Петербургско-Московская железная дорога — казённая железная дорога, сооружённая в 1842—51 между Петербургом и Москвой, положившая начало созданию в России железнодорожной сети общегосударственного значения. Протяжённость линии 604 версты. Рабочее движение открыто в 1846 между Петербургом и Александровским заводом; в мае 1847 пасс, и грузовые поезда пошли до Колпина. Официальное открытие дороги состоялось 1 нояб. 1851. Указ Сенату о решении строить дорогу подписан Николаем I 1 февр. 1842. Учреждён спец. Комитет, в состав которого наряду с официальными представителями власти — П. А. Клейнмихелем, А. X. Бенкендорфом, А. А. Бобринским и др. вошли технического руководители и создатели проекта строительства П. П. Мельников, Н. О. Крафт, К. В. Чевкин.

Изыскания велись с двух сторон: от Петербурга под руководством Мельникова, который возглавил впоследствии Северную дирекцию строительства, и от Москвы под руководством Крафта, возглавившего Южную дирекцию. В мае 1842 было представлено экономических обоснование прокладки трассы по кратчайшему прямому направлению, которое было изложено Мельниковым в «Записке к планам сравнительных изысканий С.-Петербургско-Московской железной дороги». К участию в технического руководстве строительством были привлечены амер. специалисты Д. В. Уистлер и Г. Браун, а также представители отечественной инж.-технического школы: Н. И. Липин, Д. И. Журавский, В. А. Панаев, П. П. Зуев, Н. И. Антонов, С. Ф. Крутиков, В. И. Граве, И. Ф. Кёниг, А. И. Штукенберг, В. С. Семичев, Н. И. Миклуха и др. В строительстве приняли участие рабочего Егорова, Л., 1962; Васильева Е. Г.