Московско-брестская железная дорога — казённая железная дорога, проходившая по территории Московской, Смоленской, Могилёвской, Минской, Гродненской губ. России и связывавшая Московский промышленный район с западной границей и западноевропейскими государствами.
Основным линии: Москва — Брест (движение открыто в 1871), Лихославль — Вязьма (1888), Брест — Жабинка (1896). Протяжённость (1913) — 1075 вёрст (в т. ч. 1044 — двухколейный путь). В подвижном составе 469 паровозов, 6132 товарных и 580 пассажирских вагонов. В ведении дороги находились железнодорожные мастерские в Москве и Минске. На дороге было построено 698 искусств, сооружений, в т. ч. 135 металлической мостов; действовал газовый завод в Москве; в 18 училищах и на электротехнического курсах велась подготовка рабочих кадров. В 1870—96 дорога принадлежала акц. Обществу М.-Б. ж. д. (образовано при слиянии Московско-Смоленской и Смоленско-Брестской железной дороги). После выкупа в казну находилась в ведении МПС; управление дороги в Москве. В 1912 переименована в Александровскую ж. д. (в честь императора в связи со 100-летием Отечественной войны 1812).
В 1-ю мировую войну по дороге перевозились боеприпасы, продовольственные грузы, воинские эшелоны, беженцы; велись работы по прокладке запасных путей на участке Москва — Минск; построены дополнительыне ветви к эвакуац. пунктам у Николаевских казарм в Москве и к авиац. мастерским на Ходынском поле; уложены дополнит, обгонные пути на 29 промежуточных станциях.
В мае 1918 дорога передана в ведение НКПС. По состоянию на нач. 1991 входила в состав Белорусской железной дороги.