Содержание материала

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Используя специальную техническую литературу, в монографии рассмотрены различные методики анализа поведения и моделирования динамической системы «путь—подвижной состав».
На базе представленной в работе теории физико-математического моделирования сложных механических систем разработаны следующие мероприятия по улучшению взаимодействия пути и подвижного состава:

  1. решен вопрос оптимального демпфирования верхнего строения пути за счет применения новых конструкций шпал-демпферов на балластном и монолитном основаниях железнодорожного пути, разработана технология реновации старогодных деревянных шпал;
  2. на базе физико-математического моделирования фрикционных механических систем разработаны варианты оригинальных модификаторов трения, обеспечивающих взаимодействие фрикционных поверхностей с коэффициентом трения для твердого модификатора 0,3—0,35, для жидкого—0,4— 0,46 при 5—20 % относительном проскальзывании поверхностей пар трения, в результате анализа конструктивных особенностей модернизируемой трибосистемы «колесо—рельс», разработаны и реализованы оригинальные конструкции устройств и приводов для подачи жидкого и твердого модификаторов трения;
  3. на основании фундаментальных исследований в области физики твердого тела и трибологии в РГУПСе создана принципиально новая технология гребнерельсосмазывания;
  4. разработана противоползунная система с модулями балочного типа и клинового.

Предлагаемые новые решения демпфирования пути и улучшения условий взаимодействия колеса с рельсом позволяют значительно увеличить общую долговечность рассматриваемой системы «путь — подвижной состав», увеличить межремонтные сроки, снизить уровень шума и вибрации при воздействии подвижного состава на путь.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коган А.Я. Расчеты верхнего строения пути. М.: Трансжелдориздат, 1961.68 с.
2. ШахунянцГ.М. Железнодорожный путь. М.: Трансжелдориздат, 1961.479 с.
3. Тартаковский Р.Н. Расчет рельса на изгиб в вертикальной плоскости с учетом динамической эластичности пути: Автореф. дис канд. техн, наук. МИИТ: М.: 1954.21 с.
4. Ржаницын А. Р. Некоторые вопросы механики систем, деформирующихся во времени. М.: Гостехиздат, 1949. 210 с.
5. Коренев Б.Г., Ручимский М.Н. Некоторые задачи динамики балок на упругом основании. Научное сообщение № 120 центрального научно-исследовательского института промышленных сооружений: М.: Стройиз- дат, 1955. 26 с.
6. Филипов А.П., Кохманюк С.С. Динамическое воздействие подвижных нагрузок на стержни. Киев: Наукова думка, 1967.245 с.
7. Коган А.Я. Вертикальные динамические силы, действующие на путь / Труды ЦНИИ МПС. Вып. 402. М.: Транспорт, 1969.205 с.
8. Коган А.Я. Расчеты железнодорожного пути на вертикальную динамическую нагрузку/Труды ЦНИИ МПС. Вып. 502. М.: Транспорт, 1973.169 с.
9. Коган А.Я., Исаенко Э.П., Кузеваков В.А., Омаров Б. А. Оценка состояния железнодорожного пути с учетом силового воздействия на путь подвижного состава / Вестник ВНИИЖТа. 1994. № 3. С. 3—9.
10. Взаимодействие подвижного состава и пути при пространственных колебаниях подвижного состава /Информационный бюллетень ВНТИЦентра ГОСФАП. 1985. №4(67). 24 с.
11. Коган А.Я., Певзнер В.О., Козеренко Е.В. Оценка расстройств пути в различных условиях эксплуатации / Вестник ВНИИЖТа. Вып. 660. М.: Транспорт, 1983. С. 47—53.
12. Вериго М.Ф., Лысюк В.С. Динамические исследования пути и корректировка правил расчетов железнодорожного пути на прочность / Труды ЦНИИ МПС. Вып. 466. М.: Транспорт, 1972. С. 51—67.
13. Желнин Г.Г., Певзнев В.О., Шинкарев Б.С. Исследование зависимости боковых и рамных сил покоя/Труды ВНИИЖТа. М.: 1975. Вып. 542. С. 84—92.
