Содержание материала

Природные условия Китая исключительно благоприятствуют развитию водного транспорта. Всю страну пересекают такие ее могучие и судоходные реки, как Янцзы, Хуанхэ, Чжуцзян и Сунгари, имеющие многочисленные притоки, в значительной своей части пригодные для судоходства, особенно для малых судов.
Самая густая сеть речных путей Китая находится в районе среднего и нижнего течения реки Янцзы. Примерно две пятых всей протяженности речных путей страны составляют судоходная часть Янцзы и ее притоки.
Важнейшими речными портами на реке Янцзы являются Шанхай, Нанкин, Ухань и Чунцин. Участок от Шанхая до Уханя в течение всего года доступен для судов водоизмещением до 5 тыс. т, а при высоком уровне воды и до 10 тыс. т (рис. 25).
Общая протяженность судоходного пути по реке Янцзы от Шанхая до Ибиня составляет более 2 800 км. В широтном направлении он пересекает Восточный, Центральный и Юго-Западный Китай и представляет собой крупнейшую транспортную артерию страны.
В южной части Китая густую сеть речных путей образует река Чжуцзян со своими притоками, самым крупным из которых является река Сицзян. На северо-востоке Китая развитую сеть речных путей образуют Амур (Хэйлунцзян) и его притоки Сунгари (Сунхуанзян), Нонни (Нуньцзян) и Уссури. Реки северо-востока Китая по своей протяженности превосходят систему Чжуцзяна, но в зимнее время они на 5—6 месяцев сковываются льдом и потому имеют меньшее транспортное значение.
Северо-западная и юго-западная части Китая имеют реки, мало пригодные для судоходства вследствие чрезмерной быстроты их течения или  мелководности.
В первой пятилетке в стране были проведены большие изыскания и значительные работы по расчистке и углублению рек. Всего было обследовано 320 тыс. км больших и малых рек. При этом было освоено для судоходства 9 690 км новых речных путей. Кроме того, было улучшено около 9 тыс. км старых речных путей за счет углубления и расширения фарватера, установки новых навигационных знаков, улучшения сигнальной системы. На реках Сунгари и Амуре сигнальная система полностью электрифицирована. 

Рис. 25. В речном порту Ханькоу


Большая часть сигнальной системы электрифицирована также на реках Янцзы и Чжуцзян. Все эти мероприятия в значительной мере способствовали повышению пропускной и провозной способности внутреннего водного транспорта Китая.

В 1958 г. протяженность судоходных рек Китая превысила 150 тыс. км, из них свыше 40 тыс. км доступны для пароходов и других моторных судов.
В 1958 г. протяженность судоходных рек Китая превысила 150 тыс. км, из них свыше 40 тыс. км доступны для пароходов и других моторных судов.
Важное место в развитии водных путей сообщения Китая займет Великий канал, который начал создаваться еще 2 440 лет назад (рис. 26).
Начинаясь от Пекина и заканчиваясь в Ханчжоу, канал связывает пять крупнейших речных систем Китая, включая такие могучие реки, как Хайхэ, Хуанхэ, Хуайхэ, Янцзы и Ценьтан. Великий канал является одним из грандиозных сооружений Китая и пользуется такой же известностью, как и Великая китайская стена. Он проходит по территории четырех провинций —  Хэбэя, Шандуна, Цзянсу и Чжэцзяна.
Канал использовался преимущественно для перевозки зерна, переброски войск. Важную роль он сыграл в экономическом и культурном развитии Южного и Северного Китая. В 1855г., после того как река Хуанхэ изменила свое русло и потекла на юг, водные ресурсы провинции Шаньдунь оказались недостаточными, и канал обмелел. Судоходство здесь стало возможным лишь на отдельных участках. Оно еще более сократилось после открытия движения на железнодорожных линиях Нанкин — Шанхай и Тяньцзинь —  Пукоу.
В годы господства реакционной клики гоминдановцев предпринимались некоторые попытки к его возрождению. Была даже создана специальная организация по приведению в порядок канала, неоднократно делались громкие заявления о том, что канал будет отремонтирован. Однако дальше выколачивания народных денег дело не пошло, канал все больше и больше приходил в упадок.
Новую жизнь древнему Великому каналу принесла победа в 1949 г. народной революции. Русло на многих его участках было углублено и расширено, на канале сооружено много новых шлюзов. В результате выполнения этих работ судоходство стало возможным на протяжении более 1 100 км. Все же ширина, глубина и общее техническое состояние канала не отвечали современным требованиям судоходства, не обеспечивали освоения возросших перевозок.

