Содержание материала

При производстве работ на действующем пути обязательно строгое выполнение требований Правил технической эксплуатации железных дорог, Правил техники безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве, Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ. Инструкции по сигнализации на железных дорогах, а также местных инструкций техники безопасности.
Выполнение этих правил и инструкций является важнейшим условием ликвидации производственного травматизма. Их знание периодически проверяется в сроки, установленные по согласованию с ЦК профсоюза приказами МПС, а результаты проверки оформляются актом. Независимо от результатов испытания перед каждым выходом на работу рабочие должны быть проинструктированы об условиях безопасного прохода к месту работы и обратно, о порядке схода с пути перед приближающимся поездом или локомотивом, а также ознакомлены с безопасными приемами производства работ.
Проход рабочих на работу и с работы разрешается только по обочине земляного полотна или в стороне от пути под наблюдением руководителя работ. Перевозка материалов, приборов и механизмов на двухколесных однорельсовых или одноосных тележках разрешается только при количестве рабочих, достаточном для того, чтобы заблаговременно до подхода поезда снять груз и убрать с пути тележки. К работам приступают после ограждения сигналами места с обеих сторон независимо от того, ожидается поезд или нет. Сигнальные знаки: «С», «Конец опасного места», «Начало опасного места», уменьшения скорости на однопутных участках устанавливают с правой стороны по направлению движения к месту работы, а на двухпутных — на ближайшей обочине с одной стороны пути.
При производстве работ в зоне плохой видимости (крутые кривые, глубокие выемки и т. д.) можно устанавливать автоматическую оповестительную сигнализацию о приближении поезда. При отсутствии автоматической сигнализации со стороны плохой видимости выставляется сигналист так, чтобы приближающийся поезд был ему виден на расстоянии 500 м от места работ. В случаях когда расстояние от места работ и расстояние видимости от сигналиста до приближающегося поезда в сумме меньше 500 м, основной сигналист ставится дальше и выставляется промежуточный сигналист со звуковым сигналом для повторения сигналов основного сигналиста.
На поезда выдаются в установленном порядке предупреждения об особой бдительности и более частой подаче звуковых сигналов. При тумане, метели, в темное время суток, когда видимость менее 800 м, помимо выдачи предупреждения на поезда, необходимо выставлять сигналистов с обеих сторон места работы с рожками для оповещения рабочих о приближении поезда. В этом случае работы должны планироваться так, чтобы у одного руководителя бригады фронт работ был не более 50 м.
В процессе работы руководитель обязан следить за неуклонным выполнением требований техники безопасности, обращая особое внимание на безопасность при пропуске поездов. При приближении поезда он обязан немедленно прекратить все работы, подготовить путь к пропуску поезда, проверить, убраны ли с пути материалы и механизмы за пределы габарита, и обеспечить заблаговременный уход рабочих с пути на обочину на одну сторону. На перегоне при проходе поезда руководитель работ и рабочие должны находиться на обочине не ближе 2 м от крайнего рельса, на станции — на широком междупутье или в другом указанном месте. При проходе поезда по соседнему пути двухпутного участка работы, проводимые без ограждения сигналами остановки, должны быть также прекращены, а рабочие отведены на ближайшую обочину на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса.
Особые меры безопасности должны приниматься на участках со скоростным движением поездов. Не менее чем за 10 мин· до прохода скоростного поезда работы должны быть прекращены, путь приведен в исправное состояние, не менее чем за 5 мин бригада должна уйти в полевую сторону на расстояние не менее 5 м от пути. При проходе поезда по соседнему пути работы также заблаговременно должны быть прекращены, чтобы за 5 мин до прохода поезда на пути никого не оставалось.
При работе на электрифицированных участках должна быть исключена возможность приближения на расстояние менее 2 м к находящимся под напряжением элементам контактной сети рабочих, механизмов и применяемых при ремонте материалов.