Содержание материала

Если в ноздри мне попал запах шпал —  я пропал.
Пахнет лязгом тормозным, черным дымом поездным —  пахнет сразу всем проклятым и родным...
Шпалы я переступал, жизнь свою не уступал.
Одного боялся только — опозданья,
Е. Евтушенко

Творческий взлет (1956—1969)

ПАРОВОЗ УСТУПАЕТ ДОРОГУ
С 1956 года — начало политической «оттепели» в нашей стране, начало реабилитации репрессированных. Казалось, сбросив оковы «культа личности», можно решить все проблемы и трудности. Люди расправили плечи, можно было разговаривать, не оглядываясь в страхе вокруг. Творческий подъем и надежда на лучшее будущее были характерными чертами того времени.
В эти годы значительно укрепилась материально-техническая база отделения, произошел переход на принципиально новую техническую основу.
Начальнику отделения М. К. Скумбину удалось работу всех подразделений отделения подчинить единой цели. Финансовые средства распределялись не пропорционально объемам работ предприятий, а исходя из того, в какой мере эти подразделения определяли работу всего отделения. Это давало возможность ликвидировать «узкие» места на решающих участках перевозочного процесса.
В 1957 году на всем протяжении главного пути отделения — от станций Балезино до Шали — было закончено строительство вторых путей. Начато было строительство вторых путей еще в предвоенные годы. Работники отделения дороги оказывали помощь транспортным строителям в организации работы, людьми, техникой.
В том же 1957 году сдана в эксплуатацию электрифицированная железнодорожная линия Кизел — Пермь. Линия была построена для усиления транспортных связей Кизеловского и Соликамско-Усольского промышленных районов с Пермским железнодорожным узлом, обеспечивала кратчайший выход кизеловского угля и продукции Соликамского промышленного района, сокращала пробег грузов на 58 км и разгружала существующую железнодорожную линию Кизел — Чусовская — Пермь.
Линия прошла через крупные лесные массивы и обеспечила транспортные условия для их разработки, создала благоприятные условия для развития сельского хозяйства в районе тяготения. Трасса линии прошла по западным отрогам Уральского горного хребта, Приуральской возвышенности.
Предгорный характер местности обусловил резкий пересеченный рельеф местности, расчлененный реками Чусовая и Косьва. Высота на водоразделе рек Косьва и Яйва достигает до 390 метров над уровнем моря.
В 1961—1962 гг. по главному ходу Балезино — Шаля пошли электропоезда. Вместе с электромонтажным поездом № 706 участвовал в работах по электрификации и коллектив Пермского участка энергоснабжения. Силами энергоучастка были выполнены работы по монтажу фидерных линий, реконструкции и электрификации путей электродепо, частично произведен монтаж контактной подвески станции Пермь- Сортировочная.
Инженер Н. Л. Шарий принимал участие в монтаже тяговой подстанции Григорьевская, под его руководством шел и монтаж самой сложной на магистрали опорной тяговой подстанции Ирень. Возглавив затем Кунгурский участок энергоснабжения, он добился того, что контактная сеть участка содержалась с оценкой «отлично», оборудование тяговых подстанций работало практически без повреждений.
Старший диспетчер, а затем заместитель начальника отдела движения Η. М. Гаврюшин непосредственно занимался организацией предоставления «окон» строителям и монтажникам. Под его руководством группой командиров отделения дороги была разработана система предоставления скользящих «окон» для производства работ без съема поездов из графика. Такая система позволила выполнять и перевыполнять планы строительно-монтажных работ и способствовала досрочному вводу электротяги в эксплуатацию.
В 1962 году была построена и сдана в эксплуатацию линия Пермь-Сортировочная — Левшино. Линия позволила в значительной степени улучшить пропускные способности Пермского узла. А. И. Можелис, назначенный начальником станции Кабельная, руководил строительством станции и вводом ее в эксплуатацию. Станция обеспечила транспортное обслуживание крупнейшего в Европе Камского кабельного завода.
Одновременно со строительством проводилась техническая реконструкция станций и предприятий: построена и освоена электрическая централизация стрелок и сигналов, автоматическая блокировка, радиосвязь, на локомотивах устанавливались локомотивная сигнализация и автостопы, осуществлено дистанционное телеуправление всеми тяговыми подстанциями.
Проектирование сложных систем информации с многими видами связи обычно поручается проектному институту. Инженеры-связисты Пермской дистанции сигнализации и связи И. Я. Дубровский, В. М. Баштан, Б. А. Остяков, Г. А. Гавриш объединились в творческую группу и проделали эту работу. При этом предусмотрели интенсивное использование уже имеющейся аппаратуры, увеличение количества каналов связи за счет уплотнения.
Под руководством начальника отдела сигнализации и связи отделения И. М. Белых в 1963—1964 гг. силами и средствами дистанции связи, в основном за счет использования внутренних резервов, произведена модернизация существующих видов связи на отделении, созданы новые виды связи.
Ушли в прошлое ручные телефонные станции. Построены и оборудованы автоматические телефонные станции на станциях Пермь II, Кунгур, Пермь-Сортировочная, Левшиио, Бахаревка, Верещагино, Чепца, Осенцы. Введена поездная радиосвязь на участке Чепца — Шаля. Полностью радиофицирован весь парк маневровых паровозов и поездных электровозов. На всех погрузочных станциях отделения смонтированы двухсторонние парковые громкоговорящие радиоустройства для движенцев, вагонников, путейцев, связистов.
При организации информационного центра на станции Пермь-Сортировочная обеспечено уплотненное использование существующих каналов связи, даны дополнительные каналы связи, применены аппараты «Телетайп», что способствовало получению заблаговременной информации о вагонопотоках, в том числе зарождающихся на подъездных путях и станциях отделения.
На отделении проведены необходимые работы для ввода и обработки информации Пермского отделения на счетную машину «Урал-2», находящуюся в Свердловске.
В 1964 году во всех дистанциях сигнализации и связи отделения введен новый, бригадный, метод обслуживания устройств автоматики и связи, в результате повысилась производительность труда связистов, улучшено состояние устройств автоматики и связи, а количество повреждений в 1964 году уменьшилось на 29 процентов.
Инженер Пермской дистанции сигнализации и связи Н. А. Мельчаков в 1962—1963 гг. работал над развитием внутриотделенческой телефонной связи, которая позднее легла в основу информационной связи на Пермском отделении дороги и позволила работникам службы движения применять более современные методы организации движения поездов.
Под его руководством был составлен проект и выполнены монтажные и пусконаладочные работы по увеличению емкости АТС Пермь-Сортировочная на 400 номеров. С 1963 года началось внедрение АТС дальнего набора.
Старшим инженером по техдокументации Пермской дистанции сигнализации и связи М. Я. Бекетовой была проделана большая работа по приведению в соответствие технической документации с исполненным монтажом устройств, произведено полное обновление схем на всех околотках СЦБ и радио. Ею разработаны и внедрены схемы, направленные па повышение надежности, производительности труда и пропускной способности станций. Впоследствии М. Я. Бекетова стала ведущим специалистом железнодорожной автоматики, председателем совета Общества изобретателей и рационализаторов дистанции.
В период электрификации участка Кунгур — Шаля работники Кунгурской дистанции сигнализации и связи провели реконструкцию устройств автоблокировки. Произведен перемонтаж путевых коробок, капитально отремонтированы групповые кабельные муфты, заменены релейные шкафы входных сигналов, произведен ремонт электроприводов с заменой коммутации на всех силовых опорах.
В совокупности все это не только преобразовало лицо отделения, но и требовало коренного изменения всего перевозочного процесса.