Содержание материала

IV АППАРАТУРА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Блок управления реостатным торможением БУРТ-724

Основные технические данные блока управления реостатным торможением следующие:
Напряжение питания переменного тока .                            .      . 380 В
Потребляемая             мощность ... 0,5 кВт
Диапазон регулирования ограничения тормозной
силы .. 20—50 тс
Уставка ограничения               тока возбуждения .              .      . 1100 А
» » »              якоря 950
Масса ... 87,3 кг
Все элементы схемы автоматики выполнены блочно и смонтированы в отдельных кассетах, образуя отдельные блоки: БП-1 — блок питания 2 (рис. 19), БП-2 — блок питания 11, БПр — блок преобразователя напряжения 10, ФП-РУ — блок функционального преобразователя решающего устройства 6, БОТ—блок ограничения токов 7, БСС — блок сравнения скорости 8, ФР-УИ — блок фазорегулятора — усилителя импульсов 9.
Кассеты имеют три габарита. В кассете первого габарита смонтированы блоки БОТ, ФП-РУ, БСС и ФР-УИ, в кассете второго габарита — БП-1, БП-2, в кассете третьего габарита — БПр.
Каждая кассета представляет собой конструкцию рамочного типа.

Ловители 3 (рис. 20) кассеты при установке ее в шкаф входят в соответствующие отверстия в задней стенке шкафа, обеспечивая определенное расположение кассеты относительно шкафа. Для уменьшения смещения кассеты применяют также штыри 1, для которых в шкафу предусмотрены соответствующие пазы. Для обеспечения надежной фиксации кассет относительно каркаса шкафа предусмотрен замок 2. В положении 0 замок позволяет свободно вставить кассету в шкаф, после чего, повернув его в положение 3, получаем фиксацию кассеты в шкафу.
Внутренний монтаж выведен на 30-ножевые колодки с ловителями РП14. Ответные части с гнездами и отверстиями для ловителей вмонтированы в шкаф.

Рис. 19. Блок управления реостатным торможением БУРТ-724

Кассета 2 (см. рис. 19) блока БП-1, к которому подводится напряжение 380 В, снабжена дополнительной специальной клеммной колодкой. Сопрягающиеся с этой колодкой контактные зажимы вмонтированы в шкаф. Клеммную колодку с контактными зажимами затягивают винтами. Чтобы вынуть из шкафа кассету, нужно сначала отвернуть эти винты.
Металлический шкаф состоит из отдельных каркасов 12, расположенных на основании 1. При сборке шкафа каркасы надевают на шпильки, закрепленные в основании, и таким образом устанавливают друг на друга. Сверху шкаф накрыт крышкой 5, которая служит для вентиляции, а также предохранения попадания посторонних предметов внутрь шкафа. С боковых сторон к каркасам крепят винтами жалюзи 3, через которые осуществляется естественная вентиляция.
Задняя сторона шкафа закрыта кожухом.
Подводка напряжения осуществляется через два контактных зажима, каждый из которых рассчитан на 18 клемм.
Зажимы закреплены на уголках, приваренных к основанию шкафа.
На лицевых панелях блоков имеются планки 4 с контрольными клеммами, маркированные цифрой и буквой К, через которые, не вынимая кассет из шкафа, можно с помощью приборов контролировать параметры блока.
При обслуживании БУРТ необходимо следить за: состоянием и исправностью предохранителей на блоках питания БП-1 и БП-2; состоянием заземляющих шин и проводов; наличием пломб на замках кассет блоков; креплением проводов на клеммных рейках; состоянием поверхностей жалюзи; исправным креплением кожухов.
При плановых работах (не реже чем при малых периодических ремонтах) проверяют правильность и настройку отдельных функциональных узлов блоков.

18. Блок измерения БИ-714

Основные технические данные блока измерения следующие:

Блок измерения собран на изоляционной панели 1 (рис. 21) и состоит из трансформатора 8, резисторов 2, диодов 5, предохранителя 6, штепсельной колодки 4 и клеммной рейки 9. Все элементы блока соединены монтажными проводами, собранными в пучки 7. Подсоединение элементов внешнего монтажа производится к клеммной рейке. Выводы клеммной рейки задублированы на колодку 4, через которую производится электрическая проверка элементов схемы. Элементы блока защищены кожухом 3. Со стороны клеммной рейки на кожухе имеется бобышка для заземления.


