Содержание материала

 СТРУКТУРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КИТАЯ И ЗНАЧЕНИЕ ВАЖНЕЙШИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
СТРУКТУРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ

Быстрое восстановление старых и сооружение новых железных дорог, осуществление централизации управления железнодорожным транспортом в масштабе всей страны, организация прямого железнодорожного сообщения между всеми ее важнейшими экономическими районами позволили народному правительству Китая создать единую надежно работающую железнодорожную сеть с центром управления в Пекине.
Стальные магистрали пересекают теперь всю страну с севера на юг и с востока на запад. В связи с этим еще более возросла роль железнодорожного транспорта в развитии всего народного хозяйства Китая, в улучшении товарообмена между различными провинциями и городами, укреплении политических и культурных связей по всей стране, в усилении и дальнейшем развитии связей Китая с другими странами мира. Конечно, это еще не окончательно сложившаяся сеть железных дорог, она будет расти в течение ряда лет, пока вся страна не будет опоясана сетью железных дорог, полностью удовлетворяющих требованиям по перевозкам народнохозяйственных грузов, объем которых неуклонно возрастает.
Протяженность железных дорог Китайской Народной Республики в настоящее время превышает 30 тыс. км. Общесетевой эксплуатационный штат составляет 1 300 тыс. чел. Центральным руководящим органом железнодорожного транспорта является Министерство железных дорог, находящееся в Пекине.
На схемах, приведенных на рис. 33—35, показаны организационные структуры Министерства и Управления железных дорог.
Для организационной структуры железнодорожного транспорта Китайской Народной Республики характерной особенностью является то, что железные дороги (включая управления строительства железных дорог, локомотиво-вагоностроительные и ремонтные заводы и непосредственно подведомственные Министерству железных дорог высшие учебные заведения) находятся в двойном подчинении. Помимо Министерства, они подчинены также руководству провинций (городов центрального подчинения, автономных районов). Что касается остальных железнодорожных организаций и предприятий, то ими руководит только Министерство железных дорог. 


Рис. 33. Структура Министерства железных дорог КНР

Двойное руководство управлениями железных дорог, управлениями строительства железных дорог, локомотивными и вагонными заводами и подведомственными непосредственно Министерству высшими учебными заведениями со стороны Министерства железных дорог и провинций (городов центрального подчинения, автономных районов) обусловлено политическим и хозяйственным курсом Коммунистической партии и Народного правительства Китая «строить железные дороги и налаживать их работу силами всей партии, всего народа».


Рис. 34. Учреждения и предприятия, находящиеся в непосредственном подчинении Министерства железных дорог

Управление железных дорог представляет собой законченное предприятие, осуществляющее под руководством Министерства железных дорог и провинций (городов центрального подчинения, автономных районов) как капитальное строительство, так и эксплуатационно-управленческую деятельность. Управление железной дорогой представляет собой организацию, созданную путем слияния функционировавших прежде раздельно управлений железных дорог и строительных управлений. Благодаря такому мероприятию железнодорожное строительство и эксплуатационная деятельность железных дорог тесно увязываются друг с другом, значительно возрастает эффективность использования капиталовложений в развитие железнодорожного транспорта, а также единого использования людских, материальных и финансовых средств.
В свою очередь Управление железной дороги осуществляет единое и всестороннее руководство подведомственными ему подразделениями и непосредственно направляет оперативную работу станций, участков, депо и дистанций пути.
Вышеуказанная организационная форма и система управления железных дорог введены недавно.
Железнодорожная сеть Китая разделена на 28 железных дорог (табл. 5).

Таблица 5


№ по пор.

Наименование дороги

№ по пор.

Наименование дороги

1

Цицикарская

15

Чэндуская

2

Муданьцзянская

16

Куньминская

3

Харбинская

17

Лючжоуская

4

Гиринская

18

Гуанчжоуская

5

Шэньянская

19

Чаншаская

6

Цзиньчжоуская

20

Цзинаньская

7

Пекинская

21

Шанхайская

8

Чжэнчжоуская

22

Банфуская

9

Тайюаньская

23

Нанкинская

10

Сианьская

24

Ханчжоуская

11

Хухэ-Хотэская

25

Наньчанская

12

Ланьчжоуская

26

Фучжоуская

13

Урумчинская

27

Гуйянская

14

Сининская

28

Уханьская


Рис. 35. Структура Управления железной дороги

Китайская Народная Республика по ее экономическим условиям подразделяется на сеть районов экономического кооперирования. В каждой из этих экономических районов входят следующие провинции и города центрального подчинения (табл. 6).

Таблица 6

В соответствии с этим делением страны на экономические районы, очевидно, будет наиболее целесообразно рассмотреть экономическое значение и размещение железных дорог Китая.