Наложение и пайка временных и постоянных бандажей.
На ложение временных бандажей производится для осадки обмотки. Эта операция обеспечивает надлежащее прилегание обмоток к нижней опорной поверхности и, следовательно, наилучшее закрепление обмотки, улучшенную теплоотдачу при полном использовании высоты паза и объема лобовых частей. Эта операция является обязательной не только при изготовлении новых якорей, но и в процессе ремонта при перемотке якоря.
Наложение постоянных бандажей в двигателях старого типа с изоляцией класса В производилось как на пазовую, так и на лобовую часть обмотки. При этом применялась луженая бандажная проволока марки М ГОСТ 9124—59, а пайка производилась припоем ПОС-40—ПОС-61 (а также чистым оловом). В двигателях новой серии бандажи накладываются только на лобовую часть обмотки. При изоляции класса F и Н применяется латунированная бандажная проволока той же марки, а пайка производится припоем ПСрЗ. Наложение бандажей производится на специальном бандажировочном станке с особым натяжным приспособлением, позволяющим установить необходимое натяжение бандажной проволоки при наложении бандажей.
Наложение временных бандажей.
До пайки обмотки нужно нагреть якори в печи с температурой 110—130° С в течение 4 ч.
Выкатить тележку с якорем из печи и проверить температуру якоря, которая должна быть не ниже 80° С.
Температуру можно измерять термопарой на коллекторе.
Вынутый из печи якорь немедленно установить на бандажировочный станок, предварительно надев на конец вала специальную муфту для соединения с приводом.
Намотать временный бандаж. Намотку начать с лобовой части якоря со стороны привода. Под проволоку при намотке укладывать полосы из электрокартона толщиной 1 мм.
Не обрывая проволоки, перевести намотку на пакет якоря, закладывая в пазы деревянные планки шириной, равной ширине катушки якоря, и длиной, равной длине прямолинейной части катушек, после чего забандажировать пазовую часть обмотки.
Затем наложить бандаж на переднюю лобовую часть.
Для временной бандажировки применять стальную бандажную нелуженую проволоку такого же диаметра, что и луженая, применяемая по чертежу для постоянных бандажей.
Число витков временного бандажа на лобовых частях должно быть не менее числа витков постоянного бандажа. На пазовой части, на концах деревянных планок укладывать по 10—15 витков сплошным бандажом, а по остальной длине планок укладывать проволоку с промежутками между витками 3—5 мм. Величина натяжения проволоки должна быть 130—145 кг.
Запаять бандажи на лобовых частях на две жестяные скобы припоем ПОС-30, применяя канифольный флюс. При этом натяжение проволоки не должно ослабляться.
При пайке не допускать попадания припоя и флюса в обмотку и на изоляцию якоря.
Намотать ленточный бандаж на миканитовый конус коллектора согласно указаниям на чертеже.
На якорях с кремний-органической изоляцией намотку ленты вести с промазкой каждого слоя эмалью ПКЭ-19 или ПКЭ-22.
Конец ленты должен быть приклеен эмалью и не отставать от поверхности бандажа. Для закрепления конца ленты на бандаже по всей его длине временно наложить полоску из белой жести, на 2—3 мм уже ширины бандажа, и закрепить ее стеклянной лентой. Сушка ленточного бандажа производится в процессе сушки и пропитки якоря.
Наложение постоянных бандажей.
Охладить якорь до температуры цеха, установить его на станок и размотать временные бандажи.
Намотать постоянные бандажи в соответствии с указаниями на чертеже.
Намотку бандажа начать с лобовой части со стороны привода, затем перейти на железо якоря и намотать бандажи в бандажных канавках по пазовым частям катушек якоря, после чего вновь намотать бандаж на лобовую часть со стороны коллектора. При намотке под проволоку укладывать изоляцию согласно указаниям на чертеже.
Жестяные скобы для крепления бандажа укладывать со второго витка, после чего намотку бандажа вести по скобам.
Натяжение проволоки при намотке постоянных бандажей — 130—145 кг. Число витков бандажной проволоки, ее диаметр, количество скобочек и способ закрепления концов бандажной проволоки определяется по чертежу.
Если поверхность катушек якоря окажется ниже дна бандажной канавки, в пазы проложить прокладки из материала в соответствии с чертежом такой толщины, чтобы было обеспечено нажатие бандажа на катушку якоря.