14. Певзнер В.О., Грачева Л.О. Влияние неровностей пути на напряженное состояние его элементов при воздействии грузовых вагонов / Сб. науч тр. ВНИИЖТ. Вып. 549. М.: Транспорт, 1976. С. 47—55.
15. Ромен Ю.С. О нелинейных колебаниях железнодорожного экипажа в кривых произвольного очертания/Труды ЦНИИ МПС, М.: Транспорт, 1967. Вып. 347. С. 5—26.
16. Ромен Ю.С. Моделирование взаимодействия подвижного состава и пути с учетом накопления остаточных деформаций рельсовой колеи / Вестник ВНИИЖТа 1978 № 2. С. 42-45.
17. Ромен Ю.С. Расчеты поперечной устойчивости рельсошпальной решетки под воздействием поездной нагрузки И Исследования возможностей повышения скоростей движения поездов / Сб. науч. тр. ВНИИЖИТ. М.: Транспорт, 1984. С. 42—54.
18. Ромен Ю.С. Методы идентификации внешних возмущений для моделирования взаимодействия подвижного состава в пути // Вопросы транспортного машиностроения. Тула, 1980. С. 23—33.
19. Ромен Ю.С. Динамические деформации рельсошпальной решетки / Вестник ВНИИЖТа 1981. № 8. С. 47—50.
20. Волошко Ю.Д. Метод исследования вертикальной динамики пути с железобетонным подрельсовым основанием / Труды ДИИТа. Вып. 99 1969. С. 39^8.
21. Волошко Ю.Д. Взаимодействие подвижного состава и пути с блочными опорами // Проблемы механики железнодорожного транспорта. / Киев: Наукова думка, 1980. С. 35—36.
22. Новакович В.И., Ершков В.В. Определение сопротивления рельсо-шпальной решетки перемещениям поперек оси пути / Вестник ВНИИЖТа 1982. № 8. С. 48—50.
23. Новакович В.И. Исследование напряженно-деформированного состояния бесстыкового пути в процессе длительной эксплуатации / Межвузовский сборник. Бесстыковой путь с рельсовыми плетями сверхнормативной длины. Вып. 708. МИИТ, 1982. С. 29—36.
24. Новакович В.И. Бесстыковой железнодорожный путь с рельсовыми плетями неограниченной длины. Львов: Высшая школа, 1984. С. 1—99.
25. Новакович В.И., Эрадзе Д.Г., Клим Я.Я. Расчеты бесстыкового пути: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1996.43 с.
26. Новакович В.И., Клим Я.Я. Бесстыковой путь со сверхдлинными рельсовыми плетями: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1998. 96 с.
27. Бондаренко И.Я. Улучшение условий реализации силы тяги подвижного состава за счет изменения динамических характеристик верхнего строения пути. / Дне канд. техн. наук. Ростов-на-Дону, 1998.220 с.
28. Уваров В.Н. Устойчивость элементов пути в зоне стыков / Путь и путевое хозяйство. М.: Транспорт, 1975. № 12. С. 18—23.
29. Вульферт Д. Гашение вибраций, вызываемых поездами метрополитена И Железнодорожный транспорт за рубежом. 1987. Сер. 4. Вып. 7. С. 12—18.
30. Коен Н. Снижение шума и износа металла при применении твердых смазок // Железнодорожный транспорт за рубежом. 1992. Вып. 5. С. 7—12.
31. Лысюк В.С. Управлять надежностью бесстыкового пути // Путь и путевое хозяйство. 1998. № 9. С. 16—19.
32. Ятсшими У. Применение материалов с использованием эластомеров на железных дорогах Японии И Железнодорожный транспорт за рубежом. 1989. Вып. 6. С. 43—45.
33. Реферативный журнал ВИНИТИ / Железнодорожный транспорт, 1972; Реф. 2Г88.
34. Применение составных шпал в США / Бюл. техн.-экон. информации. (УНИИТЭИ МПС). 1968. № 1. С. 68.
35. Крамер Ж. Пластмассовые шпалы США // Путь и путевое хозяйство.
1968. № 10. С. 47.
36. Стальные шпалы в Японии // Реферативный журнал ВИНИТИ; Железнодорожный транспорт. 1972. Реф. 4Г76.
