Содержание материала

Системы автоматической выправки пути в плане и в продольном профиле могут работать по методам: сглаживания, фиксированных точек, лазерного луча.
По методам сглаживания и фиксированным точкам работают на прямых участках, в кривых постоянного радиуса и в переходных кривых; по лазерному лучу — только на прямых участках пути без переломов продольного профиля.
Перед выправкой пути по любому методу машину переводят из транспортного положения в рабочее. На блоках управления включают питающее напряжение и проверяют функционирование отдельных элементов систем.
При работе по методу сглаживания выбирают базовую рельсовую нить и для нее устанавливают необходимую величину подъемки пути. В зависимости от того, какая рельсовая нить выбрана за базовую, устанавливают соответствующее превышение, задают превышение на шкале цифрового потенциометра и отрабатывают эту величину на пиноли переднего конца нивелировочной системы, при работе осуществляют контроль подъемки пути, перемещения передних концов нивелировочных тросов по вертикали, состояния пути по уровню.
Таким образом, передний конец троса базовой рельсовой нити устанавливается на высоте, соответствующей требуемой общей подъемке, а передний конец троса подстраивающейся рельсовой нити устанавливается в положение, соответствующее требуемому превышению этой нити относительно базовой. При этом передний конец подстраивающего троса займет заданное положение и будет поддерживаться в этом положении автоматически.
При работе на переходной или круговой кривой за базовую рельсовую нить выбирают внутреннюю, а внешняя устанавливается в требуемое положение по уровню. Для того чтобы получить требуемые значения, переходная кривая перед работой машины размечается по всей длине нанесением на каждой 4—5-й шпале внутри колеи числовых данных о требуемом возвышении в каждой точке и отмечается начало и конец переходной кривой. Машинисты вручную перед каждым рабочим циклом устанавливают соответственно задатчики превышения в положение, указанное на шпале, и осуществляют оперативный контроль по уровню в зоне подбивки. Если по окончании выправки путь не устанавливается в требуемое положение по уровню, то машинист ручным управлением осуществляет дополнительную подъемку одной из рельсовых нитей.
При рихтовке пути по методу сглаживания первоначально выставляют передний конец хорды в нулевое положение. Начав рихтовку пути, убеждаются, чтобы стрелки контрольных приборов после окончания процесса рихтовки находились в среднем (нулевом) положении.
Если работа происходит в переходной кривой, то перед началом работы производят разбивку переходной кривой с маркировкой чисел перестановки переднего конца хорды. Числовые значения стрел изгиба пути для данной системы записывают на шпалах в соответствии с таблицами, имеющимися на машине. По мере движения машины по переходной кривой машинист-оператор с помощью потенциометра (см. рис. 140) перемещает передний конец рихтовочной системы на величину, записанную на шпалах. Из кабины машиниста с помощью потенциометра (см. рис. 139) смещают нулевую точку рихтовки на величину, записанную на шпале, и по прибору контролируют качество рихтовки.
При рихтовке пути по методу фиксированных точек первоначально намечают проектную ось пути. При этом в качестве базы отсчета используется либо соседний путь, при условии если он лежит на оси пути, либо применяемые в путевом хозяйстве геодезические или другие приборы. Относительно выбранной базы отсчета через 3—4 шпалы измеряют существующее положение пути, сравнивают с проектным и вычисляют отклонения действительного положения пути относительно проектного. Полученные значения записывают на шпалах с указанием направления сдвижки и в процессе рихтовки потенциометром (см. рис 140) вручную устанавливают записанные величины сдвижки пути.
Для выправки пути в продольном профиле по методу фиксированных точек также необходима предварительная разбивка пути. Для этого первоначально выбирают наиболее высокий участок пути и на этом участке визуально находят наиболее высокую точку. На эту точку устанавливают рейку с делениями. Нивелировочный оптический прибор (нивелир) устанавливают на рельс в точке начала работы и наводят его на рейку с отсчетом на линейке рейки 10—15 мм — это число записывают на шпале в месте установки рейки. На каждой пятой шпале устанавливают измерительную рейку и прочитанные на рейке величины записывают на шпалах. Закончив разбивку этого участка (длина участка зависит от погодных условий и от возможностей оптического прибора), устанавливают оптический прибор на рельс в точке, где стояла рейка в начале нивелировочного участка, при этом приподнимают штатив прибора на величину 10—15 мм. Далее рейку ставят на наиболее высокую точку второго участка и записывают поправочную величину (прибор оптический устанавливают так, чтобы на линейке опять прочесть число 10—15 мм) и производят разбивку этого участка через 4 шпалы, как и первого. Далее разбивку обрабатываемого участка пути производят аналогичным образом. При работе машины записанные на шпалах величины устанавливают вручную на шкале «Величина подъема пути» (см. рис. 149), а между точками задания подъемки процесс выправки осуществляется по методу сглаживания.
При работе рихтовочной системы по лазерному лучу первоначально настраивают лазерное устройство. Машину двигают навстречу лазерному лучу и наблюдают за показаниями сельсинового указателя. Если сельсин меняет свои показания, это свидетельствует о том, что рихтовочная система с лазером работает нормально. При этом необходимо учитывать, что величина рихтовки пути приблизительно в 10 раз меньше показаний сельсинового указателя.

Работа выправочной системы в продольном профиле по лазерному лучу, осуществляется аналогичным образом. При этом контроль перемещения передних концов нивелировочных тросов осуществляют по контрольному прибору (см. рис. 149).