Содержание материала

ПЕРМСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ

Техникум был создан на базе бывшего технического училища, основанного в 1881 году. За время существования техникум дал путевку в жизнь 13000 специалистов ведущих профессий железнодорожного транспорта. Выпускники техникума внесли большой вклад в развитие железных дорог. Многие из них стали видными работниками науки, возглавляют трудовые коллективы. Среди них:
летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, ректор Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, профессор, почетный гражданин города Перми В. П. Савиных;
доктор технических наук, профессор Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта В. С. Дикаревский;
доктор технических наук, профессор Всесоюзного научноисследовательского института железнодорожного транспорта А. А. Попов;
заместитель директора департамента железных дорог Российской Федерации В. А. Тетепов;
начальники служб Свердловской железной дороги В. Ф. Скубак и А. А. Соломенников;
начальники предприятий отделения В. И. Балашков, Л. М. Глушков, А. II. Душенко, В. С. Конышев, В. Н. Тихомиров, Ю. Н. Веселков.
Более половины техников Пермского отделения являются выпускниками Пермского техникума железнодорожного транспорта.
Многие годы возглавляет техникум Η. Е. Обухович — почетный железнодорожник, заслуженный учитель Российской Федерации. Много сил отдают обучению студентов Н. Г. Редозубова, И. К. Ермоленко и другие преподаватели.

ДЕЛА ЖИТЕЙСКИЕ

Продолжалось строительство жилья на отделении, перестроены пионерские лагеря, построены стадион «Локомотив», новое здание профилактория.
В последние годы значительно укрепилась материально-техническая база дистанций гражданских сооружений, не всегда как хотелось, но улучшалось содержание жилья.
В Пермь-Сортировочной дистанции гражданских сооружений под руководством И. И. Речко построены временные производственные базы для обеспечения ремонтно-строительных работ. Впоследствии все временные сооружения были заменены на постоянные.
На станции Пермь-Сортировочная построен главный корпус площадью 1800 квадратных метров, смонтировано оборудование цеха столярных изделий, деревообработки, механического, сварочного цехов и цеха электромонтажных работ. Пущена в эксплуатацию сушильная камера индукционного типа. Построены материальный склад, крытые платформы, кладовые и склад сыпучих материалов, гараж для автодрезины и автотранспорта. Построен и сдан в эксплуатацию цех пилорамы. Учитывая недостаточный температурный режим, жилые дома поселка Железнодорожный на правом берегу Камы подключены к мощной котельной вагонного депо.
В дистанции внедрена автоматизированная система управления лифтами и тепловыми пунктами, в работе начали применяться персональные компьютеры.
На станции Кунгур построены деревообделочный цех, цех пилорамы, кровельный цех и электроцех. Для работающих оборудованы удобные бытовые помещения.
В пионерлагере «Чайка» силами дистанции построен типовой пищеблок. В пионерлагере «Гудок» начата реконструкция с заменой деревянных корпусов на типовые в кирпичном исполнении.
Отделом водоснабжения и санитарно-технических устройств под руководством Д. С. Дягельца только в 1971 году ликвидированы 15 пунктов привозного водоснабжения. Выполнены работы по усилению водоснабжения на станции Пермь-Сортировочная за счет пуска дополнительных скважин. Уложен водовод протяженностью 1400 погонных метров. Отремонтировано и загерметизировано 97 шахтных питьевых колодцев. Построены водоочистные сооружения на станциях Кузьма, Ергач, Кишерть, пробурено и задействовано 8 скважин. 
Сегодня на отделения 77 пунктов водоснабжения, и в год подается 6,6 млн. кубических метров воды. В дистанции водоснабжения и водоотведения впервые на дороге запущены в эксплуатацию водоочистные сооружения типа «Струя» на станциях Кузьма, Чепца, Шабуничи, Ергач, Кишерть, бактерицидная установка для обеззараживания воды на станции Пермь-Сортировочная.

