Содержание материала

ПОДГОТОВКА КАДРОВ, ПОВЫШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Китайские железнодорожники, как и весь китайский народ, добились небывалых успехов в области просвещения.
По неполным данным Государственного статистического управления КНР, к концу июня 1958 г. в 1 240 уездах страны осуществлено всеобщее начальное образование; организовано 68 тыс. средних школ; на местах было создано 400 новых вузов. В стране обучалось грамоте 90 млн. чел., в 444 уездах в основном ликвидирована неграмотность.
Победа движения за упорядочение стиля и борьба против правых элементов вызвали крутой подъем промышленного и сельскохозяйственного производства в стране, а это в свою очередь привело к подъему технической и культурной революции и прежде всего к широкому развитию просвещения. Два мероприятия, проведенные в конце 1958 г. и в начале 1959 г., способствовали развитию дела просвещения. Одно из них заключалось в том, что в школах всей страны широко практиковалось сочетание учебы с производительным трудом. Другим мероприятием явилось создание сельскохозяйственных средних школ.
Проходившая в 1958 г. вторая сессия VIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая со всей решительностью поставила задачу «продолжая социалистическую революцию на экономическом, политическом и идеологическом фронтах, активно осуществлять техническую и культурную революцию»1 с тем, чтобы сделать рабоче-крестьянские массы интеллигентными, а интеллигенцию — трудовой.
В Китае активно начал осуществляться курс на сочетание образования с производительным трудом; школы стали создавать мастерские и сельскохозяйственные фермы, а фабрики, заводы и народные коммуны — учебные заведения. На железнодорожном транспорте также созданы и создаются новые общеобразовательные, начальные и средние технические и высшие технические учебные заведения и вечерние школы для рабочих и служащих.
Существуют и создаются школы, в которых занятия идут весь учебный день, школы, рассчитанные на тех, кто часть времени работает и часть времени учится, или на тех, кто обучается в свободное от работы время, т. е. организована сменная учеба.
Производительный труд во всех учебных заведениях Китая включен в число обязательных дисциплин. Каждый учащийся по положению обязан определенное время заниматься трудовой деятельностью. Вовлечение учащихся в трудовой процесс в Китае также считается единственно правильным путем воспитания всесторонне развитых людей — морально, умственно и физически.
Вводя форсированными темпами новую систему образования в сочетании с трудом, Коммунистическая партия Китая разъясняет трудящимся, что добиться должного сочетания образования с трудом можно лишь в борьбе, причем борьба будет длительной, так как в данном случае происходит революция в области просвещения, революция, острие которой направлено против старых насчитывающих тысячелетия традиций разделения умственного и физического труда, которых на всем протяжении истории человечества придерживались все эксплуататорские классы.
На железнодорожном транспорте перестройка высшего образования осуществляется по принципу, чтобы учебное заведение постепенно становилось и учебным заведением, и заводом, и научно- исследовательским институтом и, наоборот, чтобы завод, железная дорога были промышленным предприятием, учебным заведением и научно-исследовательским учреждением.
До 1958 г. в Китае имелось 2 высших железнодорожных учебных заведения — это Таншаньский и Пекинский институты железнодорожного транспорта с количеством студентов в них 6 457 чел. В настоящее время создано еще 32 железнодорожных института. Количество студентов, обучающихся в институтах, в 1958 г. достигло уже 14 543 чел.
Вновь созданные институты находятся непосредственно в ведении управлений железных дорог и управлений строительства.
При этом характерно отметить, что в системе высших учебных заведений железнодорожного транспорта имеется свой железнодорожный педагогический институт и свой железнодорожный медицинский институт, готовящие кадры педагогов и медицинских работников в основном для железнодорожного транспорта.
Большое количество китайских студентов обучается в институтах и университетах стран социалистического лагеря.
На железных дорогах Китая, особенно начиная с 1958 г., также быстро растет сеть общеобразовательных учебных заведений. Они открываются при заводах, станциях и депо. В 1959 г. на предприятиях насчитывалось уже несколько тысяч таких учебных заведений.

Количество средних специальных и технических учебных заведений на китайских железных дорогах возросло с 43 в 1957 г. до 89 в 1958 г., число обучающихся в них соответственно увеличилось с 26 823 чел. до 46 919 чел. Общеобразовательных школ без отрыва от производства в 1958 г. имелось 2 591. Количество обучающихся в школах без отрыва от производства достигло 700 тыс. чел.
Неграмотность среди производственной молодежи и рабочих среднего возраста (25—40 лет) на железных дорогах в основном уже ликвидирована.
Продолжительность обучения в Китае в начальной школе 6 лет, а в средней 12 лет.
Организация в стране учебных заведений непосредственно на предприятиях и предприятий при учебных заведениях (мастерских и даже небольших заводов) рассматривается как необходимый и закономерный процесс технической и культурной революции, совершаемой в переходный период. Близится время, когда Китайская Народная Республика полностью удовлетворит потребности всех отраслей народного хозяйства в специалистах высшей и средней квалификации, когда каждый рабочий Китая будет иметь начальное, а затем и среднее образование. Культурный уровень китайского рабочего высокий, но он неизмеримо возрастет в ходе совершаемой в стране технической и культурной революции.
Коммунистическая партия и Народное правительство Китая уделяют большое внимание дальнейшему повышению материального и культурного благосостояния трудящихся, охране их здоровья. Большая забота при этом проявляется и о железнодорожниках. В их распоряжении имеется свыше 1 600 дворцов культуры и клубов. С каждым годом расширяется сеть медицинских и детских учреждений, железнодорожники имеют 1 030 больниц и поликлиник против 212 в 1949 г., детских яслей 2 487, что в 6 с лишним раз больше по сравнению с 1952 г.
Во второй пятилетке сеть медицинских и детских учреждений на транспорте значительно возрастает.
На железных дорогах ведется большое жилищное строительство. Так, в первой пятилетке было построено 5 800 тыс. м2 жилой площади, в первом году второй пятилетки построено 1084 тыс. м2 жилья, а в 1959 г. будет введено в эксплуатацию жилой площади значительно больше, чем в 1958 г.
Китайские железнодорожники имеют пенсионное обеспечение по старости и в случае потери трудоспособности. Пенсия выплачивается всем железнодорожникам, проработавшим не менее 20 лет. Размер пенсии по старости составляет от 40 до 70% ставки заработной платы.
На постоянную заботу Коммунистической партии и Народного правительства Китая о материальном и культурном благосостоянии народа китайские трудящиеся отвечают дальнейшим повышением производительности труда, досрочным выполнением установленных планов выпуска продукции.