Припаять последний виток проволоки маркой припоя, указанной на чертеже, для изоляции класса В и ПСРЗ для изоляции класса F и Н, ослабить натяжение проволоки, обрезать и заправить конец проволоки в замковые скобочки.
Запаять бандажи по всей поверхности припоем, указанным в чертеже: ПОС-40 — при классе В и ПСрЗ — при изоляции класса F и Н.
При пайке бандажей следить за тем, чтобы не было попадания припоя в обмотку, и не допускать контакта между проволочным бандажом и железом якоря.
Удалить металлической щеткой излишки канифольного флюса и попавшие на обмотку частицы припоя.
Постоянные проволочные бандажи должны быть уложены плотно и симметрично в канавке; проволока бандажей и скобочки крепления бандажей не должны выступать над железом якоря.
Все бандажи и особенно замки должны быть тщательно припаяны по всей поверхности, без натеков и трещин. Бандаж должен быть испытан напряжением 220 в относительно пакета якоря с тем, чтобы проверить, что бандаж не соприкасается и железом.
Вспомогательные материалы, применяемые при наложении бандажей, следующие:
припой ПОС-30, ГОСТ 1499—54;
электрокартон ЭВ, ГОСТ 2324—56;
эмаль ПКЭ-19, ВТУ-ВЭИ № 21;
сиккатив № 63, ГОСТ 1003—41;
толуол, ГОСТ 4809—49;
жесть белая № 28, ГОСТ 5343—54;
припой ПСрЗ,
Остальные материалы подбирают по чертежу.
После наложения постоянных бандажей производятся остальные операции сушки и пропитки якоря.
Следует несколько подробнее изложить особенности технологического процесса пайки бандажей тугоплавким припоем ПСрЗ (или ПСр-2,5).
Пайка производится только латунированной бандажной проволоки.
Латунирование производится путем гальванического покрытия бандажной проволоки в цианистых ваннах.
Так как бандажная проволока поставляется в луженом виде, то предварительно для снятия оловянного покрытия бухты проволоки весом до 5 кг загружают на 50—60 мин в гальваническую ванну с содержанием 90 г едкого натрия, 20—30 г кальцинированной соды и 10—15 г жидкого стекла. Температура раствора должна быть 70—90° С при плотности тока 3—5 а/дм2.
После промывки и декапирования проволоки в растворе соляной кислоты и последующей промывки бухту погружают для латунирования в электролит следующего состава (в г/л):
медь цианистая ... 25
цинк цианистый .. 19
натрий цианистый ... 17
сода кальцинированная 35
Процесс для обеспечения толщины покрытия 4—6 мк ведется при температуре электролита 30—40° С при плотности тока 0,5—0,6 а/дм2 (выход по току 60%) в течение 40 мин.
После латунирования проволоку промывают холодной и горячей водой, продувают нагретым до 40—50° С воздухом и сушат при температуре 90—100° С.
Технология пайки.
Установить якорь на станок для бандажировки, наложить бандажи и пропаять в участках замковых скоб припоем ПСр-3 или ПСр-2,5 со спирто-канифольным флюсом. Тщательно протереть бандажи чистой хлопчатобумажной тканью, смоченной в бензине, для очистки поверхностей, подлежащих пайке. Смазать поверхность бандажей флюсом и посыпать сухой канифолью.
Разогреть участок бандажа до температуры плавления припоя и одновременно ввести припой. Паять последовательно, подогревая участки бандажа, добавляя припой по мере надобности.
Во избежание выгорания канифоли и загрязнения поверхности проволоки пайку вести без задержек паяльника на одном месте и без перегревов.
По окончании пайки бандажи тщательно зачистить металлической щеткой до удаления остатков канифоли.
На пропаянных бандажах не допускаются свищи, наплывы, непропаянные места. Последние необходимо дополнительно пропаять.
После припайки катушек якоря к петушкам коллектора производятся проточка коллектора, контроль межвитковой и корпусной изоляции и последующая сушка, пропитка и окраска якорей.
В зависимости от класса изоляции применяют два основных процесса сушки и пропитки якорей.
Якоря класса В пропитывают в лаке № 447.
Пропитку якорей класса F и Н производят в кремний-органических лаках.