Рис. 21. Блок измерения БИ-714

Блок имеет четыре резистора R1—R4, которые крепят на панели шпильками.
Трансформатор имеет четыре независимые вторичные обмотки. Между вторичной и первичной обмотками трансформатора установлен заземляющий экран, исключающий попадание напряжения 380 В в цепь управления. На диодах Д1—Д16 собраны четыре выпрямительных моста. Первичная обмотка трансформатора питается через предохранитель ПР1. Замену его производят без снятия кожуха.
При малых периодических ремонтах проверяют блок на работоспособность. Для этого, подавая на клеммы 11—12 переменное напряжение 50 В и поочередно закорачивая клеммы 41—42, 43—44, 45—46, 47—48, замеряют напряжение на клеммах 23—24, которое должно быть 11,5±1 В. Замер производят прибором магнитоэлектрической системы с пределом измерения 0—30 В.
Очищают блок от пыли, для чего продувают его сухим сжатым воздухом давлением 2—3 кгс/см2. Обращают внимание на исправность .монтажа.
При перегорании вставки предохранителя необходимо установить причину ее сгорания и сменить предохранитель. Причиной могут быть короткое замыкание в схеме, витковое замыкание катушек трансформатора, повышенное напряжение и другие неисправности.
Перед испытанием блока на электрическую прочность напряжением 2000 В закорачивают между собой клеммы 11 и 12. Напряжение прикладывают между клеммой Ж и 11.
Перед испытанием напряжением 1500 В закорачивают клеммы 23, 24, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48. Напряжение прикладывают между клеммой Ж и 23, а также между клеммой 23 и заземляющей бобышкой на кожухе. Работа блока со снятым кожухом не допускается.
После установки блока на электровоз проверяют заземление кожуха и экрана трансформатора.

Блок измерения БИ-723

Блок измерения, собранный на изоляционной панели 1 (рис. 22), состоит из выпрямительных мостов, резисторов, конденсаторов, штепсельной колодки и клеммной рейки.
Все элементы блока соединены между собой монтажными проводами, собранными в пучки 9. Подсоединение элементов внешнего монтажа производится к клеммной рейке 6. Выводы клеммной рейки задублированы на 30-гнездовую колодку 7. Два выпрямительных моста Д1—Д4 и Д5—Д8 и выпрямители Д9, ДЮ собраны на диодах 2, выпрямительный мост ДИ—Д14 — на диодах 4. Блок имеет нерегулируемый 5 и регулируемый 8 резисторы. В блоке установлены электролитические конденсаторы 10.


Рис. 22. Блок измерения БИ-723
Все элементы блока защищены кожухом 3, имеющим заземляющую бобышку 11.
При малых периодических ремонтах проверяют блок на работоспособность. Подают переменное напряжение 10. В поочередно к клеммам 51—52, 53—54 и 1—2. При этом необходимо убедиться в. наличии напряжения на клеммах:
25—26 в пределах до 13,5 В при подаче напряжения на клеммы 51—52, 53—54; 55—56 в пределах от 6 до 8 В при подаче напряжения на клеммы 1—2.
Очищают блок от пыли и грязи, продувают его сухим сжатым воздухом давлением 2—3 кгс/см2.
Проверяют целостность монтажных проводов. Перед испытанием блока на электрическую прочность напряжением 1500 В ставят его на технологические болты М8 в отверстия диаметром 9 мм и закорачивают их между собой и заземляющей бобышкой. Закорачивают клеммы 1, 2, 25, 26, 51, 52, 53, 54, 55, 56. Работа блока со снятым кожухом во избежание влияния внешних магнитных полей не допускается. После установки блока на электровоз проверяют заземление кожуха.
Трансформатор постоянного тока ТПТ-6


