Московско-курская железная дорога — казённая железная дорога, построенная в 1866—68. Проходила по территории Московской. Тульской, Орловской, Курской, Рязанской губ. Связывала Центр России с юго-восточными районами страны, способствовала развитию с.-х. районов, доставке продуктов с.-х. производства в Москву. Основным линии: Москва — Серпухов (движение открыто в 1866), Серпухов — Тула (1867), Тула — Курск (1868). Протяжённость (1868) — 512 вёрст (одноколейный путь). В мае 1864 издан указ о строительстве линии Москва — Орёл, явившейся головным участком Южной железной дороги, переименованной в М.-К. ж. д. Строительство возглавлял В. С. Семичев, в изысканиях участвовали В. А. Панаев, Н. И. Антонов, В. Ф. Голубев и др. На строительстве кроме рабочих были заняты военные (солдаты штрафных батальонов). На дороге построены несколько депо, 19 станций, оборудованных грузовыми платформами и складами, железнодорожные мастерские, искусств, сооружения (большие мосты через реку Москву, р. Оку и др.). Через несколько лет началась реконструкция дороги с целью усиления земляного полотна, замены лёгких рельсов, подсыпки балласта, увеличения числа станций и приближения их к населённым пунктам. Дорога проходила по густонаселённой местности, и с её прокладкой было связано несколько сотен судебных дел о неудовлетворении исков по отчуждению земель. М.-К. ж. д., построенная на гос. деньги, в 1871—93 принадлежала акц. обществу. В 1893—95 произошло её объединение с Московско-Нижегородской железной дорогой и с Муромской железной дорогой; образована казённая ж.д. с управлением в Москве. Чистый доход— в пределах 4,7% от основного капитала (301,2 млн. руб. в 1913). В мае 1918 дорога национализирована и передана НКПС. По состоянию на нач. 1991 основные линии дороги входили в состав Московской железной дороги.