37. Вауэр Г. Стальные шпалы на железных дорогах Северной Америки И Железные дороги мира. 1998. № 3. С. 58—62.
38. Потовски А. Шпалы из армополимер-бетона (Югославия) И Pragovi od ermopolimer-betona. «Zeleznice», 1973. № 2. С. 56—58.
39. Шпала из синтетического материала // Реферативный журнал ВИНИТИ; Железнодорожный транспорт. 1973. Реф. 12Г52П.
40. Брэнэн Х, Крамер Ж. Оценка эффективности различного типа шпал // Железнодорожный транспорт за рубежом. 1998. Вып. 3—4. С. 26—29.
41. Мюллер Г. Современный уровень развития верхнего строения пути на безбалластном основании // Железнодорожный транспорт за рубежом, 1987. Сер. 3. Вып. 3. С. 15—17.
42. Роз Г. Применение асфальта в конструкциях пути. Железные дороги мира. 1999. №1. С. 65—67.
43. Сато Н., Хонсака М. Магнитные амортизаторы колебаний // Железнодорожный транспорт за рубежом. 1998. Сер. 4. Вып. 1. С. 12—14.
44. Хольц Г. Оптимизированное по шуму колесо // Железные дороги мира, 1995. № 10. С. 32—34.
45. Крюгер Ф. Шум в кривых и его снижение за счет демпфирующих элементов в рельсовых скреплениях //Железные дороги мира. 1997. № 10. С. 64—67.
46. Фитцджеральд В., Харрисон М. Барьеры для снижения шума железных дорог // Железные дороги мира. 1998. № 4. С. 48—50.
47. Ландвер Е. Шумозащитные стенки на железнодорожных линиях // Железные дороги мира. 1997. № 6. С. 60—64.
48. Хаук Г. Снижение шума, излучаемого путем на жестком основании // Железные дороги мира. 1997. № 9. С. 59—62.
49. Веттурек Р. Снижение уровня структурного шума на открытых участках железных дорог // Железные дороги мира. 1998. № 1. С. 52—56.
50. Хаук Г. Защита от шума и вибрации на линиях метрополитена И Железнодорожный транспорт за рубежом. Сер. 3. Вып. 2. С. 12—15.
51. Хаук Г. Снижение уровня транспортных шумов // Железные дороги мира. 1995, № 5. С. 33—37.
52. Виброзащита железнодорожного пути. Под общ. ред. М.Ф. Вериго, В.Г. Альбрехта // Труды ЦНИИ МПС. 1976. Вып. 546. 186 с.
53. Иориш Ю.И. Виброметрия. М.: Гостехиздат, 1963. 771 с.
54. Барабошин В.Ф., Ананьев Н.И. Вредные вибрации пути и борьба с ними. М.: Транспорт, 1972.44 с.
55. Кравченко Н.Д. Путь с лежневым железобетонным подрельсовым основанием // Путь и путевое хозяйство. 1991. №9. С. 48—52.
56. Ананьев Н.И., В.Ф. Барабошин, А.Н. Переслегин. Оценка виброзащитных свойств пути с лежневым железобетонным подрельсовым основанием // Вестник ВНИИЖТа. 1992, № 2. С. 27—29.
57. Барабошин В.Ф. Основные принципы конструирования виброзащитной конструкции пути метрополитенов // Ускорение научно-технического прогресса на метрополитенах страны. Сб. научных трудов ВНИИЖТа, М.: Транспорт, 1990. С. 18—24.
58. Лившиц Н. А., Пресс А.Р., Сомин А.Р., Эльнер В.Г. Защита жилых помещений от шума и вибрации метрополитена с помощью виброизолированных полов. М.: Транспорт, 1983. С. 25—29.
59. Руководство по определению физико-механических свойств грунтов при расчетах вибрации в помещениях, жилых и общественных зданий от движения поездов метрополитена. М.: Международное общественное объединение «Тоннельная ассоциация», 1996.48 с.
60. Руководство по прогнозированию уровней вибрации от движения поездов метрополитена и расчету виброзащитных устройств. М.: Международное общественное объединение «Тоннельная ассоциация», 1996. 37 с.
