Содержание материала

ПУТИ СООБЩЕНИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КИТАЯ

Северо-Восточный Китай богат природными ресурсами и экономически довольно развит. Наличие богатых залежей угля, руды, черных и цветных металлов способствовало развитию топливно- энергетической, металлургической, машиностроительной и химической промышленности. Огромные лесные массивы позволили развить лесную и бумажную промышленность. Хорошие почвенноклиматические условия способствовали развитию высокотоварного сельского хозяйства и на этой основе пищевой и текстильной промышленности.
Развитие промышленности и сельского хозяйства Северо-Восточного Китая потребовало создания хорошо развитой транспортной сети и прежде всего строительства железных дорог. Возможности использования речного транспорта были весьма ограничены, 

поскольку в течение многих месяцев реки оставались скованными льдом, а морской транспорт едва справлялся с внешнеторговыми грузами и функциями по каботажным связям с портами внутреннего Китая.
В результате по густоте и протяженности железнодорожной сети Северо-Восточный Китай (рис. 36) занял первое место в стране. Более 50 железнодорожных магистральных линий и веток, составляющих в общей сложности около 40% общей протяженности сети железных дорог, пересекают северо-восток во всех направлениях. Они проходят через все его промышленные центры и крупные города. В старом Китае это была как бы законченная автономная железнодорожная сеть, недостаточно связанная с остальными районами Китая. После освобождения Китая железнодорожная сеть северо-востока была соединена с другими районами страны. Наиболее грузонапряженной железной дорогой Северо-Восточного Китая является двухпутная магистраль Харбин—Шэньян—Далянь (Дальний) (быв. Китайская Чанчуньская железная дорога). По ней осуществляется широкий товарообмен между севером и югом района. С юга на север преимущественно перевозятся металлы, а с севера на юг — уголь, лесоматериалы, зерно.
По этой линии осуществляются также большие перевозки между Китайской Народной Республикой, Советским Союзом и странами народной демократии Восточной Европы.
От Харбина на север ведет линия Харбин—Суйхуа— Хай- лунь — Бэйань, поворачивающая на запад до соединения с линией Цицикар — Нунцзян. На северо-запад ведет линия Харбин — Цицикар — Хайлар — Маньчжурия и далее до советской пограничной станции Забайкальск.
На запад от железнодорожной линии Харбин—Далянь (Дальний) ведут такие линии, как Шэньян — Шаньхайгуань, Цзиньчжоу— Губэйкоу, Синьминь—Исянь, Дахушань—Шуайляо (Чжэнцзятунь), Сыпин—Цицикар и др.
Важность экономического значения этих линий обусловливается тем, что они связывают между собой Северо-Восточный Китай, Северный Китай и автономный район Внутренняя Монголия. Из западной части северо-востока (Дунбэя) и Внутренней Монголии по железнодорожным магистралям перевозятся лесные материалы и продукция животноводства, а из провинции Ляонин — каменный уголь и цветные металлы.
Восточнее железнодорожной линии Харбин—Далянь (Дальний) проходят такие линии, как Шэньян —Аньдун, Сыпин—Мэйхэкоу, Мэйхэкоу—Цзиань, Шэньян—Гирин, Чанчунь—Тумынь, Тумынь— Цзямусы, Лафа—Харбин. По этим линиям в основном перевозятся лесоматериалы, каменный уголь, асбест, слюда, цветные металлы и продукция сельского хозяйства, которыми богата восточная часть Дунбэя.


Рис. 36. Пути сообщения Северо-Восточного Китая

Наличие в Северо-Восточном Китае таких судоходных рек, как Сунгари, Ляохэ, Нонни, Ялуцзян, Тумыньцзян, Амур и Уссури, позволяет широко организовать смешанные железнодорожно-водные перевозки, особенно лесных грузов и сельскохозяйственной продукции.
Линии Шэньян — Аньдун и Мэйхэкоу — Цзиань соединяются с железными дорогами Корейской Народно-Демократической Республики, ведущими в столицу КНДР — Пхеньян, с одинаковой шириной колеи — 1 435 мм. По этим дорогам идет оживленный обмен товарами между Китаем и Кореей.

