Содержание материала



Рис. 74. Современная автоблокировка
Такая важная отрасль железнодорожной техники, как устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, в значительной мере предопределяющие пропускные способности железных дорог и безопасность движения поездов, долгие годы в Китае развивалась очень слабо. Поэтому и в настоящее время наибольшее распространение имеет семафорная сигнализация, механическая централизация стрелок и обычная проводная телеграфно-телефонная связь. Современная автоблокировка и электрическая централизация стрелок занимают на сети дорог сравнительно небольшой удельный вес в устройствах СЦБ. Однако за последние годы и особенно во второй пятилетке техника сигнализации, централизации, блокировки и связи развивается и совершенствуется довольно быстрыми темпами.


Рис. 75. Монтаж прожекторного светофора
Рис. 76. Монтаж реле автоблокировки

В настоящее время на грузонапряженных участках широко применяется полуавтоматическая и автоматическая блокировка.
На крупных железнодорожных узлах и станциях, имеющих большое развитие путей, постепенно внедряется электрическая централизация стрелок. С учетом опыта советских железных дорог китайские специалисты разработали и внедряют также маршрутную релейную централизацию стрелок и сигналов, которая нажатием всего лишь двух кнопок на пульте управления обеспечивает готовность всего маршрута прохождения поезда по станционным путям. Некоторое представление о техническом прогрессе в развитии устройств СЦБ на китайских железных дорогах дают приводимые фотографии. На рис. 74 показана современная автоблокировка, на рис. 75—монтаж прожекторного светофора, на рис. 76 — монтаж реле автоблокировки, на рис. 77 — пульт управления электрической централизацией стрелок.
На китайских железных дорогах начинает внедряться и такая новейшая техника, как диспетчерская централизация. На вновь строящихся железных дорогах и наиболее грузонапряженных направлениях существующих железных дорог один диспетчер будет управлять сигналами и стрелками на участках протяженностью 150—200 км.


Рис. 77. Пульт управления электрической централизации

Большое внимание на железных дорогах Китая уделяется внедрению автостопов, т. е. устройств, которые при наличии впереди сигнала, запрещающего движение поезда, независимо от воли машиниста автоматически воздействуют на тормоза и останавливают поезд.
Частичное распространение на железных дорогах Китая получила радиосвязь при производстве маневровой работы; внедряется также поездная радиосвязь.
Значительные успехи достигнуты и в области усовершенствования дальней телефонной связи. Во второй половине 1958 г. путем сочетания «кустарного с современным» были созданы опытные образцы простейшей 12-ка- нальной аппаратуры высокочастотного телефонирования. Новой аппаратуре присвоена марка «1 августа» в честь дня создания Народно-освободительной армии Китая.
Габарит отечественной 12-канальной аппаратуры связи по сравнению с применяемой импортной аппаратурой уменьшен на 30%, а трансляционного устройства на 60%. За счет уменьшения размеров и количества деталей аппаратуры получена большая экономия цветных металлов и стали. Стоимость новой аппаратуры составляет всего лишь 25—30% стоимости применяемой импортной аппаратуры высокочастотного телефонирования. Аппарат дает возможность вести разговор одновременно 24 абонентам.
Дистанция хорошей слышимости между двумя аппаратами без установки усилителей составляет 150—180 км, при наличии ретрансляторов она увеличивается до 500—700 км без ухудшения чистоты и слышимости разговора. Создание отечественной 12-канальной аппаратуры телефонной связи — несомненно большое достижение китайских железнодорожников-связистов, позволяющее на новой более высокой технической основе развивать дальнюю проводную связь на обширной сети железных дорог Китая.