СТРАТЕГИЯ ВЫЖИВАНИЯ

Сегодня страна находится на этапе перехода к рынку и приспособления к зарождающимся рыночным отношениям. Упали объемы промышленного производства, нарушены связи между предприятиями.
Отделение вместе с предприятиями оказалось в трудном положении. Размеры перевозки грузов упали почти в 3 раза по сравнению с максимально достигнутым уровнем.
Для того чтобы выжить в этих условиях, последние 5 лет, ежегодно, под руководством начальника отделения В. А. Парфенова, группой инженеров, при участии В. В. Шубина, А. Б. Ефимова, с привлечением специалистов предприятий отделения дороги разрабатывается «Программа обеспечения устойчивой работы и стабилизации финансово-экономического положения отделения дороги». И ее положения внедряются в жизнь.
Чтобы сохранить и привлечь клиентуру в условиях реальной конкуренции, отделение начинает переход к принципам гибкой тарифной политики, совершенствуется технология перевозок грузов и пассажиров. Изменились назначения плана формирования поездов на путях сортировочных парков станции Пермь-Сортировочная: выделены отдельные пути для формирования поездов с ценными грузами, для накопления вагонов назначением станции Осенцы, вагонов на экспорт и т. д., в помощь станции Пермь-Сортировочная при возрастании разборочного потока выделяются предузловые станции Курья, Левшино, Балмошная, Пермь I.
Удалось существенно снизить несохранность грузов. В более чем 70 процентах поездов грузы сопровождаются охраной МПС, и поставлена задача обеспечить сопровождение охраной всех грузовых поездов па главном ходу. Заведующей грузовым районом М. Г. Мосягиной и А. С. Файзулиным из ведомственной охраны на станции Пермь-Сортировочная разработан и внедрен принципиально новый технологический процесс пункта коммерческого осмотра поездов, предусматривающий совместное участие в осмотре поездов работников станции и военизированной охраны. Сама идея такого метода работы была подсказана инженером грузовой службы Т. А. Васиной. Внедрение новой технологии совместного осмотра поездов позволяет исключить случаи несохранности перевозок.
На базе компьютеров созданы автоматизированные рабочие места (АРМы) оператора по обработке поездов, оператора при дежурном по горке, телеграфиста Информационного центра, маневрового диспетчера, а также приемосдатчика- диспетчера ПКО и актово-розыскной группы в грузовом хозяйстве.
Улучшается качество обслуживания пассажиров пассажирских и пригородных поездов. Организовано сопровождение пассажирских и пригородных поездов работниками милиции. Поезд «Кама» ежедневно сопровождается на всем протяжении следования.
Реализация программы стабилизации экономического положения позволила в 1995 году получить 78,1 млрд. рублей прибыли от перевозок при запланированном убытке 15 млрд. рублей.
Возросла роль подсобно-вспомогательной деятельности, направленной прежде всего на сервисное обслуживание клиентуры и обслуживание заказчиков собственными средствами, а также ремонт подвижного состава различных предприятий и их подъездных путей, выпуск продукции вспомогательного промышленного производства и многие другие формы коммерческой работы. Прибыль от вспомогательной деятельности составила более четверти балансовой прибыли отделения в 1995 году. Эта прибыль помогает свести концы с концами.
На отделении принимаются жесткие меры, «чтобы жить по средствам». Сокращаются запасы не первой необходимости, ликвидируется или сокращается деятельность убыточных подразделений. Технология работы станций и предприятий отделения приводится в соответствие с выполняемым объемом перевозок при условии сохранения квалифицированных кадров, что означает не только меры по сокращению штата, но и использование режима сокращенного рабочего времени, перераспределение обязанностей и дополнительные обязанности малонагруженных работников.
Введение режима сокращенного рабочего времени позволило только в 1995 году получить эффект, равноценный спасению от сокращения 748 человек, повысить интенсивность труда и сэкономить 7,4 млрд. рублей.
Существенно улучшена дисциплина в рабочих коллективах: количество прогульщиков снизилось в 2,5 раза, а потери в человеко-днях уменьшились почти в 3 раза.
Несмотря на тяжелейшее финансовое положение, коллектив отделения значительные средства направляет на поддержку своих ветеранов и детей.
На учете в отделении находятся 10 956 пенсионеров, в том числе 220 почетных железнодорожников. Пенсионерам постоянно оказывается материальная помощь. Так, в 1995 году в среднем на каждого было выделено более 400 тысяч рублей. 30 семей ветеранов получили новое благоустроенное жилье, в дни милосердия оказана помощь на дому 1747 ветеранам. Все расходы по оказанию помощи бывшим работникам железнодорожного транспорта составили 5,2 млрд. рублей. На отделении создан сектор по социальной защите ветеранов войны и труда, на 7 предприятиях введена должность инженера по социальным вопросам.
