Содержание материала

На машинах применена механическая трансмиссия со ступенчатой коробкой передач и дифференциальным приводом колесных пар. Машины работают в двух режимах: рабочем и транспортном. В транспортном режиме вся мощность двигателя используется на движение машины. В рабочем режиме его мощность расходуется на привод всех рабочих органов машины и ее движение с рабочей скоростью при помощи гидромотора, связанного с реверс-раздаточной коробкой. Такой привод применен потому, что в рабочем режиме скорость перемещения машины значительно ниже, чем в транспортном, поэтому и мощность, необходимая для передвижения, значительно меньше.
Кроме того, в рабочем режиме часты остановки и трогания с места, а гидропривод позволяет осуществить более динамичную работу, чем механический, в силу его меньшей инерционности.


Рис. 106. Кинематическая схема трансмиссии
В силовую передачу входят: муфта сцепления и коробка перемены передач, собранные в одном блоке с двигателем, реверс-раздаточная коробка, раздаточная коробка от автомобиля КрАЗ-257, осевые редукторы и карданные передачи.

На рис. 106 приведена кинематическая схема трансмиссии. В транспортном режиме муфта А выведена из зацепления с полумуфтой блока шестерен 2 и 3, а шестерня 4 — из зацепления с шестерней 18. В раздаточной коробке включается высшая передача, т. е. муфта В вводится в зацепление с полумуфтой шестерни 16. Крутящий момент от двигателя через сцепление и коробку передач передается на карданный вал II и далее на входной вал I реверс-раздаточной коробки. Далее через зубчатое колесо 1 он передается на блок шестерен 2 и 3, свободно вращающийся на валу отбора мощности III.
Шестерня 3 находится одновременно в зацеплении с шестерней 20 выходного вала IV и шестерней 19 промежуточного вала V. Вместе с промежуточным валом вращается закрепленная на нем шестерня 21 и находящаяся с ней в постоянном зацеплении шестерня 22 выходного вала IV, которая вращается в сторону, противоположную шестерне 20. При движении вперед муфта Б вводится в зацепление с шестерней 22, вращение передается через шестерни 3, 19, 21, 22 на выходной вал IV и далее на карданный вал VI. При движении назад муфта Б вводится в зацепление с шестерней 20, вращение на вал IV передается через шестерни 3 и 20. Вал будет вращаться в противоположную сторону.
С карданного вала VI вращение передается  на первичный вал  VIII раздаточной коробки, а далее через шестерни 6, 16 и муфту В на вторичный вал IX. Со вторичного вала вращение передается на сателлиты дифференциала 13, которые распределяют его между зубчатыми колесами 12 и 14, свободно сидящими на вторичном валу. Цилиндрические венцы этих колес находятся в постоянном зацеплении с  шестернями 7 и 15, установленными на выходных валах X и XI. От вала XI карданным валом XIII вращение передается на ведущий вал осевого редуктора XV и далее через шестерни 11 и 10 — на ось ходовой тележки.    От вала X карданным валом XII вращение передается на вал XIV промежуточной опоры, далее карданным валом XVI — на ведущий вал XVII осевого редуктора и через шестерни 8 и 9 — на переднюю ось ходовой тележки.
С места трогаются на первой (низшей) передаче коробки передач, переключение на последующие передачи производится по мере разгона машины. Пониженная передача раздаточной коробки (муфта В в зацеплении с шестерней 17) предназначена для трогания с места в тяжелых условиях, например на подъеме, а также для рабочего режима.
Для приведения машины в рабочий режим муфта А вводится в зацепление с блоком шестерен 2 и 3, соединяя его с валом отбора мощности III, муфта реверса Б ставится в нейтральное положение, шестерня 4 вводится в зацепление с шестерней 18, в раздаточной коробке включается низшая передача, в коробке передач включается IV (прямая) передача. Вращение от муфты сцепления и коробки передач передается на карданный вал II, на входной вал I, через шестерню 1 на блок шестерен 2 и 3 и через муфту А на вал отбора мощности III. От последнего карданным валом XVII вращение передается на привод гидравлических насосов, создающих давление в гидросистеме для привода рабочих органов.
Шестерни 20 и 22, промежуточный вал V с шестернями 19 и 21 вращаются вхолостую. Один из гидронасосов питает гидромотор рабочего движения машины, от которого вращение передается карданным валом VII к шестерне 18 и через шестерню 4 — выходному валу IV и далее карданным валом VI на раздаточную коробку и приводные колесные пары. Изменение направления движения в этом случае осуществляется изменением направления вращения гидромотора.

