ИСПЫТАНИЕ ВОЙНОЙ...
В начале Великой Отечественной войны на отделении сложилось тяжелое положение. На обычный объем перевозок народнохозяйственных грузов наложились два гигантских потока поездов: с востока — все возрастающие перевозки вооружений, боевой техники и войск для фронта, с запада — идущие чуть ли не в затылок друг за другом эшелоны с эвакуированными людьми и оборудованием эвакуированных заводов. Одновременно нужно было беспрепятственно и быстро пропускать санитарные поезда. Скорость следования эвакопоездов составляла 150—200 километров в сутки.
Эвакуированные предприятия разворачивали свои цеха па подъездных путях местных предприятий. На некоторых подъездных путях работало до десятка заводов. Станции Бахаревка, Оверята, Курья не справлялись с переработкой вагонопотоков. «Задыхалась» станция Пермь II, держала поезда на подходах, не справлялась с формированием поездов и пропуском транзитных поездов.
Положение улучшилось со второй половины 1942 года.
Достигнуто это было, с одной стороны, путем жесткого укрепления трудовой дисциплины: было запрещено увольнение по собственному желанию, а за самовольный уход с работы — суд военного трибунала сроком до 5 лет, а с 1943 года дорога была переведена на военное положение. На предприятиях был введен обязательный 11-часовой рабочий день с оплатой 3 часов как сверхурочных, были запрещены очередные отпуска.
С другой стороны, было неподдельное стремление всеми силами помочь фронту. В паровозном депо Верещагино бригада из подростков Александра Марцинчака получила звание фронтовой, — они работали столько времени, пока не выполняли суточное задание, и добились выполнения по 2—3 нормы. Фронтовой была бригада Кати Солиной и Маруси Бурдиной из того же депо. Всем им не было в то время и 17 лет. Диспетчеры Г. Е. Гордеев и П. С. Танана успешно применяли метод скоростного продвижения поездов без дополнительного набора воды.
Шалинская дистанция пути шесть раз получала переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны за успехи в содержании пути и обеспечении безопасности следования поездов по дистанции. После войны Красное знамя было вручено дистанции на вечное хранение, и сегодня это знамя хранится в Кунгурской дистанции пути, правопреемнике Шалинской дистанции.
Тысячи железнодорожников были на фронте в составе спецформирований Наркомата путей сообщения: паровозных колоннах особого назначения, восстановительных поездах и других. Создавались военно-эксплуатационные отделения для обслуживания прифронтовой зоны. При создании таких отделений за основу была взята структура района эксплуатации с поправкой на военное время и военную дисциплину. В конце 1941 — начале 1942 года пермские железнодорожники выезжали на фронт под Москву в составе одного из таких отделений. За спасение состава с военным грузом при сильной бомбежке одной из прифронтовых станций под Москвой дежурный по станции Верещагино М. С. Лобарев был награжден орденом «Знак Почета».
Более 7 тысяч работников отделения были мобилизованы и сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Бывшему слесарю и кочегару паровоза депо Кунгур В. И. Бачурину за героический подвиг при освобождении города Николаева в 1944 году было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Военный и трудовой подвиг пермских железнодорожников навечно останется в памяти поколений.
1 А. М. Мильман. История первой железнодорожной магистрали Урала (70—90-е годы XIX в.). — Пермское книжное издательство, 1975.
Пермские железнодорожники, история - Испытание войной
- Подробности
- Категория: Организации
Содержание материала
Страница 3 из 24