Катушки главного полюса.
Конструкции катушек главного полюса отличаются большим разнообразием, связанным с различной системой возбуждения и различным классом изоляции. Кроме того, последовательные катушки с подмагничивающей обмоткой отличаются еще расположением этой обмотки либо над последовательной катушкой, либо внутри нее. Катушки различаются также конструкцией выводов (кабель, шины).
На рис. 45, 46, 47, 48, 49 представлены чертежи следующих основных типов катушек:
а) катушка двигателя ДК-258 с применением обмоточного провода марки ПСД и изоляцией класса В (последовательная) и класса А (подмагничивающая) части катушки;
б) катушка смешанного возбуждения типа ДК-202 с изоляцией класса В (последовательная катушка) и изоляцией класса А (катушка параллельного возбуждения);
в) последовательная катушка из шинной меди с изоляцией класса В двигателя ДК-257 с катушкой подмагничивания;
г) катушка смешанного возбуждения ДК-207 с изоляцией класса F и Н;
д) катушка последовательного возбуждения с подмагничивающей обмоткой и изоляцией класса F и Н двигателя ДК-108. Катушки остальных типов двигателей по принципу конструкции аналогичны одному из приведенных образцов.
Рис. 45. Катушка главного полюса ДК-258:
1 — провод медный ПСД МГТ ГОСТ 434-53; 2 — пластина 1,5X25X50, лента медная МГТ ГОСТ 434-53; 3 — прокладка 0,5 X 50 X 80, миканит гибкий ГМС2 ГОСТ 6120-52; 4 — провод медный ПЭЛБО, 0,49 ГОСТ 7262-54; 5 — прокладка 0,5X30X40, миканит гибкий ГМС2 ГОСТ 6120-52; 6 — лента тафтяная 0,25X25 ГОСТ 4514-48; 8 — рамка изолирующая; 9 — лента киперная 0,45x30 ГОСТ 4515-48; 10 — микалента ЛМЧ-П, 0,17x30 ГОСТ 4268-48; 11 — лента стеклянная 0,25X25 ГОСТ 5937-56; 12, 13, 14, 15 — провод
Рис. 47. Катушка главного полюса ДК-257:
1 — лента медная МГМ-2,1Х25, ГОСТ 434—53; 2 — бумага асбестовая электроизоляционная 0,3 ТУ МХП 1218-51; 3, 4, 8, 18, 19 — миканит гибкий МГС2 ГОСТ 6120-52; 5 — провод медный ПЭЛБО 1,35 ГОСТ 6324—52; 6 — лента медная МГМ 1,25X40 ГОСТ 434-53; 7 — рамка изолирующая; 9, 20, 21 — вывод; 10, 14 — провод; 11 — лента киперная ГОСТ 4514-48; 12, 15 — микалента ЛМЧ-П 0,17X30 ГОСТ 4268-48; 13 — лента стеклянная 0,25X25 ГОСТ 5937-56; 16 — лента тафтяная 0,25x25 ГОСТ 4514-48; 17 — жесть белая № 28, 2 сорт, 2 класс, ГОСТ 5343-54
I, II — рамка изолирующая; 2 — проволока медная МГМ 2,83X16,8 ГОСТ 434-53; 3 — бумага асбестовая 0,3 ТУ МХП 1218-51; 4 — паста ПХ-1; 5, 10, 14 — вывод; 6, 8, 16, 18 — миканит гибкий ГФС2 ГОСТ 6120-52; 7 — провод медный ПСД, 0,96 ГОСТ 7019-60; 9 — пластина; 12 — лента стеклянная 0,25x25 ГОСТ 5937-56; 13 — стекломикалента специальная 0,17X30 ЕТУ МЭП ОАА 503.006-52; 15 — жесть белая № 28, 2 сорт, 2 класс, ГОСТ 5343-54; 17, 19 — провод; 20 — чулок стеклянный АСЭ4(б) Ф2 ТУ МАП 1503-48; 21 — стеклоткань ЛСКЛ 0,15X10 ГОСТ 10156-62
К приложенным чертежам следует сделать следующие дополнительные замечания:
а) комплект катушек для данного двигателя состоит из четырех катушек, которые отличаются длиной выводных кабелей и полярностью (направлением тока в витках катушки). В связи с этим при заказе запасной катушки следует обязательно указывать ее номер или положение на остове. Катушки в двигателях единой серии нумеруются с 1 по 8: главные 2, 4, б и 8 и добавочные 1, 3, 5 и 7;
б) при изготовлении катушек следует обратить внимание на закрепление последнего витка у последовательных катушек. Метод этого закрепления особо показан на чертеже;
в) для уменьшения утолщения на углах допускается (и это необходимо) часть ленты срезать до половины ее толщины;
г) как указывалось выше, при компаундировании и пропитке лаком К-47 должны быть обеспечены сквозная пропитка и заполнение всех пустот катушки. При этом большие внутренние полости тщательно заполняются специальными замазками. Особое внимание должно быть обращено на заполнение катушек с кремний-органической изоляцией. Наружная изоляция катушек должна плотно прилегать к обмотке как в холодном, так и в нагретом состоянии.
