VIII.БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КИТАЯ
Железнодорожный транспорт Народного Китая развивается быстрыми темпами. Строительство новых железных дорог, укладка вторых путей, развитие станций и узлов, техническая реконструкция тяги, пути, внедрение устройств автоматики и телемеханики ведутся в больших масштабах. В 1958 г., например, велось строительство 55 железнодорожных линий, сооружалось 4 крупнейших моста (у Чжэнчжоу через Хуанхэ, у Чунцина через Янцзы, у Наньчана через Ганьцзян, у Гуанчжоу через Чжуцзян), на 15 железных дорогах укладывались вторые пути, велась реконструкция 14 старых линий, строилось 26 железнодорожных узлов. К концу года планировалось уложить 2,3 тыс. км новых рельсов, в действительности же было уложено 3 564 км, или более чем в 2 раза по сравнению с 1957 г.
Таких гигантских масштабов работ по строительству железных дорог в Китае еще не было.
В 1958 г. китайские изыскатели и проектировщики железных дорог провели изыскания и подготовили проекты для строительства новых железнодорожных линий общей протяженностью свыше 25473 км, что в 9 раз превышает объем проектно-изыскательских работ, выполненных в 1957 г.
В ближайшее время предстоит произвести изыскание и проектирование таких линий, как Ланьчжоу — Цинхай, Цинхай — Тибет, Чжанье — Синин (Цинхай — Ганьсу), Хунань — Гуйчжоу, Гуйчжоу —Юньнань, а также линию до крупного нефтяного промысла Карамай в провинции Синьцзян (на направлении Ланьчжоу— Урумчи) (рис. 107).
Одной из важнейших магистралей второй пятилетки является Фуцзянь-Юньнаньская (Миньдяньская) железная дорога (рис. 108). Ее строительство уже начато в 1958 г. Дорога пройдет через пять провинций—Фуцзянь, Цзянси, Хунань, Гуйчжоу и Юньнань и соединит Юго-Восточный, Приморский и Юго-Западный районы страны. Протяженность дороги составит около 3 100 км.
От начального пункта на востоке — г. Цюаньчжоу (провинция Фуцзянь) — Фуцзянь-Юньнаньская железная дорога пройдет через Чжанпин и вступит в район западной Фуцзяньской революционной базы, где более двадцати лет гордо реет Красное Знамя революции. Затем ее трасса пройдет по местности, являвшейся во время второй гражданской революционной войны Центральным советским районом.
Рис. 107. На изысканиях трассы новой железной дороги
Далее дорога достигнет «красной столицы» — города Жуйцзинь и города Ганьчжоу. Повернув оттуда на северо-запад, она пересечет горный хребет Угун, чтобы у Чжучжоу соединиться с Пекин-Гуанчжоуской, Чжэцзян-Цзянсиской и Хунань-Гуансийской железными дорогами.
Оттуда, устремляясь в западном направлении, новая магистраль пройдет через Сянтань, пересечет горы Сюефэншань, реки Цзышуй и Юаньцзян и выйдет к населенной национальными меньшинствами западной части провинции Хунань. Здесь дорога поднимется на Юньнань-Гуйчжоуское нагорье, соединится в Дую не с Гуйчжоу- Гуансийской железной дорогой, а достигнув г. Гуйяна, соединится со строящейся Сычуань-Гуйчжоуской магистралью. Затем она пойдет на запад до Жунфэна (провинция Юньнань), где соединится с Нэейцзян-Куньминской железной дорогой, а потом, пройдя в южном направлении через Чжаньи, достигнет г. Куньмина. От Куньмина дорога пройдет в северо-западном направлении до своего конечного пункта — Дали.
Фуцзянь-Юньнаньская железная дорога по сложности сооружения, в частности по количеству сооружаемых тоннелей и мостов, превзойдет все строившиеся до сих пор железные дороги Китая. На ее трассе будет построено множество тоннелей общей длиной 189 км. Из них 37 тоннелей будут иметь длину более километра каждый, а длина самого крупного тоннеля составит 4 600 м. Общая протяженность больших, средних и малых мостов на новой дороге составит примерно 31 км; высота некоторых мостов превысит 50 м.
Рис. 108. Трасса строящейся Фуцзянь-Юньнаньской (Миньдяньской) железной дороги
Только на проходящем по Юньнань-Гуйчжоускому нагорью 83-км участке в горах Умэн придется соорудить тоннели общей протяженностью 23 км и мосты общей протяженностью 3 км. Этот случай очень редкий в практике строительства железных дорог как в Китае, так и в других странах.
