Содержание материала

Бурно развивающееся народное хозяйство страны предъявляет все возрастающие требования к транспорту по обеспечению нужд промышленности и сельского хозяйства в перевозках промышленных и сельскохозяйственных грузов.
Первый пятилетний план поставил перед железнодорожниками задачу освоить эти перевозки путем совершенствования методов эксплуатации железных дорог, технической реконструкции существующих магистралей и строительства новых линий.
Осуществляя эти задачи, китайские железнодорожники успешно справились с перевозками грузов для дальнейшего развития промышленности и сельского хозяйства, что способствовало улучшению материального и культурного уровня жизни народа и обеспечению потребности страны в пассажирских перевозках.
В обсуждении проектов планов принимали участие широкие массы железнодорожников, которые активно борются за их выполнение и перевыполнение. Так же, как и в Советском Союзе, по предложениям коллективов в проекты планов вносились соответствующие коррективы и только после этого утверждались правительством.
Такой порядок составления планов, безусловно, способствовал улучшению их качества и устранял недостатки.
Перевыполнение плана перевозок в первой пятилетке позволило смягчить напряженное положение с пропускной способностью на ряде направлений сети и значительно сократило эксплуатационные расходы железных дорог.
В первой пятилетке осуществлялось большое строительство новых железных дорог и реконструкция действующих. Было построено 4 860 км новых железнодорожных линий, 1 318 км вторых путей, оборудовано автоблокировкой 305 км, реконструировано 18 узлов и важнейших сортировочных станций, паровозный парк увеличился на 507 единиц, грузовой парк пополнился 31 472 вагонами и пассажирский — 2 248 вагонами.
Первым пятилетним планом предусматривалось 42,9% всех капиталовложений, направленных на развитие железнодорожного транспорта, вложить в строительство новых линий и 28,5% использовать на усиление и реконструкцию действующих железных дорог. В ходе выполнения эти задания были несколько изменены.
На железнодорожное строительство было израсходовано 45% всех капиталовложений, а на усиление и реконструкцию действующих дорог лишь 24,2% (включая реконструкцию железных дорог, узлов, постройку вторых путей и усиление действующих дорог). Новые линии, вступившие в эксплуатацию, являлись главным образом продолжением существующей сети железных дорог и соединительными линиями, которые взяли на себя часть потока и сократили дальность пробега.
Во втором пятилетием плане увеличиваются капиталовложения на усиление и реконструкцию действующих железных дорог. Новые железные дороги намечено строить преимущественно в новых экономических районах северо-запада и юго-запада. Уделяется значительно большее внимание сооружению соединительных линий и вторых путей. Реконструкция действующих железных дорог будет производиться главным образом путем усиления пропускной способности главных путей и станций. Значительно повышается удельный вес капиталовложений на пополнение парка подвижного состава. Намечено освоить новые виды тяги — электрическую и тепловозную и значительно шире внедрить во все области хозяйства железнодорожного транспорта новую технику.
Особо важная роль в успешном выполнении народнохозяйственного плана перевозок принадлежит четкому планированию.
Работа железнодорожного транспорта осуществляется на основе годового плана перевозок и месячных планов грузовой работы. Эксплуатационная деятельность железных дорог строится на основе технического плана.
Составление годовых планов совершенствуется из года в год, повышается качество месячных планов грузовой работы.
Годовые планы перевозок разрабатываются Министерством железных дорог.
Положительным моментом в планировании перевозок на китайских железных дорогах является то, что годовые планы, как правило, в процессе их выполнения не пересматриваются. Только в отдельных случаях, когда в этих планах вскрываются серьезные недостатки, в них вносятся с разрешения правительства необходимые поправки.
При выполнении планов главное внимание уделяется использованию внутренних резервов и организации массового движения за перевыполнение планов.
В результате проведенной работы по планированию перевозок за последние несколько лет значительно улучшены важнейшие показатели работы транспорта.

В планах работы железных дорог находит отражение усиление экономического контроля и анализа деятельности предприятий, повышение ответственности за выполнение плана работы, обеспечение интересов народного хозяйства страны.
В 1956 г. была изменена практика планирования работы низовых хозяйственных единиц транспорта. До этого времени планы для станций, депо, дистанций, заводов составлялись в вышестоящих плановых органах. С 1956 г. эти планы разрабатываются низовыми подразделениями и потом утверждаются.
Новый порядок способствовал улучшению качества планов и усилению их роли. Он позволил более широко привлечь к участию в плановой работе работников линейных предприятий.
На всех железных дорогах сети периодически осуществляется контроль за выполнением планов и анализ их выполнения, что позволяет своевременно выявлять и устранять недостатки в работе.
Управления дорог, депо, дистанции, заводы и другие единицы транспорта повседневно производят контроль и анализ своей работы. Кроме того, Министерство и управления дорог регулярно рассматривают отчеты низовых предприятий или дают письменные заключения по результатам их работы.
Важным условием улучшения работы транспорта явился хозяйственный расчет. При введении хозяйственного расчета видную роль играют партийные организации, которые воспитывают у работников чувство бережливости, государственного подхода к делу и коллективности в труде. Большую работу среди железнодорожников проводят и профсоюзные организации.
Хозяйственный расчет представляет собой новый метод планового управления хозяйством на социалистических предприятиях, поэтому хозрасчету было уделено главное внимание.
Хозрасчет внедряется сейчас на всех дистанциях, в депо, на станциях, в бригадах и всех предприятиях железнодорожного транспорта. Внедрение хозрасчета способствовало как улучшению работы транспорта, так и более широкому распространению передовых методов труда.