Тяговый подвижной состав

Передвижение поездов осуществляется посредством тягового подвижного состава, к которому относятся локомотивы и моторные вагоны.  Локомотивы подразделяются на автономные  и неавтономные. Автономные локомотивы имеют на своем борту необходимый запас топлива для движения поезда. К ним относятся тепловозы с двигателем внутреннего сгорания (рис. 1, 2) или  с газовыми турбиной. К неавтономным относятся электровозы, получающие энергию на движение поезда из внешней сети. На электровозах мощность не ограничивается запасом топлива, поэтому они могут эффективно использоваться на элементах пути со значительными подъемами.
Пассажирский тепловоз

Рис. 1  Пассажирский тепловоз

Рис. 2. Маневровый тепловоз ТЭМ 7

Тепловозы при правильной их эксплуатации  могут работать с коэффициентом полезного действия порядка 30%. Коэффициент полезного действия электрической тяги составляет  25% при питании от тепловых электростанций и повышается с ростом доли высокоэффективных гидроэлектростанций. С учетом долевого соотношения выработки электроэнергии на сегодняшний день тепловыми, атомными и гидроэлектрическими станциями коэффициент полезного действия электротяги достигает порядка 32%.
Электровозы, работающие на дорогах нашей страны, в зависимости от их конструкции, подразделяют на серии.
Электровоз постоянного тока  

Рис. 3. Электровоз постоянного тока ВЛ-10

В обозначения серий всех отечественных электровозов входят буквы ВЛ ( Владимир Ленин) и затем цифры- например, ВЛ8, ВЛ10 (рис. 2), Электровозы постоянного тока шестиосные - ВЛ19, ВЛ22, ВЛ23, восьмиосные - ВЛ8, ВЛ10 и двенадцатиосные - ВЛ11, ВЛ15. Переменного тока шестиосные - ВЛ60, восьмиосные - ВЛ80 (рис. 4) и двенадцатиосные – ВЛ-85 (рис. 5).

  Электровоз переменного тока  

Рис. 4. Электровоз переменного тока ВЛ-80

Кроме того, в необходимых случаях добавляют буквы м - модернизированный (например, ВЛ22м), у - увеличенная нагрузка на рельс (ВЛ10у), п - пассажирский (ВЛ60п), к - с кремниевыми выпрямителями (ВЛ80к), р - с рекуперацией электрической энергии (ВЛ60р, ВЛ80р1), т—с реостатным торможением  (ВЛ80Т), с - с возможностью работы двух электровозов в режимах тяги и реостатного торможения, управляемых из одной кабины (ВЛ80с), в - с вентильными тяговыми двигателями (ВЛ80В), а - с асинхронными тяговыми двигателями

Электровоз переменного тока ВЛ-85


Рис. 5. Электровоз переменного тока ВЛ-85

(ВЛ80а ). Начиная с 1968 г,  все электровозы переменного и постоянного тока выполняются как минимум восьмиосными. Серийно выпускаются следующие электровозы: постоянного тока с рекуперативным торможением - ВЛ15 в двухсекционном исполнении и ВЛ11, который может быть сформирован из двух и трех секций, а также работать по системе многих единиц (два двухсекционных электровоза); переменного тока - ВЛ80Т с реостатным торможением и ВЛ80Р, ВЛ85 и ВЛ65 с рекуперативным торможением.
Необходимость в восьмиосных пассажирских локомотивах вызвана повышением числа вагонов, а, следовательно, и массы пассажирских поездов.
Скоростной электропоезд
Рис. 6. Скоростной электропоезд ЭР-200

Кроме того, на некоторых участках, где стыкуются системы постоянного и переменного тока, эксплуатируются электровозы двойного питания, например: восьмиосные ВЛ82. Однако они не получили широкого распространения. Более целесообразным оказался способ строительства специальных станций стыкования на границах участков, электрифицированных на постоянном и переменном токе.

Рис. 16. Цельнометаллический пассажирский вагон

Пассажирские электровозы, построенные на заводах бывшей Чехословакии, имеют в обозначении серии буквы ЧС, к которым добавляются цифры: ЧС1 и ЧСЗ - четырехосные электровозы постоянного тока; ЧС2 - шестиосные постоянного тока; ЧС6, ЧС7, ЧС200 - восьмиосные постоянного тока; ЧС4 – шестиосные переменного тока; ЧС8 - восьмиосные переменного тока.