Местность, которую пересечет строящаяся магистраль с востока на запад, очень плодородна. Здесь в изобилии выращиваются зерновые и технические культуры, а недра таят огромные запасы полезных ископаемых — уголь, нефть, железную руду, цветные металлы.
Не менее важной магистралью второй пятилетки будет также линия Ланьчжоу — Актогай. С ее постройкой появится еще одна дорога дружбы, которая кратчайшим путем свяжет Китайскую Народную Республику с Советским Союзом и другими социалистическими странами.
Будет также завершено строительство Сычуань-Гуйчжоуской, Гуйчжоу-Гуансийской, Хунань-Гуйчжоуской и Юньнань-Гуйчжоуской железных дорог.
Эти четыре железные дороги свяжут экономически важные юго- западные районы со всеми другими районами страны по трем направлениям — северному, восточному и южному.
В связи со строительством линий Гуйчжоу—Гуанси, Юньнань— Гуйчжоу и Хунань—Гуйчжоу в Юго-Западном Китае завершается строительство крупнейшего в этой части страны Гуйянского железнодорожного узла. Здесь сооружаются две грузовые и одна пассажирская станции. Через Гуйян пройдут стальные магистрали, связывающие провинцию Гуйчжоу с Гуанси и Сычуанью. Впоследствии к нему будут подведены дороги Юньнань — Гуйчжоу и Хунань — Гуйчжоу.
Китайская Народная Республика уже приступила к электрификации железных дорог. В настоящее время ведутся работы по электрификации весьма грузонапряженного участка Баоцзи—Фынсянь с крутыми и затяжными подъемами и спусками.
Электрификация участка Баоцзи—Фынсянь была начата в июне 1958 г. Линия здесь проходит в горах, отличающихся твердым, скалистым грунтом. Строители и монтажники проявляют большой героизм. Зимой их не останавливали никакие морозы и снегопады, а зима прошлого года была там исключительно суровая.
Они работают днем и ночью, не нарушая графика движения. Во время прохода поездов строители прекращают работу и пропускают их, а в промежутке между поездами опять работают ударными темпами. В шутку такой метод работы сами строители назвали «партизанской войной». Вот как рассказывает об этом журналист т. Хун Лян.
«Как только прошел пассажирский поезд, ударная бригада получила приказ об отправлении. Локомотив, как на крыльях, доставил наш состав до тоннеля № 54. Все рабочие по заранее намеченному плану сразу же заняли свои места у вагонов. Зашумели, вгрызаясь с оглушающим стуком в камень, пневматические перфораторы.
Было действительно похоже на ожесточенный бой. Прошло двадцать минут и бригадир объявил, что навстречу нам идет поезд. Работа прекратилась, и рабочий состав быстро отошел на запасной путь. Как только он остановился там, все рабочие выбежали из вагонов и начали проверять свои инструменты. Они готовились к очередному бою...».
Электрификация железных дорог в Китайской Народной Республике осуществляется с применением наиболее прогрессивной электрической тяги на переменном токе промышленной частоты.
В результате движения «за упорядочение стиля работы», после состоявшейся в феврале 1958 г. 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей, поднялась новая могучая волна политического и трудового подъема. Коммунистическая партия Китая организовала всенародное движение «за резкий подъем — скачок в области производства и культуры». Весь народ единодушно поддержал выдвинутые Центральным Комитетом Коммунистической партии Китая лозунги — строить больше, быстрее, лучше и экономичнее и примерно за 10 лет догнать Англию по производству важнейших видов промышленной продукции.
В связи с этими план электрификации железных дорог был пересмотрен и увеличен.
В первую очередь электрифицируются те участки, где крайне необходимо увеличение пропускной способности. Такие участки имеют сравнительно небольшое протяжение и находятся в разных местах, что на первых порах затрудняет наилучшее использование всех преимуществ электротяги, особенно при электрификации на переменном токе.
Рис. 109. Один из участков железнодорожной линии Фынтай—Шачэнь, построенный среди высоких гор и отвесных скал
Железнодорожные линии, электрифицируемые в первую очередь, все однопутные, с тяжелым горным профилем (рис. 109) — с уклонами до 20— 30%0, с большим количеством кривых радиусом 600, 300 и даже 250 м, со значительным количеством мостов и тоннелей, длина которых доходит до 50% общей протяженности участка. Например, на участке Баоцзи— Фынсянь протяжением 94 км имеется 93 моста и 61 тоннель.