61. Новые исследования в области подвижного состава и пути. Труды ЦНИИ МПС. 1977. Вып. 577. С. 90.
62. Хаук Г. Сборные плиты в пути на жестком основании // Железные дороги мира. 1999. № 8. С. 62—64.
63. Борьба с оползнями, обвалами и разрывами на железных дорогах Кавказа / Комитет по земельному полотну при НТС МПС и ТС Минтрансстроя. М.: Трансжелдориздат, 1964. С. 167.
64. Вериго М.Ф., Коган А. Я. Взаимодействие пути и подвижного состава/ Под ред. М.Ф. Вериго. М.: Транспорт, 1986. 559 с.
65. Гарг В.К., Дуккипати Р.В. Динамика подвижного состава / Пер. с англ. / Под ред. Н.А. Панькина. М.: Транспорт, 1988.391с.
66. Ушкалов В.Ф., Резников Л.М., Редько С.Ф. Статистическая динамика рельсовых экипажей. Киев: Наукова думка, 1982, 360 с.
67. Пановко Я.Г. Введение в теорию механических колебаний: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. М.: Наука. 1980.272 с.
68. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М., 1969. 576 с.
69. Вибрации в технике: Справочник. В 6 т. / Под. ред. В.В.Болотина. М.: Машиностроение, 1987. 352 с.
70. Камаев В. А. Оптимизация параметров ходовых частей железнодорожного подвижного состава. М.: Машиностроение, 1980.215 с.
71. Евстратов А.С. Экипажные части тепловозов. М.: Машиностроение, 1987. 136 с.
72. Powell M.J.D. On the Estimation of sparse Hessian Matrices H SIAM J. Numer. Anal., 16, 1060—1074, 1979.
73. Powell M.J.D., Foint Ph.L. On the Estimation of sparse Hessian Matrices // SIAM J. Numer. 18,1980.
74. Foint Ph.L. On the Estimation of sparse Hessian Matrices // Academic Press. Numer. 6, 234-256, 1979.
75. Murrey W. (ed). Numerical methods for unconstrained optimization // London: Academic Press. 1972.
76. Box G.E.P. Evolutionary operation: A method for increasing industrial productivity//Appl. Stat., 6, 81—101, 1957.
77. Spendley W., Hext G.R., Himsworth F.R. Sequental application of simplex designs in optimization and evolutionary operation // Technometrics, 4,441— 461, 1962.
78. Nelder J.A., Mead R. A simplex method for function minimization // Computer J., 7, 308—313, 1965.
79. Hooke R., Jeeves T. A. Direct Search of numerical and statistical problems, J. ACM., 8, 212—229, 1966.
80. Bandler J.W., McDonald P. A. Optimization of micro wave networks by razor search//IEEE Trans Microwave Theory Tech., 17, 556—562, 1969.
81. Emery F.E., O’Hagan M.O. Optimal design matching networks formicrowave transistor amplifiers//IEEETrans Microwave Theory Tech., 14, 696—698, 1966.
82. Rosenbrock H.H. An automated method for finding the greatest or least value of a function H Computer J., 3, 175—184, 1960.
83. Swann W.H. Report on the development of a new direct search method of optimization, ICI Ltd. Central Instr. Res. Lab., Res. Note, 64/3,1964.
84. Powell M. J.D. И An efficient method for finding the minimum of a function of several variables without calculatmg derivatives // Computer J., 7, 155—162, 1964.
85. Zahgwill M.I. Minimizing a function without calculating derivatives H Computer J., 10, 293—296, 1967.
86. Brent R.P. Algorithms for minimization without derivatives, prentice-Hall // Englewood Cliffs. New Jersey, 1973.
87. Marquardt D.W. An algorithm for least squares estimation of non-linear parametrs//SIAM J., 11, 431—441,1963.
88. Hestenes M.R. Stiefel E. Methods of conjugate gradients for solving linear systems // NBS, Res, Y., 49, 409—436, 1952.
89. Fletcher R., Reeves C.M., Function minimization by conjugate gradients // Computer J., 7, 149—154, 1964.
90. Fried L, Metzler J. SOR VS conjugate gradients in a finite element discretization // Jnt. J. Numerical method End., 12, 1329—1342,1978.
