Райпрофсож Пермского отделения Свердловской железной дороги объединяет деятельность всех профсоюзных организаций предприятий, учреждений, станций.
Райпрофсож главной своей задачей считал выполнение планов перевозки грузов и пассажиров, обеспечение безопасности движения поездов.
На дела производства профсоюзы пытались влиять через организацию социалистического соревнования, организацию движения за коммунистический труд, работу товарищеских судов. Под контролем профсоюзов находились научно-техническое общество, общество рационализаторов и изобретателей, общество «Знание». Вопросы производства постоянно обсуждались на заседаниях профсоюзных комитетов на предприятиях, на заседаниях президиума и на пленумах райпрофсожа. Эти же вопросы были обязательными на профсоюзных собраниях.
Профсоюзы взяли на себя основную работу по организации и подведению итогов социалистического соревнования. Регулярно подводились итоги соревнования на отделении, представлялись лучшие коллективы для подведения итогов соревнования предприятий по дороге, по сети дорог страны.
Делались попытки развернуть индивидуальное соцсоревнование, для чего проводилось ежегодное представление кандидатов на звания лучшего по профессии дороги, лучшего по профессии железнодорожного транспорта. Популярностью пользовалось звание лауреата премии имени рабочей династии Каменских.
Под контролем профсоюзов происходило награждение передовиков производства ведомственными и правительственными наградами. Особым престижем среди железнодорожников пользуется награждение знаком «Почетный железнодорожник».
Немалая роль профсоюза в укреплении трудовой дисциплины через работу товарищеских судов, общественных отделов кадров. Трудовая дисциплина учитывалась при утверждении графика отпусков, определении очереди на получение квартиры, при предоставлении путевок в санатории, дома отдыха. В новых условиях перехода к рынку ужесточены требования к нарушителям трудовой дисциплины. Работник, совершивший прогул, сегодня увольняется без согласования с профсоюзным комитетом. Уволенному очень трудно найти работу с такой же зарплатой. Казалось бы, это должно способствовать полному искоренению случаев прогулов и пьянства па работе. Однако они хотя и уменьшились, но имеют место.
При подведении итогов соревнования шел постепенный процесс замены моральных видов поощрения на формы материального поощрения. Вместе с Почетными грамотами, наградами знаками трудовой доблести, благодарностями за трудовые достижения стало обязательным денежное вознаграждение.
Переход к рыночным отношениям обесценил значение соревнования. И хотя руководство отделения и райпрофсож приняли решение о сохранении экономических видов соревнования по отделению, дороге, по сети дорог — кризис форм соревнования не устранен. Нужны новые формы трудового и профессионального соперничества.
Старые формы соревнования внутри предприятий фактически прекратились. Но все более популярными становятся конкурсы мастерства различных профессий, когда выбирается лучший не на основе формальных характеристик, а на виду у всех показывая, что умеет делать. На предприятиях ведется поиск новых форм работы с общественными инспекторами по безопасности движения поездов.
Переход к рыночным отношениям изменил позицию профсоюзов. Райпрофсож и профкомы переориентировались на развитие и совершенствование социального партнерства через заключаемые тарифные соглашения и коллективные договора. Выполнение тарифного соглашения и коллективных договоров на предприятиях дало возможность внести элементы стабильности в повышение заработной платы работников, занятых в основной деятельности, индекс роста которой приближен к индексу роста цен на потребительские товары и услуги и не отстает от темпов роста зарплаты других ведущих отраслей России. По срокам выплаты заработной платы стабильности добиться не удалось.
По-прежнему остается актуальным контроль профсоюза за созданием нормальных условий труда на рабочих местах. За последние 10—15 лет общее количество случаев производственного травматизма снизилось в два раза. Но ни одного года отделение не проработало без несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.
Много внимания профсоюзы уделяют обеспечению работы детских оздоровительных лагерей, баз отдыха и домов отдыха выходного дня.
В отделении имеется профилакторий на 100 человек. Проводится водолечение, в полном объеме электрофизиопроцедуры, массаж, ингаляции. Организация питания в профилактории на уровне выше любого курорта. Результаты пребывания всегда с улучшением. Руководит профилакторием Т. Н. Игнатьева. «Изюминкой» профилактория является комплекс «Магнетор АМП» — воздействует магнитным полем, снижает артериальное давление уже через 6 минут лечения; лечению поддаются даже онкологические заболевания I—II степеней. Популярностью пользуется массажное кресло. Хорошие результаты дает барокамера В. А. Кравченко при лечении заболеваний конечностей разностью давления воздуха.
На предприятиях созданы условия для отдыха, снятия напряжения после трудового дня. В кабинете психологической разгрузки локомотивного депо Пермь II звучит легкая музыка, чай или кофе восстанавливают утраченную энергию, снимают стресс, расслабляют и успокаивают.
Организация досуга работников отделения и членов их семей остается заботой профсоюзов.