В этих трудных условиях удачное решение технических вопросов по устройству контактной сети высокого напряжения (25— 35 кв) представляет собой интерес не только для Китая. Следует вспомнить, что наличие большого количества тоннелей и искусственных сооружений служило серьезным препятствием для электрификации на переменном токе 50 гц в ряде стран (Англия, Италия) и сейчас еще является в некоторых странах главным затруднением для повышения напряжения контактной сети даже до 25 кв (Япония).
На ряде железных дорог Китая, и в первую очередь в безводных районах, будет применяться тепловозная тяга. Отечественная промышленность уже освоила постройку грузовых магистральных тепловозов и дизельных поездов.
Пути на большом протяжении намечено оборудовать диспетчерской централизацией, более чем 1 000 км линий оборудуется автоблокировкой, широко будет внедряться локомотивная сигнализация с автостопом. Предстоит построить более 20 железнодорожных узлов и на некоторых из них соорудить механизированные горки.
Во второй пятилетке объем пассажирских и грузовых перевозок резко увеличится. Будут улучшены такие показатели, как время оборота грузового вагона, коммерческая скорость грузовых поездов, среднесуточный пробег грузовых локомотивов, средний вес поезда, среднесуточная выработка локомотива, средняя выработка на одного эксплуатационного работника, себестоимость перевозок и скорость движения пассажирских поездов.
К 1962 г. по основным эксплуатационным показателям железнодорожного транспорта (кроме скорости) Китайская Народная Республика обгонит Англию, Францию, а по многим показателям достигнет уровня США и даже превысит его.
Наряду со второй пятилеткой в Китайской Народной Республике разработан 15-летний план развития железнодорожного транспорта, предусматривающий постройку многих новых магистралей, электрификацию линий большой протяженности, внедрение тепловозной тяги на ряде направлений.
По перспективному плану в больших масштабах предусмотрено внедрение диспетчерской централизации и телеуправления движением поездов.
В результате выполнения перспективного плана развития железнодорожного транспорта Китайская Народная Республика займет третье место в мире по протяженности железных дорог (после Соединенных Штатов Америки и Советского Союза).
На примере бурного развития народного хозяйства Китайской Народной Республики и как одной из важнейших его отраслей железнодорожного транспорта, на примерах бескорыстной братской помощи социалистических стран друг другу весь мир убеждается в преимуществах социалистической системы, в огромном значении дружбы и сотрудничества стран социалистического лагеря.
Постоянно расширяющееся сотрудничество стран социалистического лагеря является важнейшим фактором успеха экономического, культурного и технического прогресса всех социалистических стран, их борьбы за великое светлое будущее.
В. И. Ленин еще в 1913 г., вскоре после буржуазно-демократической революции в Китае (1911 г.), говорил: «Каковы бы ни были судьбы великой китайской республики, на которую теперь точат зубы разные «цивилизованные» гиены, но никакие силы в мире не восстановят старого крепостничества в Азии, не сметут с лица земли героического демократизма народных масс в азиатских и полуазиатских странах»2.
Эти слова В. И. Ленина с еще большей силой звучат сегодня по отношению к Великой Китайской Народной Республике, судьбы которой теперь находятся в надежных руках, в руках мудрой Коммунистической партии Китая — организатора и вдохновителя всех побед китайского народа.
1 «Вторая сессия VIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая». Издательство литературы на иностранных языках, Пекин, 1958, стр. 68.
2 В. И. Ленин. Соч., т. 18, стр. 546.
Все прогрессивное человечество радуется сегодня тому, что в великой борьбе за мир, за социализм рядом с Советским Союзом, чья международная роль остается по-прежнему самой большой вследствие его экономической мощи, достигнутого им технического и научного прогресса и накопленного им опыта социалистического строительства, — в одном лагере с ним стоит теперь другая великая страна, говорящая на другом языке, находящаяся в других условиях, но претворяющая в жизнь те же самые великие принципы марксизма-ленинизма. Обе страны в тесной дружбе между собой и с другими социалистическими странами, в полном согласии, взаимно помогая друг другу, идут к одной цели — к сияющим вершинам коммунизма.
Китайский народ, сбросивший иго феодалов и империалистических интервентов, под руководством своей Коммунистической партии во главе с товарищем Мао Цзэдуном успешно решает гигантскую задачу быстрейшего освоения неисчислимых природных богатств страны и создания в Китае высокоразвитой экономики, самой передовой науки, техники и культуры.