ПУТИ СООБЩЕНИЯ СЕВЕРНОГО КИТАЯ

Северный Китай также является одним из крупнейших экономических районов Китайской Народной Республики. Его территория составляет 680 тыс. км2.
Экономика Северного Китая во многом схожа с экономикой Северо-Восточного Китая. Здесь сильно развиты топливно-энергетическая промышленность, черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, текстильная и пищевая промышленность. Достаточно хорошо развито сельское хозяйство.
В Северном Китае основным видом транспорта тоже являются железные дороги. После Северо-Восточного Китая он занимает второе место по протяженности железнодорожных линий (рис. 37). Наиболее грузонапряженными линиями Северного Китая являются Пекин — Шаньхайгуань, Пекин — Ухань, Пекин — Шицзячжуан, Тяньцзинь — Пукоу, Шицзячжуан — Тайюань. Железнодорожные линии Северного Китая проходят в районах крупных месторождений каменного угля, перевозки которого занимают преимущественное место в работе этих магистралей. Из других железнодорожных линий Северного Китая следует назвать линию Циндао — Цзинань, соединяющую три крупных промышленных центра провинции Шаньдунь, а именно города Циндао, Цзинань и район Цзычуань — Бошань, Лунхайскую магистраль, линию Шицзячжуан — Дэчжоу, линию Шицзячжуан — Синьсян, которая является северным участком направления Пекин — Ухань. Тем не менее все они представляют собой менее загруженные магистрали, чем Пекин — Шаньхайгуань, Тяньцзин — Пукоу, Пекин — Шицзячжуан и Шицзячжуан — Тайюань. Однако их значение и загрузка значительно возросли с быстрым развитием в указанных районах промышленности и сельского хозяйства, а также постройкой железной дороги Цзинин — Эрлянь, по которой осуществляются перевозки между восточными районами Китая, Советским Союзом и европейскими странами народной демократии. В частности, пропускная способность линий Пекин — Баотоу и Датун — Пучжоу уже оказалась в связи с этим недостаточной и Министерство железных дорог Китая принимает меры к значительному их развитию.
Наличие в Северном Китае хороших речных и морских путей благоприятствует осуществлению смешанных железнодорожно-водных перевозок народнохозяйственных грузов.

Рис. 37. Пути сообщения Северного Китая
Крупнейшим железнодорожным узлом Северного Китая является столица Китайской Народной Республики город Пекин. Он связан стальными магистралями со всеми районами страны. Пекин стал также важным международным транспортным узлом. Он имеет прямое железнодорожное сообщение с Советским Союзом, Монгольской Народной Республикой, Корейской Народно-Демократической Республикой и Демократической Республикой Вьетнам.
Другим большим железнодорожным узлом Северного Китая является город Тяньцзинь. Это крупный промышленный центр и важный внешнеторговый порт. В нем соединяются такие важные магистрали, как Пекин — Шаньхайгуань и Тяньцзинь —  Пукоу.
В Северном Китае особое место занимает автономный район Внутренняя Монголия, расположенный по соседству с Северо-Восточным Китаем. Это первый в Китае образец национальной автономии, в котором воплощены принципы национальной политики Коммунистической партии Китая, ярко отражающей братскую сплоченность монголов и китайцев, их нерушимую дружбу и единство в борьбе за построение в Народном Китае социалистического общества.
Автономный район Внутренняя Монголия на севере граничит с Советским Союзом и Монгольской Народной Республикой, на востоке и на юге примыкает соответственно к довольно развитым в промышленном отношении Северо-Восточному и Северному Китаю, а на юго-западе к району Шэньси — Ганьсу—Цинхай.
Территория автономного района Внутренняя Монголия примерно в два раза превышает территорию Франции и составляет около 995 тыс. км2.
Через западную часть территории Внутренней Монголии проходят магистраль Пекин — Баотоу, обеспечивающая прямую связь с Северным Китаем. Исключительно важное значение для развития экономики Внутренней Монголии имеет построенная в 1954 г. железная дорога Цзинин — Эрлянь. Эта магистраль соединена с Улан- Баторской железной дорогой и представляет собой важную международную линию, по которой через территорию МНР также осуществляется связь с Советским Союзом и странами народной демократии. Восточную часть Внутренней Монголии пересекают железнодорожные линии Харбин — ст. Маньчжурия, Байчэцзы — Аршань, Шуанляо—Дахушань и др.
По этим железным дорогам во Внутреннюю Монголию ввозятся из других районов Китая машины, строительные материалы, промышленные товары, а вывозится в основном продукция животноводства, лесные материалы, природные ископаемые (асбест, слюда, кальцинированная сода и др.).
Железные дороги, расположенные в автономном районе Внутренняя Монголия играют исключительно важную роль в ее экономическом и культурном развитии.

