не рекомендуется. Необходимо сделать паузу для того, чтобы роторы расщепителей фаз разогнались от частоты вращения 1100 об/мин до частоты вращения 1490 об/мин.
Срабатывание теплового реле 137 или 139 (см. рис. 40) приводит к отключению катушки включающего контактора 125. Расщепитель фаз отключается и начинается постепенное уменьшение его частоты вращения. Остальные электродвигатели продолжают вращаться за счет наличия емкостей 165-168 и 171, создающих переменное трехфазное напряжение. Когда частота вращения останавливающегося расщепителя фаз достигнет 1100 об/мин, происходит переключение контактов реле оборотов. Замыкающий контакт реле оборотов отключает катушку контактора 209, который отключает вспомогательные электродвигатели в обеих секциях электровоза. Одновременно гаснет сигнальная лампа ФР на пульте машиниста. Размыкающий контакт реле включает пусковой контактор 119.
                                                                                                              

По истечении времени, необходимого для остывания биметаллической пластинки теплового реле, происходит замыкание его контакта. Включается контактор 125 и начинается самопроизвольный запуск расщепителя фаз без вмешательства локомотивной бригады. Когда частота вращения расщепителя фаз достигнет 1350 об/мин, срабатывает реле оборотов.
Контактор 209 включает все вспомогательные машины одновременно в обеих секциях электровоза. Если остывание теплового реле произойдет раньше, чем сработает реле оборотов, то начнется запуск расщепителя фаз без пускового резистора при вращающихся остальных вспомогательных машинах.
Самопроизвольные пуски расщепителя фаз и остальных вспомогательных машин могут повторяться несколько раз, что недопустимо. Машинисту электровоза необходимо следить за сигнальной лампой ФР и отключать кнопки вспомогательных машин и расщепителя фаз, когда гаснет эта лампа.
Цепи включения контакторов электродвигателей вентиляторов, компрессора и насоса трансформатора ничем не отличаются от аналогичных цепей электровоза ВЛ80к. Следует дополнить, что нормально компрессор начинает работу при открытом в атмосферу разгрузочном клапане 246. Когда разгонится электродвигатель компрессора, то разгрузочный клапан закрывается и компрессор начинает нагнетать воздух в пневматическую магистраль. Этим облегчается запуск электродвигателя компрессора.
После отключения кнопки Компрессоры повторное ее включение рекомендуется производить не ранее чем через 20 с. Если будет произведено включение кнопки.

Компрессоры сразу после ее отключения, то воздух может не успеть выйти в атмосферу из участка пневматической сети между компрессором и обратным клапаном. Разгрузочный клапан 246 будет закрыт и компрессор начнет работу на противодавление пневматической магистрали. Запуск электродвигателя компрессора будет затруднен, а при низком напряжении в контактной сети и охлажденном компрессоре электродвигатель может не разогнаться до частоты вращения 1405 об/мин. По обмоткам электродвигателя будет длительно протекать пусковой ток, что приведет к срабатыванию тепловых реле 154, 156 и отключению катушки контактора  124. Контактор отключит электродвигатель компрессора.         
В схеме цепей управления от контроллера машиниста две группы катушек линейных контакторов 51, 52 и 53, 54 (рис. 42) получают питание и включаются в тяговом режиме, если:
главный переключатель находится в нулевом положении и его блок-контакты ГПО в проводах Н6—Н7 и Н6—Н8 замкнуты;
катушка промежуточного реле 270 обесточена и размыкающие контакты этого реле замкнуты;
тормозные переключатели 49 и 50 находятся в положении Тяга и их размыкающие блок-контакты замкнуты;
переключатели потока воздуха 251, 252 и 253, 254 находятся в положении Тяга и их размыкающие блок-контакты замкнуты;
включены контакторы 129 и 130 электродвигателей вентиляторов охлаждения тяговых двигателей и замыкающие блок-контакты этих контакторов включены;
включены разъединители вентилей 81 и 82 выпрямительных установок и размыкающие блок-контакты разъединителей замкнуты *.
После включения линейных контакторов 51, 52 и 53, 54 включаются их замыкающие блок-контакты в проводах Н6—Н9 и Н6—Н12. Теперь блок-контакты ГПО могут разомкнуться, но линейные контакторы останутся включенными. Если же разомкнется, например блок-контакт 129, то отключатся катушки линейных контакторов 51, 52. Повторное их включение возможно только на нулевой позиции главного переключателя (при замкнутом блок- контакте 129).
Контроль за состоянием тормозной магистрали осуществляется при помощи пневматического датчика усл. № 418000, устанавливаемого на электровозе между двухкамерным резервуаром и главной частью воздухораспределителя усл. № 270. Своей пневматической частью датчик подключен к каналу дополнительной разрядки магистрали и каналу тормозного цилиндра электровоза.
При нарушении плотности тормозной магистрали (расцепление соединительных рукавов, обрыв поезда, срыв стоп-крана и т. д.) обычно резко снижается давление воздуха в воздуховоде тормозной магистрали. Достаточно снижения на 0,2 кгс/см* **, чтобы давление воздуха в канале дополнительной разрядки магистрали кратковременно повысилось до величины уставки включения контактов ДДР пневмоэлектрического датчика ПД.
Получает питание катушка и включается промежуточное реле 271. Своим размыкающим контактом реле отключает цепь катушек клапанов линейных контакторов 51-54. Контакторы отключают тяговые двигатели в обеих секциях электровоза. Замыкающий контакт реле 271 шунтирует контакт ДДР через вентиль 185, чем обеспечивается запоминание импульса давления в канале дополнительной разрядки магистрали. Теперь давление в канале дополнительной разрядки магистрали может снизиться, контакты ДДР могут разомкнуться, но катушка реле 271 останется включенной за счет собственного замыкающего контакта и вентиля 185.
Одновременно подается питание сигнальной лампе ТМ (тормозная магистраль) на пульте машиниста. Загорание лампы ТМ сигнализирует о нарушении плотности тормозной магистрали.

* Омическое сопротивление тормозного резистора в процессе торможения не меняется.

** Остальные условия включения катушек линейных контакторов не отличаются от условий включения линейных контакторов на электровозе ВЛ80к.

Рис. 42. Схема цепей управления от контроллера машиниста


При более глубокой разрядке тормозной магистрали и снижении давления в ней на 0,64-0,8 кгс/см2 и более появляется давление воздуха в канале тормозного цилиндра. Когда это давление достигнет величины, при которой размыкается контакт ДТЦ пневмоэлектрического датчика ПД, то отключается реле 271. Размыкающий контакт этого реле вновь замкнется, но линейные контакторы останутся отключенными. Замыкающий контакт реле 271 разорвет цепь сигнальной лампы ТМ. Лампа погаснет, так как не сможет получать питание через включенный контакт ДДР из-за наличия селенового выпрямителя 185. Погасание лампы ТМ сигнализирует о начале торможения состава автоматическими тормозами.
При отпуске тормозов сначала размыкается контакт ДДР, а затем замыкается контакт ДТЦ. Таким образом, реле 271 не включается и не загорается ложно сигнальная лампа ТМ.
Во время отключения катушки реле 271 электромагнитная энергия, запасенная в катушке этого реле, разряжается через селеновый выпрямитель 186. Этим самым снижается подгар контакта ДТЦ.
Остальные цепи (см. рис. 42) работают в тяговом режиме так же, как и на электровозе ВЛ80к.