Содержание материала

Северо-Западный Китай расположен между относительно развитым в промышленном отношении Северным Китаем на востоке и экономически пока еще слабо развитыми Синьцзян-Уйгурским автономным районом и Тибетом на западе.
По своим природным ресурсам и особенно по запасам гидроэнергии этот район страны является одним из самых богатых, а по разведанным запасам нефти самым богатым. В провинции Шэньси и Ганьсу сосредоточено много угольных месторождений. Из других нерудных ископаемых в Северо-Западном Китае добываются соль, сода, гипс и сера. Сельское хозяйство развивается в трех направлениях как земледельческое, земледельческо-животноводческое и чисто животноводческое. Хотя Северо-Западный Китай и занимает 14% территории Китая, но проживает там всего лишь 5% населения страны, средняя плотность составляет только 19 чел. на 1 км2. В Северо-Западном Китае наиболее развиты энергетическая, угледобывающая, текстильная промышленность и промышленность строительных материалов.
Важнейший вид транспорта в Северо-Западном Китае — железнодорожный. Основной магистралью является быв. Лунхайская железная дорога (Ланьчжоу—Ляньюньган), связывающая Северо- Западный Китай с Южным и Восточным Китаем. До освобождения эта дорога была доведена только до Тяньшуя, причем сообщение на участке Тяньшуй — Баоцзи было открыто лишь в 1945 г. Эта дорога в техническом отношении была несовершенной. После победы Народной революции старый участок дороги был полностью реконструирован, а в 1952 г. закончено строительство последнего участка Тяньшуй — Ланьчжоу (346 км). После открытия движения по всей быв. Лунчхайской железной дороге из Северо-Восточного, Северного и Восточного Китая сюда начали завозить большое количество стали, машин, строительных материалов, товаров широкого потребления. По этой дороге теперь вывозят из Северо-Западного Китая (Шэньси — Ганьсу — Цинхай) во все части страны продукты животноводства, лекарственное сырье, хлопок-сырец.
В 1952 г. в Северо-Западном Китае началось строительство исключительно важной в экономическом и политическом отношении железной дороги Ланьчжоу—Синьцзян. Она проходит через орошаемые земли коридора Хэси, нефтепромыслы Юймыня и далее,

вступив на территорию Синьцзяна, —на запад, где скоро соединится с Казахской магистралью Советского Союза. Новая дорога будет способствовать усилению связей Северо-Западного района Китая с Синьцзяном и дальнейшему развитию торговли Китая с Советским Союзом и всеми европейскими странами народной демократии.
Недавно построенная дорога Баоцзи — Чэнду (1956 г.) пересекает хребет Циньлин и горы Дабашань. После пуска в эксплуатацию этой линии стало возможным перевозить в больших количествах зерно и сахар из Сычуани, а также зернопродукты, чай, лак, тунговое масло из южной части провинции Шэньси на север района и далее по быв. Лунхайской железной дороге — в различные части Северного Китая. С вводом в эксплуатацию линии Баоцзи — Чэнду созданы более благоприятные условия и для доставки в Сычуань машин и стали из Северного и Северо-Восточного Китая, необходимых для экономического строительства на юго-западе страны. С завершением строительства линии Баотоу — Ланьчжоу еще более укрепились связи Северо-Западного Китая с Внутренней Монголией и Северным Китаем.
В северо-западной части Китая расположен также Синьцзян- Уйгурский автономный район Китайской Народной Республики. На востоке этот район граничит с провинциями Ганьсу и Цинхай, на юге — с Тибетом, на юго-западе — с Афганистаном и Индией, на северо-западе и северо-востоке — с Советским Союзом и Монгольской Народной Республикой.
Синьцзян-Уйгурский автономный район занимает 1 660 тыс. км2, или примерно шестую часть территории Китая, и в три раза превышает по своим размерам Францию.
Пересекая территорию области, горы Тянь-Шань делят ее на две части — северную и южную.
Северные склоны Тянь-Шаня, где выпадает много осадков, и горы Алтая покрыты густыми лесами. В Джунгарской впадине и на плоскогорьях Тянь-Шаня и Памира раскинулись обширные пастбища.
В Синьцзян-Уйгурском автономном районе имеются значительные запасы различных полезных ископаемых — руды, цветных металлов, железа, нефти, каменного угля, горючих сланцев, слюды, а также всевозможное сырье для химической промышленности и огнеупоры. Население района составляет всего лишь 4 870 тыс. чел. (по данным 1953 г.).
Важнейшие отрасли хозяйства Синьцзян-Уйгурского автономного района — земледелие и животноводство, достаточно развита кустарная промышленность. После победы Народной революции в районе наряду с кустарной промышленностью стала быстро развиваться промышленность фабрично-заводская.