ПУТИ СООБЩЕНИЯ ВОСТОЧНОГО КИТАЯ


Рис. 38. Пути сообщения Восточного Китая

Восточный Китай располагает хорошими путями сообщения с районами страны, расположенными вдоль морского побережья и по реке Янцзы. Он хорошо связан морскими и железнодорожными путями сообщения с зарубежными странами. Железнодорожный транспорт здесь все же уступает водному транспорту и особенно речному. Протяженность судоходных участков рек в Восточном Китае достигает более 20 тыс. км, что составляет примерно пятую часть всех судоходных путей страны. Так, например, в провинции Цзянсу, к северу от Янцзы, за недостатком железных дорог, свыше 90%, а на юге провинции Цзянсу и в провинции Аньхой около 75% годового грузооборота приходится на долю речного транспорта.
На реке Янцзы расположено большинство городов Восточного Китая: Шанхай, Чжэньцзян, Наньтун, Нанкин, Уху; на реке Хуайхэ — города Банфу, Цинзян, а на Великом китайском канале —  Янчжоу, Сучжоу, Уси и Ханчжоу.
Главной железнодорожной магистралью Восточного Китая (рис. 38) является линия Шанхай—Нанкин—Пукоу—Сюйчжоу, идущая далее на Тяньцзинь и связывающая тяготеющие к этим городам районы с железнодорожной сетью Северного Китая. На юг от Шанхая ведет линия Шанхай—Ханчжоу, проходящая далее через провинции Чаэцзян и Цзянси. Она связывает Восточный Китай с Центральным. Кроме того, к крупному Хуайнаньскому месторождению каменного угля в провинции Аньхой проложены две линии: одна идет на юг к городу Юйци — угольному порту на реке Янцзы и другая — на северо-восток к городу Банбу, расположенному на магистрали Тяньцзинь—Пукоу.
С постройкой новой железнодорожной линии Уху — Сисянь — Гуйси в Восточном Китае образуется новый железнодорожный ход Нанкин — Уху —Интань. В Интане эти направления расходятся— одно железнодорожное направление идет на Сямынь (Амой) — портовый город на побережье Тайваньского пролива и другое западное направление к городу Наньчан и от него к городу Чжучжоу, расположенному на главной магистрали Пекин — Гуанчжоуского железнодорожного хода.

ПУТИ СООБЩЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО КИТАЯ

Центральный Китай имеет хорошо развитый железнодорожный и речной транспорт. Такие магистрали, как Пекин — Ухань и Ухань — Гуанчжоу, пересекают эту часть страны с севера на юг, а река Янцзы — с востока на запад (рис. 39).
Железная дорога Ухань — Гуанчжоу в пределах Центрального Китая соединяется на западе с линией Хунань—Гуаней, а на востоке с линией Чжэцзян — Цзянси.
Густая речная сеть обеспечивает связь между отдельными частями Центрального Китая и соединяет его с другими районами страны. С железнодорожными и водными путями перекрещивается много шоссейных дорог, образуя густую транспортную сеть, которая соединяет горные области с важнейшими экономическими центрами.
По железным дорогам здесь перевозится самый разнообразный ассортимент грузов.