 Поэтому народное правительство Китая приняло решение, начиная с 1958 г., в течение второй пятилетки (1958—1962 гг.) расширить, а где надо и углубить Великий канал на всем его протяжении. Будет также выпрямлена трасса канала, что сократит его длину примерно на 1 500 км. На канале намечено сооружение 20 крупных портов, 24 судоходных шлюзов, 60 мостов новейшей конструкции и нескольких паромных переправ. Великий канал свяжет в единую водную транспортную систему бассейны больших и малых рек одиннадцати провинций.
По этой грандиозной водной магистрали пойдут пассажирские и грузовые пароходы, моторные баржи, буксирные суда. На таких ее участках, как Пекин — Сюйчжоу и Пекин — Шанхай, будут плавать караваны судов и моторные баржи водоизмещением в 2 тыс. т. Это позволит перевозить зерно из внутренних районов Сычуани на север по воде. За 3—5 дней пассажир сможет совершить на комфортабельном пароходе путешествие из Пекина в Ханчжоу —  город, являющийся наряду с Сюйчжоу жемчужиной Китая по богатствам и красоте природы. Одновременно с реконструкцией Великого канала по его берегам будут проложены шоссейные дороги, усаженные зелеными ивами.
Обращает на себя внимание колоссальный объем работ по расширению канала. Только земляных работ по прорытию русла будет выполнено более 600 млн. м3. Это в 5 раз превышает объем земляных работ, выполненных при сооружении Панамского канала, и в 3,5 раза — при строительстве Суэцкого канала. Объем бетонных работ, которые предстоит выполнить при сооружении портов Великого канала, в десятки раз превысит работы, выполненные на Панамском и Суэцком каналах.
Работы на канале ведутся полным ходом — сооружаются огромные шлюзы в провинциях Цзянсу, Шаньдун и Хэбэй. В результате реконструкции Великого канала важнейшим портом страны станет столица Китайской Народной Республики — Пекин.
В прекрасную эпоху социализма древний Великий канал возрождается к новой жизни, к новому служению освобожденному великому китайскому народу.
Водные пути важного народнохозяйственного значения образуют также моря, омывающие на протяжении свыше 11 тыс. км Китайское побережье, — Желтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское.
Морские перевозки осуществляются китайским флотом по 36 линиям общей протяженностью около 40 тыс. км.
Важнейшими морскими портами, обслуживающими каботажные линии, являются к северу от устья Янзцы—Ляньюнь, Циндао, Яньтай, Тяньцзинь, Циньдао, Инкоу и Дальний (рис. 27) и к югу от устья Янзцы—Шанхай, Нинбо, Фучжоу, Сямынь (Амой), Цзилун (Коулун), Гаосюн, Шаньтоу (Сватоу), Гонконг, Гуанчжоу (Кантон) и Хайкоу. Грузооборот южных морских линий еще больше возрастет после освобождения Тайваня.


Рис. 27. Морской порт Дальний

Наиболее крупными портами, обслуживающими суда внешнеторговых линий, являются Дальний, Тяньцзинь, Циндао, Шанхай и Гуанчжоу. Морские внешнеторговые линии ведут одна — в Корею и СССР (Владивосток), другая — в Юго-Восточную Азию (Индия, Пакистан, Цейлон, Бирма, Индонезия и др. страны Юго-Восточной Азии) и третья — в Европейскую часть Советского Союза и европейские страны народной демократии, а также в капиталистические страны Западной Европы.
Обработка грузов в этих портах благодаря установке в них после освобождения страны большого количества погрузочно-разгрузочных механизмов возросла до 35 млн. т в год. За годы народной власти значительно расширились внешнеторговые связи Китая по водным путям. В его морские порты ежегодно заходят тысячи судов из многих стран мира. Так, в 1958 г. в портах Китая побывало 3 385 судов из 26 стран общим водоизмещением свыше 19 млн. т, которые перевозили грузы из многих стран и районов мира.
Несмотря на все происки и провокационные действия империалистов, через морские порты Китая в 1957 г. вывозилось за границу и ввозилось из-за границы грузов в 2,5—3 раза больше, чем в 1952 г.
Динамика роста перевозок и грузооборота водного транспорта в Китайской Народной Республике за первую пятилетку (1953— 1957 гг.) приведена в табл. 1.

Судостроительная промышленность Китайской Народной Республики освоила строительство морских и речных пароходов, буксиров, различного типа рыболовных судов, плавучих земснарядов, железнодорожных паромов и плавучих доков. Общее водоизмещение судов, построенных в Китае только за годы первой пятилетки, составило 610 тыс. т.

Таблица 1


Наименование показателей

1952 г.

1953 г.

1957 г.

в % к 1952 г.

Каботажный флот
Объем перевозок в тыс. т

6210

7 280

18 686

301

Грузооборот в млн. ml миль 

2 235

2 273

6 323

283

Речной флот
Объем перевозок в тыс. т

45 055

64 896

138 778

308

Грузооборот в млн. т/миль

7 588

10 295

22 269

293

Судостроительные предприятия Китая уже строят большие речные и морские суда водоизмещением 8 700 т и более (рис. 28).
В настоящее время Дальнинская судоверфь может строить грузовые суда водоизмещением до 22 тыс. т.


Рис. 28. Крупный товаро-пассажирский пароход «Демократия», построенный на китайских верфях для каботажных линий
Восстановление и развитие водного транспорта в Китайской Народной Республике осуществляются быстрыми темпами. Но ввиду бурного развития всей экономики страны и неуклонного в связи с этим роста перевозок народнохозяйственных грузов темпы развития водного транспорта Китая несомненно будут резко возрастать, так как его удельный вес в общем грузообороте страны еще недостаточен. Он составляет всего лишь 13,1% (1957 г.). В основном это объясняется малочисленностью флота и недостаточностью его тоннажа.