СТРУКТУРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КИТАЯ И ЗНАЧЕНИЕ ВАЖНЕЙШИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
СТРУКТУРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ
Быстрое восстановление старых и сооружение новых железных дорог, осуществление централизации управления железнодорожным транспортом в масштабе всей страны, организация прямого железнодорожного сообщения между всеми ее важнейшими экономическими районами позволили народному правительству Китая создать единую надежно работающую железнодорожную сеть с центром управления в Пекине.
Стальные магистрали пересекают теперь всю страну с севера на юг и с востока на запад. В связи с этим еще более возросла роль железнодорожного транспорта в развитии всего народного хозяйства Китая, в улучшении товарообмена между различными провинциями и городами, укреплении политических и культурных связей по всей стране, в усилении и дальнейшем развитии связей Китая с другими странами мира. Конечно, это еще не окончательно сложившаяся сеть железных дорог, она будет расти в течение ряда лет, пока вся страна не будет опоясана сетью железных дорог, полностью удовлетворяющих требованиям по перевозкам народнохозяйственных грузов, объем которых неуклонно возрастает.
Протяженность железных дорог Китайской Народной Республики в настоящее время превышает 30 тыс. км. Общесетевой эксплуатационный штат составляет 1 300 тыс. чел. Центральным руководящим органом железнодорожного транспорта является Министерство железных дорог, находящееся в Пекине.
На схемах, приведенных на рис. 33—35, показаны организационные структуры Министерства и Управления железных дорог.
Для организационной структуры железнодорожного транспорта Китайской Народной Республики характерной особенностью является то, что железные дороги (включая управления строительства железных дорог, локомотиво-вагоностроительные и ремонтные заводы и непосредственно подведомственные Министерству железных дорог высшие учебные заведения) находятся в двойном подчинении. Помимо Министерства, они подчинены также руководству провинций (городов центрального подчинения, автономных районов). Что касается остальных железнодорожных организаций и предприятий, то ими руководит только Министерство железных дорог.
Рис. 33. Структура Министерства железных дорог КНР
Двойное руководство управлениями железных дорог, управлениями строительства железных дорог, локомотивными и вагонными заводами и подведомственными непосредственно Министерству высшими учебными заведениями со стороны Министерства железных дорог и провинций (городов центрального подчинения, автономных районов) обусловлено политическим и хозяйственным курсом Коммунистической партии и Народного правительства Китая «строить железные дороги и налаживать их работу силами всей партии, всего народа».
Рис. 34. Учреждения и предприятия, находящиеся в непосредственном подчинении Министерства железных дорог
Управление железных дорог представляет собой законченное предприятие, осуществляющее под руководством Министерства железных дорог и провинций (городов центрального подчинения, автономных районов) как капитальное строительство, так и эксплуатационно-управленческую деятельность. Управление железной дорогой представляет собой организацию, созданную путем слияния функционировавших прежде раздельно управлений железных дорог и строительных управлений. Благодаря такому мероприятию железнодорожное строительство и эксплуатационная деятельность железных дорог тесно увязываются друг с другом, значительно возрастает эффективность использования капиталовложений в развитие железнодорожного транспорта, а также единого использования людских, материальных и финансовых средств.
В свою очередь Управление железной дороги осуществляет единое и всестороннее руководство подведомственными ему подразделениями и непосредственно направляет оперативную работу станций, участков, депо и дистанций пути.
Вышеуказанная организационная форма и система управления железных дорог введены недавно.
Железнодорожная сеть Китая разделена на 28 железных дорог (табл. 5).
Таблица 5
№ по пор. | Наименование дороги | № по пор. | Наименование дороги |
1 | Цицикарская | 15 | Чэндуская |
2 | Муданьцзянская | 16 | Куньминская |
3 | Харбинская | 17 | Лючжоуская |
4 | Гиринская | 18 | Гуанчжоуская |
5 | Шэньянская | 19 | Чаншаская |
6 | Цзиньчжоуская | 20 | Цзинаньская |
7 | Пекинская | 21 | Шанхайская |
8 | Чжэнчжоуская | 22 | Банфуская |
9 | Тайюаньская | 23 | Нанкинская |
10 | Сианьская | 24 | Ханчжоуская |
11 | Хухэ-Хотэская | 25 | Наньчанская |
12 | Ланьчжоуская | 26 | Фучжоуская |
13 | Урумчинская | 27 | Гуйянская |
14 | Сининская | 28 | Уханьская |
Рис. 35. Структура Управления железной дороги
Китайская Народная Республика по ее экономическим условиям подразделяется на сеть районов экономического кооперирования. В каждой из этих экономических районов входят следующие провинции и города центрального подчинения (табл. 6).
Таблица 6
В соответствии с этим делением страны на экономические районы, очевидно, будет наиболее целесообразно рассмотреть экономическое значение и размещение железных дорог Китая.