Реверс-раздаточная коробка
Рис. 107. Реверс-раздаточная коробка

Реверс-раздаточная коробка (рис. 107) состоит из корпуса 2, крышки 10, входного вала 4, вала отбора мощности 6, выходного 18 и промежуточного 9 валов, вала передачи рабочего хода 13, зубчатых колес, подшипниковых узлов и механизмов переключения. Сверху корпуса предусмотрена горловина для заливки масла 1, снизу — сливное отверстие с пробкой. Для контроля уровня масла в реверс-раздаточной коробке предусмотрен щуп 3. На конце входного вала насажен шкив 5, а на конце вала отбора мощности — шкив 7 для привода компрессоров рабочего и транспортного режимов. Со шкивом 7 связан карданный вал привода гидронасосов.
Управление реверсом, т. е. движением машины вперед и назад, осуществляется пневмоцилиндром 24, который перемещает вилку 21 и с ней муфту 22, которая связывает со шлицами выходного вала либо шестерню 23, находящуюся в зацеплении с шестерней 8 промежуточного вала, либо шестерню 20, находящуюся в зацеплении с шестерней 11 вала отбора мощности.
Осевой редуктор
Рис. 108. Осевой редуктор

Включение рабочего режима осуществляется рычагом 25, перемещающим вилкой одновременно муфту 12 и шестерню 17, связывая ее с шестерней 14 вала передачи рабочего хода 13, который при помощи фланца 15 и карданной передачи связан с гидромотором рабочего хода.
Работа механизма переключения реверса и режима контролируется лампами на пульте в кабине машиниста. Для их включения установлен конечный выключатель 16. При включении одновременно транспортного и рабочего хода машины шестерни выйдут из строя вследствие разных скоростей вращения приводных валов. Чтобы избежать этого, в реверс-раздаточной коробке предусмотрен пневматический замок 19, позволяющий отключить отбор мощности и рабочий ход только в нейтральном положении реверса.
Раздаточная коробка применена от автомобиля КрАЗ-257. Она состоит из двух корпусов, в одном из которых собран двухступенчатый редуктор (демультипликатор) с муфтой переключения передач, а в другом — межосевой дифференциал. Переключение передач демультипликатора осуществляется пневматическим цилиндром. Дифференциал снабжен муфтой блокировки. Так как при работе машины блокировка дифференциала не используется, ручка управления блокировкой снята.
Осевой редуктор (рис. 108) состоит из разъемного корпуса 7, который через подшипники 5 надет на приводную колесную пару. На оси колесной пары 6 напрессована коническая шестерня 4, которая получает вращение от малой конической шестерни 3, выполнено заодно с ведущим валом 2. Муфта 1 соединена с карданным валом, передающим вращение от раздаточной коробки.
В управление трансмиссией, кроме описанных, входят узлы управления сцеплением и коробкой передач. На машине применен гидравлический привод включения сцепления с пневматическим усилителем. В качестве пневматического усилителя служит пневмоцилиндр, который включается одновременно с нажатием педали включения сцепления. Педаль установлена в кабине машиниста. Управление коробкой передач включает в себя рычаг, установленный в кабине машиниста и связанный при помощи тросиков с механизмом управления коробкой передач. Рычаг и механизм управления коробкой передач использованы автомобильные (ЯМЗ-236 Н-4).