Трансформатор тока состоит из двух тороидальных сердечников с обмотками 3 (рис. 23), токопроводящего стержня 4 с контактными зажимами 1 и боковин 2 с опорными изоляторами 5.
Тороидальные сердечники выполнены из электротехнической стали марки Э-330 толщиной 0,35 мм с характеристикой намагничивания, близкой к прямоугольной. На каждом тороиде установлены вторичные обмотки. Число витков каждой обмотки 1200. Снаружи ее намотана в один слой экранная обмотка виток к витку.
Первичной обмоткой трансформатора является латунный стержень 4. Контактные зажимы служат для подключения трансформатора в силовую цепь постоянного тока и конструктивно использованы для стяжки катушек. Трансформатор установлен на изоляторах 5.


Рис. 23. Трансформатор постоянного тока ТПТ-6
Принцип действия трансформатора основан на использовании явления изменения индуктивного сопротивления дросселя со стальным сердечником при подмагничивании его постоянным током. Изменяя величину постоянного тока, можно управлять величиной переменного тока. Вторичная обмотка питается напряжением 127 В от трансформатора блока измерения БИ-714. Первичная — включена в цепь якоря тягового двигателя.
Трансформатор ТПТ работает таким образом, что подведенное ко вторичной обмотке переменное напряжение изменяется в зависимости от величины тока в первичной обмотке. Следовательно, снимаемое со вторичной обмотки трансформатора напряжение пропорционально току якоря тягового двигателя.
Трансформатор постоянного тока в эксплуатации не требует особого ухода. При текущем ремонте необходимо следить за затяжкой болтов контактных зажимов и выводов вторичных обмоток. При плановых ремонтах обращают внимание на состояние поверхности изоляции катушек и боковин. Очищают изоляцию от пыли и грязи. Проверяют электрическую прочность изоляции:  
напряжением 5000 В в течение 1 мин между стержнем и выводом экрана Эк,
напряжением 1500 В в течение 1 мин между выводами катушек Н и К и выводом экрана.
При монтаже трансформатора на электровозе проверяют заземление вывода экрана.

Тахогенератор ГС-2

Основные технические данные тахогенератора следующие:
Напряжение при частоте вращения вала тахогенератора 467 об/мин             6±0,2 В
Частота выходного напряжения при скорости электровоза 110 км/ч            95 Гц
Масса .. .      7,6 кг


Рис. 24. Тахогенератор ГС-2
Тахогенератор состоит из генератора 1 (рис. 24) скоростемера завода «Транссигнал» и делителя напряжения 2. Генератор представляет собой машину, магнитный поток в которой создается постоянными магнитами. При вращении ротора с постоянными магнитами в неподвижных обмотках генератора индуктируется переменное напряжение, величина и частота которого прямо пропорциональна частоте вращения ротора (скорости движения электровоза).
Генератор имеет большой разброс характеристик. Для выравнивания разброса характеристик отдельных тахогенераторов на выходе каждого тахогенератора включен делитель напряжения, представляющий собой набор резисторов МЛТ-1, соединенных по параллельно-последовательной схеме. Подбор резисторов производят опытным путем для каждого тахогенератора. Резисторы монтируют в блоке и заливают эпоксидным компаундом.
Вал тахогенератора соединен с осью колесной пары электровоза специальным соединением.
Электрическое соединение производится через штуцер 4 и клеммные зажимы 3 делителя напряжения.
Тахогенераторы установлены в буксах колесных пар тяговых двигателей 2, 3, 6 и 7.
При эксплуатации тахогенератора необходимо не допускать ослабления болтовых соединений, нарушения крепления кабельного ввода. Регулировка и замена элементов тахогенератора в процессе эксплуатации не разрешается.
При выходе из строя делителя напряжения или генератора скоростемера их необходимо заменять новыми.

Проверку напряжения на тахогенераторе при вращении его вала с частотой вращения 467±2 об/мин производят по специальной схеме (рис. 25). При этом величина напряжения на клеммах 1—2 должна быть 6±0,2 В. Вольтметр в измерительной схеме магнитоэлектрической системы не ниже I класса точности с внутренним сопротивлением не менее 20 кОм. После проверки тахогенератор пломбируют.