Рис. 39. Пути сообщения Центрального Китая

По магистрали Пекин — Ухань в северном направлении перевозят преимущественно рис, чай, фрукты, руды цветных металлов и различные транзитные грузы из Южного. Китая. На юг по этой магистрали транспортируются сталь, уголь, соль, строительные материалы и товары, которые вывозят за границу через Гуанчжоу. С юга страны по железной дороге Гуанчжоу — Ухань по магистралям Центрального Китая на север перевозят руды цветных металлов, товары широкого потребления, электротехнические изделия, фрукты и импортные грузы, которые завозятся в Китай через морской порт г. Гуанчжоу. На юг преимущественно транспортируют такие экспортные товары, как тунговое масло, чай, зерно, лекарственное сырье, а также продукцию тяжелой индустрии — машины, стальной прокат и стальное литье, предназначаемые для экономического строительства в Южном Китае.
Железная дорога Чжэцзян — Цзянси соединяется в Чжучжоу с линией Ухань—Гуанчжоу. Это основная магистраль, связывающая Восточный Китай с Южным. По железной дороге Чжэцзян — Цзянси осуществляются перевозки машинного оборудования и товаров широкого потребления в западную часть Китая и перевозки лесных материалов, зерна, чая и другой продукции сечьского хозяйства и легкой промышленности на восток страны.
По железной дороге Наньчан — Цзюцзян грузы перевозятся в смешанном железнодорожно-водном сообщении, поскольку эта линия подходит к крупному Цзюцзянскому речному порту на реке Янцзы. Это направление прерывается в Наньчане из-за отсутствия моста через реку Ганьцзян. Сейчас здесь ведется строительство большого моста. С окончанием его постройки данная линия включается в общую сеть железных дорог Китая.
Основные грузы, перевозимые по этой магистрали, — фрукты и фарфор, отправляемые из провинции Цзянси, и минеральные удобрения, а также различные товары широкого потребления, ввозимые в Цзянси.
Большое значение для экономики Центрального Китая имеет железная дорога Хунань — Гуанси, ведущая из Хэнъяна в Мунаньгуань. Важность этой магистрали определяется не только тем, что она связывает между собой такие крупные провинции, как Гуан- си и Хунань, но и тем, что она является международной линией, соединяющей Китай с Демократической Республикой Вьетнам.
С постройкой, вскоре после освобождения Китая, железнодорожного моста через реку Сянцзян на линии Чжучжоу — Сянтань (у города Чжучжоу) по ней пошли поезда в новый промышленный центр—Сянтань, отклоняемые с магистрали Ухань —Гуанчжоу. Еще больше возросла роль железнодорожного транспорта в развитии не только экономики Центрального Китая, но и экономики всей страны после сооружения в 1957 г. Большого Уханьского моста через реку Янцзы.

 ПУТИ СООБЩЕНИЯ ЮЖНОГО КИТАЯ

Основными железнодорожными магистралями Южного Китая (рис. 40) являются железные дороги Гуанчжоу—Ухань и Хунань— Гуаней. От Гуанчжоу на юго-восток до Цзюлуна проходит линия, связывающая также Гуанчжоу с Гонконгом, важным внешнеторговым морским портом. До освобождения Китая через Гонконг в Китай доставлялись и импортные товары из капиталистических стран, которые затем по железным дорогам Гуанчжоу — Цзюлун и Гуанчжоу—Ухань транспортировались в другие районы Китая.
После освобождения страны положение коренным образом изменилось. В настоящее время грузопотоки железных дорог направляются в порты Хуанпу и Чжаньцзян.
Железная дорога Хунань — Гуаней пересекает как бы по диагонали всю провинцию Гуаней, соединяясь в Хэнъяне (провинция Хунань) с железной дорогой Гуанчжоу — Ухань. На юго-западе она доходит до Мунаньгуаня, соединяясь на китайско-вьетнамской границе с Вьетнамской железной дорогой, идущей в столицу Демократической Республики Вьетнам — Ханой.
Магистраль Хунань — Гуанси имеет важное значение для усиления политических, экономических и культурных связей между Китаем и Демократической Республикой Вьетнам.


