Содержание материала

Силовая установка состоит из силового агрегата ЯМЗ-238, установленного на раме, системы его охлаждения, смазки, топливоподачи и газоотвода, предпускового подогревателя, компрессора и системы управления.
Силовой агрегат состоит (рис. 105) из автомобильного четырехтактного восьмицилиндрового двигателя ЯМЗ- 238 11 в сборе с коробкой передач 1 и сцеплением.
Силовой агрегат закреплен в трех точках на раме 12 сварной конструкции через амортизаторы 13. Амортизаторы предназначены для уменьшения вибраций двигателя, передаваемых на раму.
Для поддержания определенного температурного режима двигателя предназначена жидкостная система охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости. В систему охлаждения входят водяной насос, вентилятор и термостаты, имеющиеся в конструкции дизеля, водяной радиатор 5, установленный на раме 12, а также дистанционный термометр, размещенный на пульте управления дизелем.

Силовая установка
Рис. 105. Силовая установка
В системе охлаждения жидкость циркулируется центробежным насосом, установленным в передней части дизеля и приводимым во вращение от шкива коленчатого вала ремнем. Насос качает жидкость из нижнего бачка радиатора в рубашки охлаждения правого и левого блока цилиндров, откуда она через термостаты попадает в верхний бачок радиатора. Если температура охлаждающей жидкости ниже 70 °С, термостаты автоматически переключают поток жидкости на «малый круг», т. е. на движение внутри блоков цилиндров, минуя радиатор. При повышении температуры свыше 70 °С термостаты включают «большой круг»: насос — блок цилиндров — радиатор. Оптимальной (наилучшей) температурой жидкости является 80—98 °С.
Радиатор установлен на раме на резиновых подушках и дополнительно укреплен растяжками 9. Со стороны двигателя на радиаторе закреплен кожух 4, внутри которого размещен вентилятор. Вентилятор, прогоняя воздух через трубки радиатора, ускоряет охлаждение жидкости. С противоположной стороны на радиаторе размешены масляные радиаторы 6 и жалюзи 7. Жалюзи предназначены для уменьшения потока воздуха, проходящего через радиатор, в холодное время года.
На дизеле ЯМЗ-238 применена смешанная система смазки с мокрым картером. Это означает, что в картер дизеля залито масло, а смазка деталей двигателя осуществляется частично разбрызгиванием при вращении коленчатого вала, а частично — принудительно, подачей смазки к трущимся частям насосом. Система смазки включает в себя насос, фильтры грубой и тонкой очистки и масляный радиатор, установленный на радиаторе системы охлаждения.

 
Система питания включает в себя подкачивающий и высокого давления топливные насосы, всережимный регулятор частоты вращения, автоматическую муфту опережения впрыска, форсунки, фильтр тонкой очистки.

Кроме того, в систему входит топливный бак 8 с трубопроводами подачи топлива к насосам, слива излишков топлива от насосов, подачи топлива в подогреватель ПЖД 12 и установленного на трубопроводе фильтра грубой очистки топлива. Насос высокого давления предназначен для создания давления впрыска в форсунках, а также регулирования количества подачи топлива в форсунки и далее в цилиндры на разных оборотах коленчатого вала с помощью всережимного регулятора частоты вращения. Автоматическая муфта опережения впрыска топлива регулирует момент начала впрыска топлива в цилиндр в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Форсунки осуществляют впрыск топлива в цилиндр и его распыл при впрыске. На машинах установлен топливный бак вместимостью 0,7 м3.
Система газоотвода предназначена для отвода продуктов сгорания от выхлопных коллекторов двигателя и глушения шума выхлопа. В нее входят два глушителя 3 барабанного типа, установленные на капоте двигателя. Выходные отверстия глушителей закрыты выхлопными клапанами. Глушитель крепится к выхлопному коллектору при помощи патрубков, снабженных компенсаторами (сильфонами). Сильфоны обеспечивают перемещение глушителей относительно двигателя, что исключает поломку патрубков от вибрации двигателя. Всасывание воздуха в дизель осуществляется через центробежный мокрый воздушный фильтр 2. Мокрым он называется потому, что в его картер налито масло, на котором оседают частицы пыли.
Для пуска двигателя при температуре воздуха ниже —5 °С предназначена система предпускового подогрева ПЖД-44А 10. Подогреватель установлен под радиатором. В форсунку подогревателя поступает топливо из бака и воспламеняется от электрической свечи раскаливания, которая после воспламенения выключается. Горячие газы нагревают котел, в который поступает охлаждающая жидкость из блоков цилиндров дизеля. Насосом подогревателя она прокачивается по рубашкам охлаждения блоков цилиндров, постепенно разогреваясь в котле подогревателя и нагревая блоки цилиндров.

Выхлоп горячих газов от подогревателя направлен на картер дизеля и разогревает масло, находящееся в картере. Время работы подогревателя до нормального запуска дизеля
от электростартера зависит от температуры окружающего воздуха.
На корпусе дизеля установлен автомобильный поршневой двухцилиндровый компрессор 500-35009015-Б. Он находится впереди слева дизеля и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива вентилятора. Системы его смазки и охлаждения объединены с аналогичными системами дизеля.