Содержание материала

Полвека работы, поисков и свершений пермских железнодорожников обложка

Г. А. Литовченко
Полвека работы, поисков и свершений пермских железнодорожников
Пермь, 1996

В работе над книгой использовались опубликованная литература по истории отделения, документы архива Пермского отделения дороги, личного архивного фонда А. М. Королева, В. И. Дергоусова, рукописная история Верещагинского вагонного депо Г. А. Баранкина, рукописная хроника Кунгурской дистанции сигнализации и связи А. И., Грошева, рукописная история станции Пермь II Г. И. Баранова.
Помощь в написании книги оказали: бывший начальник отделения Б. В. Ряшко, начальник отдела отделения В. В. Шубин, бывший начальник станции Пермь II В. А. Козороз, бывший главный инженер Верещагинской дистанции пути П. Д. Ефремов, Герой Социалистического Труда, бывший машинист электровоза локомотивного депо Пермь II Μ. Т. Балуев, инженер локомотивного депо Пермь-Сортировочная М. Б. Захарко, электромеханик Кунгурской дистанции электроснабжения В. И. Лысков, начальник производственно-технического отдела станции Пермь-Сортировочная Т. И. Иванченко, инспектор архива отделения З. М. Варанкина и многие другие.
Книга предназначена для железнодорожников и тех, кто интересуется историей пермских железнодорожников.

ВВЕДЕНИЕ

Читателям предлагается книга о пятидесятилетием пути Пермского отделения железной дороги.
Почему именно отделения, когда в этом году исполняется 118 лет с того момента, как была проложена первая железнодорожная линия от Перми до Екатеринбурга?
Дело в том, что отделение дороги — уникальное объединение подразделений железнодорожного транспорта, позволившее концентрировать усилия всех участников на одной цели — обеспечении потребности производственно-экономического комплекса и населения в перевозке грузов и пассажиров.
Во-первых, отделение — это учреждение для непосредственной организации движения поездов (само руководство, диспетчерский аппарат отделения, сортировочные, участковые, линейные станции) и одновременно для координации работы технических средств и действий работников всех учреждений и предприятий (локомотивных депо, вагонных депо, дистанций пути, энергетиков и т. д.) в момент их участия в работе по организации движения поездов.
Во-вторых, отделение — это форма объединения финансовых, людских, технических и интеллектуальных ресурсов железнодорожных предприятий для развития тех подразделений, предприятий, технологий, которые являются «узким» местом перевозочного процесса и не дают возможности обеспечивать своевременную и безопасную доставку грузов и перевозку пассажиров.                                                                         
В-третьих, отделение — это больше двадцати тысяч работающих железнодорожников, а также члены их семей, значительная часть которых проживает на линейных станциях. Обеспечение их жизнедеятельности — тоже задача отделения. А это строительство жилья, содержание столовых, магазинов, школ, детских садов, поликлиник и больниц, домов культуры, стадионов и спортивных залов.                                                             
От осознания необходимости такого объединения внутри дороги до его воплощения в 1946 году и до дня сегодняшнего пройден трудный и тернистый путь. В «прекрасном и яростном мире» железнодорожных будней Пермскому отделению железной дороги удалось добиться впечатляющих успехов.
До 1987 года отделение непрерывно наращивало объемы перевозок, и за эти годы грузооборот увеличился более чем в 4 раза, погрузка увеличилась в 2,6 раза, производительность труда — более чем в 4 раза.
Методы и системы работы, технологии, разработанные на отделении, стали достоянием сети дорог. Много раз отделение и предприятия были участниками выставок достижений народного хозяйства страны и области, получали первые места в соревновании сети дорог.
Пермское отделение дороги сегодня, являясь частью Свердловской железной дороги, обеспечивает транспортные связи Урала с северо-западом и центром страны, обслуживает Пермскую область, часть Свердловской области и Удмуртской Республики. Наличие крупной судоходной реки Камы вызывает необходимость перевалочной работы с реки на железную дорогу и обратно. Развернутая длина главных путей составляет 1230 километров, длина станционных путей составляет 743 километра. Занимая восьмую часть по протяженности дороги, отделение выполняет четверть грузооборота и пассажирских перевозок дороги. Учитывая специфическое расположение г. Перми, где железнодорожный транспорт является внутригородским транспортом, на отделении курсирует до 180 пригородных поездов в сутки, которые перевозят более 48 млн. пассажиров в год.
В состав Пермского отделения дороги входят 26 хозрасчетных предприятий и 53 железнодорожные станции. На отделении имеются 4 больницы, 5 поликлиник, 7 школ, 21 детское дошкольное учреждение, дорожно-техническая школа, техникум. Жилой фонд отделения составляет более 790 тыс. кв. метров, в том числе в городе Перми — 487 тыс. кв. метров и более 300 тыс. кв. метров жилья на линии.
Новое время требует новых методов работы, и будем надеяться, что пермские железнодорожники сумеют найти адекватный ответ на вызов времени.
В предлагаемой книге удалось отразить только часть дел коллектива отделения за прошедшие полвека, многие грани жизни коллектива не вошли в нее, мало рассказано о людях. Более полный рассказ о пермских железнодорожниках — дело будущего.