Содержание материала

В старом Китае очень мало было автомобильных дорог и совершенно не было отечественной автомобильной промышленности. Те немногие шоссейные дороги, которые имел старый Китай, как и железные дороги, были преимущественно расположены в северо- восточных провинциях и частично в приморских районах. В период гражданской войны гоминдановцы построили несколько новых автодорог стратегического значения, пытаясь использовать их в военных операциях против районов, занятых народно-освободительной армией. Отступая, гоминдановцы разрушали все дороги, по которым шли, нанося большой ущерб и без того слабому автодорожному транспорту. Но освобожденный китайский народ трудился, не щадя своих сил, и уже в первую годовщину празднования Китайской Народной Республики страна имела свыше 100 тыс. км действующих шоссейных дорог.
Большая программа строительства новых автодорог и реконструкции старых была осуществлена в первой пятилетке и особенно в Северо-Западном и Юго-Западном Китае. К концу 1958 г. протяженность эксплуатировавшихся шоссейных дорог уже была доведена до 400 тыс. км. В результате резко изменилась география размещения автомобильных дорог. Большинство дорог построено и строится именно в Северо-Западном и Юго-Западном в прошлом бездорожных районах, в том числе в горных внутренних районах и на территории, населенной национальными меньшинствами.
За годы первой пятилетки вновь было построено 8 200 км шоссейных дорог в автономном районе Внутренней Монголии, свыше 11 тыс. км в провинции Ганьсу. В провинции Юньнань за годы народной власти построено 16 тыс. км новых шоссейных дорог. За тот же период в провинции Гуйчжоу было сооружено 10 440 км, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе 17 900 км и в Тибете свыше 6 тыс. км шоссейных дорог. В частности, в 1954 г. были сданы в эксплуатацию такие важные шоссейные дороги, как Сикан-Тибетская протяженностью 2 271 км, соединившая город Яань в провинции Сычуань с главным городом Тибетского района Китая — Лхасой, и Цинхай-Тибетская протяженностью около 2 100 км, которая соединила главный город провинции Цинхай — г. Синив с Лхасой. Эти две дороги соединили также Тибет надежной транспортной связью с другими провинциями и районами Китая. До постройки этих дорог требовалось затратить три месяца, чтобы добраться из Пекина или Шанхая в Лхасу, а теперь требуется менее 20 дней.
Важными шоссейными дорогами, построенными в первой пятилетке, являются также дороги: Чэнду — Аба в провинции Сычуань протяженностью более 500 км, проходящая по районам, богатым слюдой, золотом, серебром, селитрой, железными рудами, каменным углем, и Чака — Гасен в провинции Цинхай протяженностью свыше 900 км, связывающая крупные промышленные центры с Цайдамской впадиной, богатой нефтью и другими полезными ископаемыми. В ознаменование восьмой годовщины со дня провозглашения Китайской Народной Республики в 1957 г. была сдана в эксплуатацию самая высокая в мире шоссейная дорога Синьцзян — Тибет протяженностью 1 210 км. Самый высокий участок этой дороги проходит на высоте 5 500 м над уровнем моря, а основная ее часть (915 км) проходит на высоте свыше 4 тыс. м. Сейчас завершается начатое в 1957 г. строительство первой шоссейной дороги через Памирское плато протяженностью 300 км. Эта дорога соединит г. Кашгар, торговый центр юго-западной части Синьцзян-Уйгурского автономного района с Ташкурганским таджикским автономным уездом.
В 1958 г. построено свыше 150 тыс. км шоссейных дорог, в том числе: 18 000 км шоссейных дорог в провинции Хэнань, 10 700 км в провинции Сычуань и 10 200 км в провинции Ляонин.


Рис. 29. Образцы легковых автомобилей, построенных на заводах Китая, проходят 1 октября 1958 г. по площади Тяньаньмынь в Пекине


Рис. 30. Автопоезд для перевозки грузов в отдаленные районы страны

До освобождения в Китае не было отечественной автомобильной промышленности. Первый автомобилестроительный завод был построен в 1956 г. в Чанчуне. Его проектная мощность 30 тыс. четырехтонных автомобилей в год. В 1958 г. завод освоил производство многих новых типов автомобилей. С 1959 г. завод выпускает автомашины двух основных типов и, помимо того, наряду с четырехтонными грузовыми автомобилями частично выпускает и пятитонные.
Нанкинские авторемонтные мастерские в марте 1959 г. выпустили опытные образцы грузового автомобиля марки «Яоцзинь» (скачок) грузоподъемностью 2,5 т и затем перешли к серийному его производству. Мастерские были реорганизованы в Нанкинский автомобилестроительный завод. В 1959 г. первый Чанчуньский автомобильный завод и другие предприятия начали осваивать производство комфортабельных легковых автомобилей (рис. 29).
Автомобильный транспорт в Китае находится в стадии быстрого становления, но в общем объеме народнохозяйственных перевозок его удельный вес пока еще невелик. До 1953 г. в распоряжении организаций автомобильного транспорта имелось по всей стране немногим более 20 тыс. автомобилей; в 1957 г. их число удвоилось.
Производительность автомобильного парка увеличивается путем использования автопоездов (рис. 30).
Динамика роста протяженности шоссейных дорог, объема перевозок и грузооборота, выполняемых автомобильным транспортом Китая, показана в приводимой ниже табл. 2.
Коммунистическая партия Китая поставила в качестве одной из основных задач в решении проблем транспорта быстрый рост производства автомобилей и значительное увеличение масштабов автодорожного строительства.

Таблица 2


Наименование показателей

1950 г.

1952 г.

1953 г.

1957 г.

Выполнение плана первой пятилетки в %

Объем перевозок в тыс. т

9213

22 097

30 937

83 728

124

Протяженность шоссейных дорог в км ...

1126 675

137 103

254 624

Грузооборот в млн. ткм

380

767

1 296

3 942

120