Содержание материала

Источники питания.

Системы электрооборудования и управления служат для управления рабочими процессами, освещения и сигнализации, питания дополнительного оборудования. На всех трех типах машин применена однопроводная система электрооборудования с напряжением 24 В постоянного тока. Для питания усилителей систем автоматического управления применено напряжение 110 В переменного тока частотой 50 Гц.
Источниками питания служат четыре аккумуляторные батареи 6СТ- 132 ЭМ, два генератора Г-273 и Г-263А, а также одноякорный преобразователь постоянного тока в переменный марки ПО-300А.
Аккумуляторные батареи (кислотные, автомобильные, стартерного типа) размещены в ящике под рамой машины и последовательно объединены в две группы, соединенные между собой параллельно. Аккумуляторы предназначены для запуска дизеля и питания потребителей при неработающем дизеле.
Генератор Г-273 установлен на дизеле и работает как в транспортном, так и в рабочем режимах машины. Генератор Г-263А установлен на раме машины и приводится во вращение от реверс-раздаточной коробки. Он работает только в рабочем режиме машины, когда число потребителей энергии увеличивается. Генераторы служат для питания цепей управления, освещения и сигнализации, а также для зарядки аккумуляторных батарей.
Преобразователь ПО-300А, размещенный под полом кабины машиниста, снабжен центробежным регулятором скорости и фильтрами, подавления радиопомех. В преобразователе применена двухполюсная магнитная система (общая для постоянного и переменного тока) и независимые якорные обмотки, выведенные на коллекторы с разных сторон якоря.
Для питания цепей сигнализации, освещения, энергоснабжения дизеля и управления машиной от аккумуляторных батарей G1—G4 (рис. 122) включают выключатель массы S1, находящийся снаружи машины.
Для запуска дизеля выключатель S2 ставят в положение «Пуск». При этом включается стартер СТ и одновременно подается питание на стоп- устройство У, шток которого переводит рычаг регулятора частоты вращения вала дизеля в положение подачи топлива. После запуска дизеля выключатель стартера S2 отпускают, выключая цепь питания стартера и тягового магнита стопустройства. Как только дизель наберет рабочую частоту вращения, напряжение генератора G5 превысит напряжение аккумуляторных батарей, и реле-регулятор Р1 включит генератор в схему питания электрооборудования, а аккумуляторную батарею переведет на режим зарядки. Одновременно с этим загорится лампочка Н1 сигнализации работы генератора G5 и сработает реле К1, включая счетчик моточасов Р5.
По приборам Р6 и Р7, размещенным на пульте управления дизелем, следят за температурой охлаждающей жидкости (Р6) и давлением масла (Р7). В случае превышения температуры охлаждающей жидкости и отсутствия давления масла срабатывает аварийная сигнализация и загораются сигнальные лампочки на пульте управления дизелем. Частота вращения дизеля контролируется указателем Р4, который связан с тахогенератором Р3. В случае превышения частоты вращения выше допустимой срабатывает через выпрямители VI—V6 реле К2, которое подает питание на электропневмовентиль стоп- устройства У, включающее пневмоцилиндр, воздействующий на рычаг подачи топлива, подача топлива прекращается, и дизель останавливается. Дизель можно остановить также нажатием кнопки «Стоп» S4 на пульте управления дизелем или на любую из кнопок «.Стоп» Sn, размещенных снаружи машины.
В рабочем режиме машины через реле-регулятор Р2 включается генератор G6, получающий вращение от реверс-раздаточной коробки. Его включение контролируется лампочкой Н2. В этом случае оба генератора G5 и G6 работают параллельно на нагрузку и зарядку аккумуляторных батарей.
В холодное время года при температуре ниже —5 °С перед запуском дизеля включают предпусковой подогреватель ПП, разогревающий дизель и облегчающий его запуск. После запуска дизелю дают прогреться без нагрузки. Нагружать дизель рекомендуется только по достижении температуры охлаждающей жидкости 50 °С.
Ток зарядки и разрядки и напряжение в аккумуляторах и генераторах контролируется прибором V, который работает как вольтметр и амперметр. Для предохранения цепей питания от перегрузки и короткого замыкания служат предохранители F1—F4.

Система освещения и сигнализации.

Эта система у всех типов машин отличается между собой различным количеством осветительных и сигнальных элементов.


Рис. 122. Электрическая схема управления дизелем


Рис. 123. Электрическая схема освещения и сигнализации ВПР-1200

Система освещения и сигнализации машины ВПР-1200 включает в себя: блок управления освещением и сигнализацией, приборы освещения рабочих органов и силовой установки, световые приборы поездной сигнализации, приборы освещения кабин и контрольно-измерительных приборов, приборы световой и звуковой сигнализации.
Управление освещением и сигнализацией осуществляется с пульта, расположенного в кабине машиниста. Рабочие органы (подбивочные агрегаты, уплотнители балласта, подъемно- рихтовочные агрегаты, измерительные тележки контрольно-измерительной системы) и зона силовой установки освещаются фарами ФГ-318.
Световые приборы поездной сигнализации состоят из переднего и заднего прожекторов (фара ФГ-16К), передних и задних буферных белых фонарей (фара Г-318), передних и задних буферных красных фонарей (фара УП5-Б). Буферные фонари установлены также на прицепной платформе.
Приборы аварийной световой и звуковой сигнализации оповещают о загрязненности фильтров гидросистемы, давлении масла и температуре охлаждающей жидкости в системах дизеля, давлении воздуха в пневмосистеме, превышении напряжения 110 В переменного тока. Контрольные лампы размещены на панели блока управления. Одновременно с лампами включается зуммер звуковой сигнализации.
Питание цепей системы освещения и сигнализации машины ВПР-1200 (рис. 123) включается автоматическими выключателями S53 и S54, которые являются одновременно предохранителями этих цепей. В цепи освещения размещаются лампы Н1—Н27, включаемые выключателями SI—S14. В этой цепи находятся также розетки X1—Х3, отопитель и вентиляторы M1—М3. Звуковые электрические сигналы Н52, Н53 расположены снаружи кабин и управляются с блока сигнализации и освещения, с блока управления хордой и с постов, расположенных снаружи машины, выключателями SI9—S26.
В цепи аварийной сигнализации размещаются лампы Н43—Н49, которые включаются соответствующими датчиками, взаимодействующими с конечными выключателями S31—S36. Лампы сигнализации засорения фильтров включаются реле К2, КЗ. Переключатели S39, S40 служат для отключения зуммера звуковой сигнализации. При отключенном зуммере загораются лампы H4I, Н42. Лампы Н50, Н51 сигнализируют о стопорении подбивочных агрегатов в транспортном положении. Они включаются конечными выключателями S37, S38, взаимодействующими со стопорами подбивочных агрегатов.
Лампы аварийной сигнализации зажигаются только при возникновении аварийных режимов работы в контролируемых ими системах.
Кроме того, к приборам сигнализации о режимах работы относятся: лампа контроля работы генератора; устройство сигнализации о превышении напряжения 110 В переменного тока; контрольные лампы и фонари подъема пути, контрольные фонари лазерной системы выправки; лампы контроля напряжения постоянного тока 25 В; неоновые лампы контроля напряжения 110 В питания усилителей; лампы контроля сигнала маятников; лампы, сигнализирующие о выборе направления смещения нулевой точки рихтовки; контрольные лампы работы системы точной остановки; контрольная лампа, сигнализирующая об отключении датчиков системы рихтовки.
Лампы, сигнализирующие о режимах работы систем, расположены на пультах управления системами, работу которых они контролируют.