Пермская железная дорога — железная дорога, построенная в 1878— 1912; с 1896 — казённая, до 1900 — Уральская железная дорога Проходила по территории Вологодской, Пермской, Оренбургской, Вятской, Тобольской губ. Соединяла Сибирь и Урал с центральной Россией, с Волжско-Камским, Северо-Двинским водными бассейнами и с Северным морским путём. Изыскания трассы велись с 1871; в 1874 образована акционерная компания «Общество Уральской горнозаводской железной дороги». Гл. инженером строительства стал В. Ф. Голубев. В ходе строительства возведено 646 искусств, сооружений, в т. ч. 316 мостов и тоннель. Это была первая в России ж. д., построенная в горной местности; способствовала развитию горнозаводской промышленности Урала, росту городов Перми, Лысьвы, Кунгура, Нижнего Тагила, Алапаевска и др., играла важную роль в экспорте сибирского хлеба через Архангельский порт. Чистый доход — 6% от основные капитала (227,1 млн. руб. в 1913). Основным линии: Пермь — Екатеринбург (движение открыто в 1878), Чусовская — Березняки (1879), Екатеринбург—Тура (1885), Екатеринбург — Челябинск (1896), Пермь — Вятка, Вятка — Котлас (1899), Пермь — Кунгур — Екатеринбург (1909), Нижняя Салда — Алапаевск (1912). Протяжённость (1913) — 2553 версты (в основные одноколейный путь). В подвижном составе 578 паровозов, 9907 товарных и 907 пассажирских вагонов; на дороге построены железнодорожные мастерские (в Перми, Екатеринбурге, Вятке); открыты 22 училища (в Перми, Чуковской, Усольске, Тагиле, Екатеринбурге и др.), работали библиотеки, больницы.
В 1914—18 построены участок Алапаевск — Богданович, Шадринская линия и др. Дорога находилась в ведении МПС; управление в Петербурге. В мае 1918 дорога передана НКПС. По состоянию на начало 1991 основные линии дороги в составе Свердловской, Горьковской и Южно- Уральской железной дороги.