В 1995 году на отделении работало 95 коллективов художественного творчества — 2320 участников. В четырех учреждениях культуры работали 82 коллектива художественной самодеятельности, 5 клубов по интересам и любительских объединений, в 64 коллективах занимаются на бесплатной основе. В вагон-клубе организованы новогодние и рождественские праздники для детей железнодорожников на всех линейных станциях.
Заслуженным авторитетом пользуется Дом культуры железнодорожников в Перми, построенный в 1956 году, с двумя зрительными залами, 13 комнатами для занятий художественной самодеятельностью, спортивным залом. Много раз лауреатом районных, городских и областных смотров становился хор русской песни под управлением Л. С. Шишкина. 17 лет работает в Доме культуры детский образцовый театр танца «Ассоль» под руководством В. И. Катаева, хореограф — С. Ю. Церковников. Юные артисты побывали с концертами на многих станциях Свердловской железной дороги, в городах Сибири, Урала, ездили с концертами в Польшу.
В последние годы спортсмены и физкультурники отделения дороги получили прекрасное футбольное поле с дренажем, трибуны на 5 тысяч мест с подтрибунными помещениями на стадионе «Локомотив» станции Пермь II, которые они ждали более 15 лет. Спортклуб «Локомотив» объединяет 46 коллективов физкультуры, в которых занимаются более 6 тысяч человек. На спортивных сооружениях отделения дороги проводились летние спартакиады Свердловской железной дороги, летняя спартакиада железных дорог России и стран СНГ.
В 1995 году спортсменки художественной гимнастики участвовали в первенстве России, в городе Самаре, и четверо из них стали призерами соревнований. Боксер, мастер спорта Д. Герасимов, участвовал в международных турнирах в Дании п Южной Корее, и оба турнира выиграл. На соревнованиях в Екатеринбурге по пулевой стрельбе мастер спорта Н. С. Завьялов стал победителем первенства России зоны Урала и Сибири.
В Пермской дистанции пути в течение многих лет неплохо организовано проведение досуга.
Ежегодно вместе с детьми встречают работники дистанции Новый год в зимнем лагере отдыха «Кукуштан»: веселая елка с мультфильмами, подарками для детей. Для взрослых проводятся спектакль, конкурсы, танцы, угощение пельменями.
Праздник — День железнодорожника — всегда встречают в Доме культуры железнодорожников. Сценарий праздника готовится работниками ДКЖ вместе с активом дистанции. Ведущие рассказывают о трудовых успехах лучших цехов и бригад, победителям вручаются призы и ценные подарки. Приглашаются артисты Пермской филармонии, хор ветеранов труда, детский ансамбль современного танца. Работают буфет, выездная торговля. Для каждого околотка накрывается стол с лимонадом, бутербродами, сладкими булочками.
Популярностью пользуется спортивный праздник «Всей семьей на стадион», который проводится в конце июня. Каждый цех, каждый околоток представляет своих участников на кросс. Участники — в возрасте от 1 года до 70 лет. На финише все получают призы. Затем проводится бег на 60 и 100 метров, метание мяча, гранаты, заключительная эстафета. Заканчиваются соревнования поездкой на теплоходе в Трухинята.
Зимой в выходные дни путейцы выезжают на базу отдыха «Кукуштан» на соревнования по лыжным гонкам, стрельбе, мини-футболу. На стадионе «Локомотив» в зимней спартакиаде всегда принимают участие мужская и женская команды дистанции. Много лет подряд команда женщин дистанции занимает первое место в своей подгруппе по зимним видам спорта.
На летней базе отдыха «Пальники» проводятся веселые КВН между командами мастеров околотков и техников, состязания по плаванию и катанию на весельных лодках.
Вдохновитель всех мероприятий по досугу — председатель профкома Т. А. Батурина. Много сил и энергии отдают этому делу инженеры В. Т. Портнягина, Н. А. Патрушева, техники Л. М. Дедова, Л. Н. Тагирова, сигналист Н. А. Лекомцева, монтер пути В. Н. Чебышев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закончен рассказ о полувековом отрезке жизни Пермских железнодорожников из 118 лет с момента появления железной дороги на Пермской земле.
Проблема децентрализации управления процессом движения поездов на железной дороге снова, как и в прежние годы, стала в центре внимания железнодорожной общественности, а вместе с тем и судьба отделения дороги. Будет ли дальше существовать отделение дороги и в какой форме, или будет заменено чем-то другим, — покажет время.
Но в любом случае останутся пермские железнодорожники. И, как в былые времена, будут работать, дерзать, ошибаться и будут мучительно искать правильный ответ па вызов времени.
Страшно интересно все, что происходило и происходит на станциях, участках и в дистанциях пути, связи, электроснабжения, в депо, диспетчерских, на околотках и сейчас и на протяжении последних 50 лет и 118 лет всей истории. И если читатели не разделяют эту точку зрения автора, то только из-за того, что не удалось правильно рассказать об этом прекрасном и яростном мире жизни пермских железнодорожников.
Остается надежда, что это не последнее обращение к истории наших железнодорожников.