Рис. 42. Трасса проектируемой железной дороги из провинции Цинхай до Лхасы
С помощью Советского Союза в Синьцзян-Уйгурском автономном районе созданы нефтепромыслы с нефтеперерабатывающим комбинатом (в Душаньцзы), оснащенным самой передовой техникой; в Урумчи построены металлургический, машиностроительный, авторемонтный и цементный заводы, а в Кашгаре — завод по производству сельскохозяйственных орудий. Кроме того, в Урумчи и во всех сравнительно больших городских поселениях, расположенных к югу и северу от Тянь-Шаня, построены тепловые электростанции и гидроэлектростанции.
Основным видом транспорта в Синьцзян-Уйгурском автономном районе является автомобильный транспорт. Он обслуживает как внутрирайонное сообщение, так и связи с другими районами страны. Протяженность шоссейных дорог превышает 9 тыс. км, из которых около 30% построены после освобождения Китая.
Автотранспортом обслуживается сообщение с Советским Союзом и с провинциями Ганьсу и Цинхай. Узлом шоссейных дорог является город Урумчи.
В настоящее время в коридоре Хэси быстро строится восточный участок железной дороги Ланьчжоу — Урумчи — Актогай. Строительство западного участка этой дороги Актогай — Госграница (Казахская магистраль) на территории СССР уже закончено (июнь 1959 г.). После открытия движения по железной дороге Ланьчжоу — Урумчи — Госграница экономическое строительство в Синьцзяне, и в особенности сооружение промышленных предприятий, будет развиваться еще более быстрыми темпами.

Наш обзор путей сообщения Китая был бы не законченным без анализа состояния и перспектив развития путей сообщения Тибета, который занимает обширную территорию, равную примерно 1 200 тыс. км2.
Тибет — самая возвышенная часть страны, находящаяся на юго- западе Китая. Большую часть его территории занимает нагорье, возвышающееся более чем на 4 000 м над уровнем моря.
Транспорт в Тибете развит очень слабо. Раньше основным средством сообщения в горных областях служили яки. Зимой, когда горы покрывались снегом, сообщение обычно прерывалось. Судоходство возможно только в среднем течении Ялуцзанбуцзяна, где могут ходить довольно крупные джонки.
С помощью частей Народно-освободительной армии (НОА) в первой пятилетке в Тибете были построены два шоссе — Сикан-Тибетское и Цинхай-Тибетское, имеющие большую протяженность. Сикан-Тибетское шоссе начинается на востоке в провинции Сычуань в Яане и через Чамдо ведет к Лхасе, его протяженность 2 271 км. Цинхай-Тибетское шоссе начинается на севере в Синине (главном городе провинции Цинхай) и проходит через Хэйхе к Лхасе; протяженность этого шоссе около 2 100 км. Эти два шоссе имеют исключительно важное значение для развития экономики и культуры Тибета благодаря установлению по ним удобных и надежных транспортных связей с внутренними районами страны. Кроме того, достроено шоссе, ведущее от Лхасы к Шигадзе и Джангдзе. Народное правительство Китая наметило сооружение железной дороги из провинции Цинхай (в Северо-Западном Китае) до Лхасы (рис. 42), строительство которой будет начато в текущей пятилетке.
Для организации железнодорожного строительства в Тибете и Цинхае создано Цинхай-Тибетское управление строительства железных дорог.