Содержание материала

В процессе эксплуатации путевых машин осуществляется их техническое обслуживание и периодические ремонты. При техническом обслуживании производится осмотр электрооборудования, его очистка, проверка крепежных элементов. С генераторов и преобразователей снимают защитные кожуха, осматривают щетки, щеткодержатели, коллекторы. Щетки, имеющие износ более 60% своей высоты или отколы, заменяют. Рабочие поверхности щеток должны быть блестящими; щетка — свободно перемещаться в щеткодержателях.
Новые щетки притирают к поверхности коллектора шкуркой. Щетку устанавливают в щеткодержатель, а коллектор обматывают мелкой шкуркой, обращенной абразивной поверхностью к щетке, и вращают коллектор попеременно в обе стороны. Коллектор, на поверхности которого обнаружены царапины, шероховатости, загрязнения или слегка подгоревшие места, шлифуют шкуркой. Равномерное потемнение или побурение коллектора не является вредным и не требует шлифовки. После этих операций проверяют напряжение генератора по вольтметру.
Перед осмотром аккумуляторных батарей проверяют их рабочее напряжение по вольтметру. Затем включают на 8—10 мин освещение машины и проверяют напряжение батарей под нагрузкой. Если батарея исправна и заряжена, ее напряжение под нагрузкой будет равно номинальному. Если напряжение батареи окажется ниже номинального, необходимо пробником проверить каждую банку батареи и в случае необходимости заменить неисправную банку. Если все банки батареи окажутся исправными, необходимо зарядить батарею. Проверяют уровень и плотность электролита и при необходимости в аккумуляторы доливают электролит или дистиллированную воду. В пробках прочищают вентиляционные отверстия.
Напряжение реле-регулятора проверяют переключением с зарядки на разрядку и при необходимости производят регулировку.
Сигнальные фонари являются важными Элементами электрооборудования, от исправности которых зависит безопасность движения поездов. При выполнении технического обслуживания исправность электрических цепей сигнальных фонарей проверяют их включением. Одновременно проверяют линзы и отражатели, патроны и лампы.
Блоки управления и измерительные механизмы на тележках контрольноизмерительных систем очищают от пыли и грязи, проверяют надежность крепежных элементов, состояние контактов разъемов и резиновых амортизаторов.
В элементах электрической сети и электропроводки проверяют надежность соединения проводов к клеммным зажимам, степень их окисления, окисление контактов разъемов и контакторов. Подгоревшие и загрязненные контакты зачищают шкуркой и промывают чистым бензином. 

Периодически проверяют сопротивление изоляции электрической сети, так как с течением времени изоляция проводов ухудшается и ее сопротивление уменьшается. Кроме того, возможны механические повреждения изоляции, например перетирание и смятие проводов. Сопротивление изоляции должно быть не менее 1 кОм на 1 В рабочего напряжения. В машинах применяется напряжение питания 24 В и 110В, поэтому сопротивление изоляции всех электрических цепей должно быть не ниже 110 кОм.
При периодическом ремонте, кроме того, производится следующий ремонт электрооборудования.
Если в процессе проверки электрической машины сопротивление изоляции ее статора окажется пониженным вследствие теплового старения или сильного увлажнения, сопротивление изоляции необходимо повысить. Для этого статор очищают от пыли и грязи, налипшей на обмотку смазки. После очистки статор сушат в сушильной камере с принудительной вентиляцией при температуре около 100°С, затем погружают в емкость с электроизоляционным пропиточным лаком БТ-980, БТ-987, БТ-988 или ГФ-95 и вновь сушат при температуре 100—120°С в течение 9—12 ч. После проведенного ремонта проверяют сопротивление изоляции, которое должно быть не менее 1 МОм для машин напряжением 24 В и 2 МОм для машин напряжением 110 В.
В случае неравномерного износа коллекторов электрических машин их протачивают, снимая минимальный слой меди.
Неисправные подшипники заменяют. Их запрессовку и распрессовку необходимо производить съемниками и прессами и только в крайнем случае легким постукиванием молотком, но с обязательным применением специальной оправки. После установки подшипников их заполняют консистентной смазкой, предварительно покрыв трущиеся детали тонким слоем индустриального масла.
Провода можно соединять только на контактных зажимах, разъемах электрических аппаратов, приборов, щитов, панелей, поэтому неисправный провод заменяют полностью до ближайшего контактного соединения. Не допускается наращивать провода, производить их скрутки, спайки, отпайки от проводов, присоединять их к зажимам без наконечников. При замене неисправного провода его отсоединяют от зажимов с двух сторон, привязывают к одному концу новый провод так, чтобы он не мешал его протягиванию, а за другой конец вытягивают старый провод из трубы или металлорукава. Кабельные наконечники, имеющие трещины, подгары и уменьшенную контактную поверхность, заменяют.
В блоках управления проверяют места пайки проводов и электронных элементов. Подгоревшие и загрязненные контакты реле и коммутационных приборов зачищают шкуркой и промывают чистым бензином. При этом надо тщательно следить за тем, чтобы не нарушить зазор между контактами. Отпаявшиеся или обломившиеся элементы электронных плат запаивают, предварительно смыв ацетоном лак, которым покрыты платы, с места пайки. Восстановленные места пайки на платах электронного оборудования вновь покрывают лаком. Вышедшие из строя элементы управления и контрольно- измерительные приборы (выключатели, кнопки, сигнальные лампы, вольтметры, потенциометры) заменяют новыми. Печатные платы контрольно-измерительных систем при выходе из строя снимают и заменяют новыми. Их ремонт осуществляется специализированными предприятиями.
При замене перегоревших предохранителей применение временных вставок из проволоки не допускается.

Стеклянные плафоны и стекла светильников, линзы и стекла фонарей промывают 5%-ным раствором каустической соды, затем чистой водой и протирают. Пластмассовые колпачки сигнальных ламп промывают мыльной водой.
Особое внимание необходимо уделять сигнальным фонарям, так как их неисправность угрожает безопасности движения, и состоянию аккумуляторных батарей. Для обеспечения нормального электроснабжения необходимо постоянно следить по показаниям вольтметра и амперметра за разрядом и зарядом аккумуляторных батарей. Для предотвращения их чрезмерного разряда при стоянке машины в темное время суток целесообразно не пользоваться аккумуляторами, а подключать машину к внешнему источнику соответствующего напряжения.