Рис. 40. Пути сообщения Южного Китая

В 1955 г. на юге Китая была сдана в эксплуатацию вновь построенная железная дорога Литан — Чжанцзян, которая берет свое начало в городе Литан, расположенном на железной дороге Хунань—Гуанси, и заканчивается в Чжаньцзяне на полуострове Лэйчжоу. Особо важное значение она имеет для освоения природных ресурсов острова Хайнань и для развития экономики прилегающих к этой железной дороге районов, а также для расширения внешней торговли Китая.
Важное экономическое значение имеет завершенная строительством в 1956 г. в провинции Фуцзянь линия Интань—Сямынь. Она связывает провинции Фуцзянь (г. Сямынь) и Цзянси (г. Интань), соединяясь с магистралью Чжэцзян — Цзянси в г. Интань. По железной дороге Интань — Сямынь перевозится большой ассортимент промышленных и сельскохозяйственных грузов. Важное место она занимает и в перевозке экспортно-импортных грузов.
От станции Наньпин линии Интань — Сямынь отходит ветка к столице провинции Фудзянь — г. Фучжоу. Эта железнодорожная ветка общим протяжением 180 км сдана в эксплуатацию в январе 1959 г. Она так же, как и линия Интань — Сямынь, имеет важное значение для экономического развития провинции Фуцзянь.

ПУТИ СООБЩЕНИЯ ЮГО-ЗАПАДНОГО КИТАЯ

В Юго-Западном Китае, который занимает окраинное положение и отличается сложным рельефом местности, многие его районы и города трудно доступны. Понятно, что в этих условиях развитие различных видов транспорта имеет чрезвычайно важное значение.
Следует отметить, что до постройки железной дороги Чэнду — Чунцин свыше 50% грузооборота Юго-Западного Китая приходилось на долю речного транспорта. В настоящее время основные народнохозяйственные перевозки в Юго-Западном Китае осуществляются по железным дорогам. При этом самой грузонапряженной магистралью является линия Чэнду — Чунцин, связывающая два крупнейших города (Чэнду и Чунцин) и плодороднейшую Сычуаньскую котловину, особенно ее центральную и западную части, с судоходной магистралью — рекой Янцзы.
В 1956 г. с окончанием строительства линии Баоцзи — Чэнду магистраль Чэнду — Чунцин включилась в общую железнодорожную сеть страны (рис. 41).
Железной дорогой, обслуживающей в основном железные рудники, является линия Цицзян — граница провинции Гуйчжоу.
В декабре 1957 г. восстановлена железная дорога Бисэчжай— Хэкоу общей длиной 177 км, соединяющая Хэкоу с Вьетнамской железной дорогой. Работа этой магистрали в период антияпонской войны была прервана реакционной гоминдановской кликой, разрушившей на ней полностью рельсовый путь и большинство мостов. В инженерном отношении линия Бисэчжай — Хэкоу исключительно трудная. Восстановительные работы на ней продолжались свыше года. По их окончании Юньнань вновь была связана с Вьетнамской железной дорогой.


Рис. 41. Пути сообщения Юго-Западного Китая

Восстановление линии Бисэчжай—Хэкоу имело важное экономическое значение для Юго-Западного Китая. Благодаря этой дороге горные районы провинции Юньнань, населенные национальными меньшинствами, были тесно связаны с другими районами Китая и вместе с тем был восстановлен еще один из каналов внешнеторговых связей Юго-Западного района. С восстановлением этой линии усилился товарооборот Юго-Западного Китая с внутренними районами страны. До восстановления железной дороги грузы из Юго- Западного района перевозились автотранспортом. Теперь же они из Куньмина поступают на Вьетнамские железные дороги, а грузы из Вьетнама, через ст. Дондан, следуют в Китай — наст. Пинсян (Мунаньгуань) железной дороги Хунань—Гуаней. Таким путем Юго- Западный район получил связь с внутренними районами страны.