Рис. 49. Катушка главного полюса ДК-108:
1, 2 — провод; 3, 4 — бумага асбестовая электроизоляционная ТУ МХП 1218-51; 5 — лента медная МГМ 1,81X22 ГОСТ 434-53; 6 — паста ПХ-1; 7 — лента медная; 8, 16, 15 — миканит гибкий ГФС2 ГОСТ 6120-52; 9 — провод медный ПЭТКСО 0,57 ВТУ МЭП ОАА 505.023 —52; 10, 13 — рамка изолирующая; 11 — лента стеклянная 0,1X20 ГОСТ 5937—56; 12 — стекломикалента специальная ЛС2ФК 0,17x30 ВТУ МЭП ОАА 503.006-52; 17 — жесть белая, № 28, 2 сорт, 2 класс, ГОСТ 5343-54
Катушки добавочного полюса.
Конструкции катушек добавочных полюсов отличаются меньшим разнообразием. Большинство типов катушек выполняется из голого неизолированного провода, намотанного на ребро (кроме катушки двигателя ДК-258, изготовленной из провода марки ПСД).
Конструкция катушек различается по классам изоляции и системе выводов.
На рис. 50 приведен чертеж катушки двигателя ДК-257 с изоляцией класса В и выводом в виде шины. На рис. 51 изображена катушка двигателя ДК-207 с изоляцией класса Н и выводом в виде кабеля.
Катушки добавочного полюса упруго закрепляются между сердечниками и станиной пружинными рамками со сравнительной небольшой стрелой прогиба. В связи с этим надежное закрепление катушки может быть обеспечено только при условии, если размер высоты катушки будет выдержан с точностью до 1 мм.
На рис. 52 представлен индуктор тягового двигателя ДК-207.
Рис. 50. Катушка полюса ДК-257:
1 — лента медная МГМ 2,44X19,5 ГОСТ 434-53; 2, 10 — бумага асбестовая ТУ МХП 1218-51; 3 — стекло- лакоткань ЛСК-7 ВТУ МЭП ОАА 503.022-53; 4 — миканит гибкий ГМС2 ГОСТ 6120-52; 5 — замазка ТУ ОТД 504.001; 6 — лента стеклянная 0,1X20 ГОСТ 5937-56; 7 — микалента ЛМЧ-П 0,17X25 ГОСТ 4514-48; 8 — лента киперная 0,45X25 ГОСТ 4514-48; 9, 10 — клин; 11 — вывод первого исполнения; 12 — вывод второго исполнения
Рис. 52. Индуктор
Рис. 53. Нажимные шайбы:
а — со стороны привода; б — со стороны коллектора
Рис. 54. Подшипниковые щиты ДК-207:
а — со стороны привода б — со стороны коллектора;
Рис. 55. Вентиляторы (стр. 101)
а — для трамвайных двигателей; б — для двигателей троллейбуса и вагона метрополитена; в — в сборе
и — крышка лабиринтная;
к — крышка лабиринтная ДК-257.
Правильность сборки и соединения катушек (а также согласования н. с. последовательной и параллельной катушки) проверяется после сборки станины и предварительного соединения катушек между собой.
На рис. 52 показан также метод изолирования междукатушечных соединений и способ их закрепления бандажированием к специальным скобам, приваренным к остову. При ремонте во избежание провисания междукатушечных соединений, задевания за вентилятор и перетирания необходимо тщательно выполнять все предписания данного чертежа в части изолирования и закрепления этих соединений.