Уплотнитель балласта представляет собой дебалансный вибратор, устанавливаемый с двух сторон машины. На машине ВПР-1200 он установлен снаружи подбивочных блоков, на машине ВПРС-500 — на раме бегунковой тележки, на машине Р-2000 — сзади рихтовочного блока. Он состоит (рис. 113) из плиты 13, на которой установлен вибратор. Вибратор включает в себя вал 10, вращающийся в сферических подшипниках 7, с закрепленными на нем дебалансами 8 и 12. Дебалансы — это грузы, центр тяжести которых смещен относительно оси вращения вала. Вал приводится во вращение гидродвигателем 5, соединенным с ним через упругую муфту 6.
Рис. 113. Уплотнитель балласта
Подшипники 7 и гидродвигатель 5 размещены в кронштейнах на плите 13. В передней части уплотнителя находится противовес 14, благодаря которому суммарный центр тяжести плиты находится посередине уплотнителя. Вибратор закрыт кожухом 9 с фиксатором 11, служащим для закрепления уплотнителя в транспортном положении. Плита подвешена на двух рычагах 3 через балансиры 2 и упругие элементы 1. Рычаги 3 поднимаются и опускаются гидроцилиндрами 4.
В рабочем положении при заглублении подбоек подбивочного блока в балласт плиты уплотнителя опускаются на поверхность балластной призмы и прижимаются к ней гидроцилиндрами. Уплотнитель за счет статического усилия прижатия плит и динамического воздействия вибратора уплотняет балласт у торцов шпал, что содействует стабилизации рельсо-шпальной решетки после ее выправки. По окончании цикла подбивки плиты поднимаются и при переезде к другой шпале находятся в приподнятом состоянии. В транспортном положении плиты поднимаются до упора вверх и крепятся к раме машины фиксатором 11. Конечные выключатели 15 служат для управления подъемом и опусканием уплотнителей во время рабочего цикла.