Содержание материала

Пневматическая рабочая система служит для выполнения вспомогательных операций:  подъем и опускание тележек контрольно-измерительной системы, их прижим к базовому рельсу, запирание рабочих органов в транспортном положении, обдув приборов. Пневмосистемы машин ВПР-1200, ВПРС-500 и Р-2000 аналогичны и комплектуются из одних и тех же элементов. Их отличие заключается лишь в различном количестве управляемых цилиндров и элементов пневмооборудования.
Воздух в рабочую пневматическую систему (рис. 115) подается из тормозной магистрали через разобщительный кран 34, фильтр-влагоотделитель 33 и маслораспылитель 32.


Рис. 115. Пневматическая рабочая система:
пневмоцилиндры: 1— подъема задней измерительной тележки; 2— прижима измерительных тележек на платформе; 3 — натяжения контрольной хорды; 4, 5 — трехходовые краны на платформе; цилиндры: 6,7 — подъема передней (на платформе) и задней (на машине) измерительных тележек; 8 — прижима задней тележки; 9, 10—натяжения рихтовочного и нивелировочных тросов; 11, 17— стопорения подбивочного блока; 12 — прижима средней измерительной тележки; 13, 14 — ограничения раскрытия подбоек; 15 — подъема второй тележки; 16 — подъема и прижима измерительного устройства; 18 — прижима передней измерительной тележки; 19, 34 — разобщительные краны; 20, 25 — двухходовые золотники; 21, 22 — стопорения и подъема передней измерительной тележке; 23, 30 — звуковой сигнал; 24 — трехходовой золотник на панели управления; 26 — регулятор давления; 27, 28— манометры, 29, 31 — кнопка включения обдува приборов и сигнала; 32 — маслораспылитель, 33 — фильтр-влагоотделитель

Пульт управления рабочей пневмосистемой
Рис. 116. Пульт управления рабочей пневмосистемой

Пневмоцилиндры 1 предназначены для подъема и опускания задней, а пневмоцилиндры 6 — передней тележек контрольно-измерительной системы, размещенной на прицепной платформе. Управление цилиндрами осуществляется трехходовыми кранами 4 и 5, размещенными с правой стороны рамы прицепной платформы около тележек. Прижим этих тележек к одному из рельсов осуществляется цилиндрами 2. Цилиндр 3 служит для натяжения контрольной хорды. Управление этим цилиндром осуществляется ручными золотниками, размещенными на распределительной панели пульта (рис. 116), находящегося в кабине машиниста.
В кабине машиниста размещены: кнопка 31 (см. рис. 115) управления звуковым сигналом 30, кнопка 29 включения обдува приборов и два манометра 27 и 28. Манометр 28 показывает давление воздуха в пневмосистеме, а манометр 27 — давление в цилиндрах 10 натяжения нивелировочных тросов, которое поддерживается на уровне 0,5 МПа регулятором давления 26, размещенным на панели управления. Регулятор снабжен клапаном сброса воздуха в атмосферу, что позволяет регулировать давление при отсутствии расхода воздуха.
На панели управления размещаются двухходовые золотники 25, которые сообщают одну из полостей управляемого цилиндра с пневмомагистралью во включенном положении, а в выключенном — ту же полость с атмосферой. Возврат управляемого цилиндра в исходное положение осуществляется либо весом тележки, либо натяжением троса, либо пружиной, т. е. внешним воздействием. На той же панели размещаются трехходовые золотники 24. Они управляют двумя полостями цилиндра, сообщая одну из них с магистралью, а другую — с атмосферой, в зависимости от требуемого направления движения цилиндра. В нейтральном положении золотника обе полости пневмоцилиндра сообщены с атмосферой, а пневмомагистраль заперта.
К кабине оператора воздух в рабочую пневмосистему подается из тормозной магистрали через разобщительный кран 19. Три двухходовых клапана 20 с ручным управлением предназначены для подъема передней измерительной тележки контрольноизмерительного устройства при помощи цилиндров 22, для ее стопорения в транспортном положении цилиндрами 21 и для включения звукового сигнала 23, размещенного снаружи кабины.
Для приведения машины в рабочее положение открывают разобщительные краны 19 и 34. При этом воздух из тормозной магистрали поступает к панели управления и всем управляющим золотникам. Затем опускают на рельсы все измерительные тележки выправочных устройств, прижимают их к базовому рельсу, натягивают тросы рихтовочных и нивелировочных систем, открывают стопоры механизмов подъема и сдвига пути и подбивочных блоков. Дальнейшая работа машины манипуляций с пневмосистемой не требует. Лишь при необходимости увеличения хода подбоек при помощи цилиндров 13 (задние подбойки) и 14 (передние подбойки) рукоятки соответствующих золотников на пульте переводят в положение «двойная шпала». После приведения машины в транспортное положение разобщительные краны 19 и 34 обязательно закрывают.
Характерными неисправностями пневмооборудования являются: засорение пневмомагистрали, накопление в ней конденсата, обрыв пневмошлангов, повреждение манжет цилиндров. При эксплуатации пневмооборудования необходимо регулярно сливать конденсат из фильтра-влагоотделителя. Поврежденные шланги и манжеты заменяют. На неисправность манжет цилиндров указывает то, что цилиндр не развивает полного усилия при нормальном давлении и начинает пропускать воздух в атмосферу. Часто засоряются управляющие золотники пневмосистемы, а в холодное время года в них возможно образование льда. В первом случае золотники разбирают и промывают, во втором — прогревают и включают- выключают несколько раз. При выходе из строя подвижных клапанов золотников необходим ремонт всего золотника.
Ремонт золотников и клапанов осуществляется специализированными мастерскими и заводами. В процессе эксплуатации необходимо заменять вышедшие из строя золотники на новые или отремонтированные.