Содержание материала

К контрольно-измерительным системам относятся измерительные тележки, несущие рихтовочный и нивелировочные тросы, а также лазерную установку, механизмы натяжения этих тросов, прижатия и подъема измерительных тележек, измерительные датчики, пульты управления и контрольно-измерительные приборы.
При техническом обслуживании осматривают все узлы этих систем, очищают их от пыли и грязи. При этом особое внимание обращают на исправность и надежность транспортных креплений контрольно-измерительных тележек и мест крепления трос-хорды, так как от их исправности зависит безопасность движения. Все замеченные неисправности этих узлов следует немедленно устранять. Проверяют степень изношенности измерительных механизмов и пинолей. Устраняют появившиеся люфты в них и зазоры между измерительными вилками и трос-хордой. Проверяют целостность трос-хорды и нивелировочных тросов. При наличии обрыва более 15 нитей на 5 м его длины трос бракуют и заменяют новым. Производят регулировку натяжения трос-хорды и нивелировочных тросов.
Надежность работы контрольноизмерительных систем зависит от исправности пневмооборудования. Из резервуаров пневмосистемы ежедневно спускают конденсат. Очищают от грязи фильтр-влагоотделитель, промывают его и подтягивают детали крепления. Если пневмоцилиндры не развивают необходимого усилия, заменяют их манжеты. Утечку воздуха в штуцерах устраняют их подтяжкой. В местах крепления резиновых шлангов к ниппелям утечки воздуха устраняют подтяжкой хомутов крепления шлангов. Неисправные трубы и шланги пневмооборудования заменяют.
При осмотре пультов управления и измерительных приборов проверяют точность показаний вольтметров, амперметров и других контрольно-измерительных приборов. Погрешность в показаниях приборов не должна превышать допустимой для данного класса точности. Стекла приборов с трещинами заменяют. Установленные на машину приборы пломбируют.
При производстве периодических ремонтов устраняют люфты в измерительных механизмах, и пинолях, шарнирах измерительных тележек, заваривают появившиеся трещины в штангах и рамках измерительных тележек. Колеса измерительных тележек и их реборды во время работы изнашиваются, что влияет на погрешность измерения контрольно-измерительных систем. Поэтому колеса и реборды наплавляют до проектного размера и обтачивают. Заменяют износившиеся и неисправные подшипники качения. Меняют тросы рихтовочных и выправочных систем. Заменяют изношенные манжеты в пневмоцилиндрах, неисправные трубы и шланги, подтягивают муфты трубопроводов.
Электронные платы систем управления ремонтируют на специализированных заводах, однако некоторые элементы электронного оборудования могут быть проверены и заменены машинистами выправочно-подбивочных и рихтовочных машин.

Сопротивления резисторов проверяют омметром. При этом отклонение от номинального сопротивления допускается ± 10%. Если омметр показывает сопротивление, близкое к нулю или бесконечности, резистор заменяют. Полупроводниковые диоды также можно проверить омметром, измеряя их прямое и обратное сопротивление постоянному току. Подключив к катоду вывод прибора, соединенный с отрицательным полюсом батареи, а к аноду — с положительным, определяют прямое сопротивление диода, которое должно быть примерно 50 Ом. Затем меняют полярность и измеряют обратное сопротивление, которое должно быть примерно 500 кОм.
Конденсаторы большой емкости проверяют омметром на отсутствие короткого замыкания, обрыва. Стрелка прибора при подключении его измерительных выводов к конденсатору должна резко отклониться в сторону нуля, а затем плавно сместиться в сторону увеличения сопротивления. Полное сопротивление должно быть от нескольких сотен килоом до мегаом. При замене полярности должно повториться описанное. В этом случае конденсатор исправен.
После проведения всех видов обслуживания проверяют линейность и величину управляющего сигнала измерительных датчиков во всем диапазоне их работы, настройку нулевого положения вилок и кареток и работу всех контрольно-измерительных систем. В случае необходимости производят их настройку.