Летом 1995 года отдохнули 2185 детей во всех детских лагерях. Затраты на проведение оздоровительной детской кампаний составили 726,2 млн. рублей. При стоимости путевки 650 тысяч рублей родители оплачивали лишь 50 тысяч. Впервые за последние годы в 1995 году не все желающие были обеспечены путевками. Все три смены оба лагеря были переполнены.
Отчислено профсоюзам для покрытия расходов па культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу 290 млн. рублей.
Несмотря на сложности с финансированием, отделением выполнен комплекс мер по внедрению новой техники и прогрессивной технологии: закончена реконструкция путей парка механизированного пункта ремонта вагонов станции Осенцы, оборудованы пути парка «А» станции Пермь-Сортировочная устройствами для закрепления составов УЗС-86Р, участок Верещагине — Пермь II оборудован диспетчерской централизацией системы «Минск».
На 18 станциях отделения дороги оборудованы автоматизированные рабочие места товарного кассира (АРМ ТВК). Большинство из них работают на локальном режиме, а станции Пермь II, Пермь-Сортировочная, Бахаревка и Осенцы подключены к автоматической системе управления отделения и дорожного вычислительного центра в Свердловске.
Пассажирские перевозки для отделения убыточны. Учитывая важное значение этих перевозок для города и области, удалось договориться о частичной компенсации областью убытков от перевозок населения в пригородном железнодорожном сообщении. За три года за счет области закуплено 3 новых электропоезда, запланированы средства на закупку еще двух электропоездов по 10 вагонов. Соглашением отделения дороги и администрации области предусмотрено участие администрации области в реконструкции вокзала станции Пермь II.
Особое значение придается выполнению плана реализации государственной программы по повышению безопасности движения поездов. Все мероприятия по этой программе на отделении дороги выполнены.
Износ основных средств на предприятиях отделения сегодня составляет 54 процента. Возрастают расходы, избежать которые невозможно, в их числе поддержание в работоспособном состоянии уже существующих технических средств, необходимость капитального ремонта контактной сети, пути, снос ветхого жилья и строительство нового и многое другое. Остающиеся финансовые средства распределяются на развитие участков и подразделений, лимитирующих работу всего отделения, ликвидацию «узких» мест на решающих направлениях и дающих возможность выжить отделению вместе с предприятиями сегодня и в ближайшем будущем.
Средства направляются на финансирование реконструкции объектов на основной грузообразующей отделения —  станции Осенцы, на замену существующей автоматической телефонной станции Пермь II па современную аппаратуру фирмы «Филипс», внедрение автоматизированной системы управления контейнерными перевозками (АСУ КП) на грузовом дворе станции Блочная, что является частью общей системы реконструкции грузового двора, где на базе  механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ будет организовано выполнение полного комплекса транспортноэкспедиционных услуг грузоотправителям и грузополучателям с доставкой грузов автотранспортом дистанции и автобазы отделения.
Начато строительство автоматизированного центра диспетчерского управления (АЦДУ), который в перспективе позволит объединить управление движением на Пермском и Чусовском отделениях из одного центра. Для создания такого центра отделение уже завершает работы по внедрению диспетчерской централизации системы «Минск» на участках Верещагино — Пермь — Шаля, а на участках Пермь II — Чусовская — Березники и Пермь — Кизел требуется значительное развитие связи и информатики на основе использования волоконно-оптического кабеля и внедрения цифровой системы связи.
Учитывая значительное отставание отделения в развитии автоматизированных систем управления, приоритетное финансирование получит развитие систем автоматизированного управления и контроля, систем автоматизации документооборота, развитие информационно-вычислительных сетей.
Продолжается финансирование жилищного строительства, в 1995 году введено в эксплуатацию 33,5 тыс. кв. метров общей площади. Это позволило улучшить жилищные условия 681 семье (2125 человек), в том числе 636 семьям железнодорожников (2022 человека). Выполнен ремонт школ и детских садов на сумму 735,9 млн. рублей, учреждений врачебно-санитарной службы — на сумму 206,4 млн. рублей. Для закрепления квалифицированных кадров на линии в 1996 году планируется 7,1 млрд. направить на строительство домов на линии.