91. Brouden G.G. The couvergence of a class of doubl-rauk minimization algorithms // J. Inst. Math. Appl., 6, 76—90,222—231, 1970.
92. Fletcher R.G. A new approach to variable metric algorithms, Computer J., 13, 317—322, 1970.
93. Shanno D.F. Conditioning ofquasi-Newton method for function minimization // Math. Comp., 24, 647—657, 1970.
94. Powell M.J.D. A view of unconstrained optimization // IMA Cont. «Optimization in action», January, 1975.
95. Davidon W.C. Optimally conditioned optimization algorithms without line searches // Math, Prog., 9, 1—30, 1975.
96. Powell M.J.D. Quadratic termination properties of devidous new variable metric algorithms // Math. Prog., 12, 141—147, 1977.
97. Shanno D.F. Conjugate gradient methods with inexact searches // Math., Oper. Res., 3, 22-256, 1978.
98. McCormik G.P. Methods of conjugate directions versus Quasi-Newton method // Math. Prog., 3, 101—116,1972.
99. Shanno D.F., Fhua K.H. A variable method subroutine uncoustroined nonlinear minimization // Manage. Inform. Syst. Rep., 28, The university of Arizona, 1979.
100. Dixon L.C.W. Quasi-Newton algorithms generate identical points // Math. Prog., 2, 383—387, 1972.
101. Dixon L.C.W. Quasi-Newton algorithms generate identical points 2: The proofs of fourth new theorems // Math. Prog., 3, 345—358, 1972.
102. Shanno D.F., Fhua K.H. Matrix conditioning and nonlinear optimization // Math. Prog., 14, 149—160, 1978.
103. Shanno D.F., Fhua K.H. Numerical comporison of several variable metric algorithms //JOTA, 25, 507—518, 1978.
104. Han S.P. Superlineary couvergent variable metric algorithms for general nonlinear programming problems//Math, Prog., 11,263—282,1976.
105. Powell M. J.D. The couvergence of variable metric method for nonlinear constrained optimization calculations // Nonlinear programming 3. N.Y.: Academic Press, 1978. 27—64.
106. Powell M.J.D., Foint Ph.L. On the estimation of sparse hessian Matrices И SIAM J. Numer. Anal., 16, 1060—1074, 1979.
107. Реклейтис T., Рейвиндран А., Рэхдел К. Оптимизация в технике. В 2 т. Пер. с англ. В.Я. Алтаева, В. Л. Моторина. М.: Мир, 1986.
108. Miele A., Gonzalez S. On the comporative evaluation of algorithms for mathematical programming problems, in nonlinear programming И N.Y.: Academic Press, 1978. 337—359.
109. Берлинских В. A., Запорожец B.B. Статическое моделирование процессов фрикционно-контактного взаимодействия при внешнем трении И Надежность и долговечность машин и сооружений. 1984. № 5. С. 80—84.
110. Гухман А. А. Введение в теорию подобия. М.: Высшая школа, 1963.254 с.
111. Назаров А.Г. О механическом подобии твердых деформируемых тел. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1965.218 с.
112. Седов Л.И. Методы подобия и размерностей в механике. М.: Наука, 1967. 438 с.
113. Bockmenn G., Schulz W. Modellierung des Tropfenschlagverschleises in der instationaren Phase H Schmierungstechnik. 1984. Jg. 15. № 8. S. 246—250.
114. Lorenz A. Modellbetrachtungen zum Schadigunsprozess in Maschinen und Geraten // Schmierungstechnik. 1984. Jg. 15. № 8. S. 250—253.
115. Чихос Х. Системный анализ в триботехнике. М.: Мир, 1982.351 с.
116. Белый В. А., Свириденок А.И. Актуальные направления развития исследований в области трения и изнашивания //Трение и износ. Минск: Наука и техника, 1987. Т. 8.№ 1.
117. Исследование акустической эмиссии при трении материалов//В.М. Щавелин, Г.А. Сарычев, С.А. Звонков, М.И. Шахновский//Техника радиационного эксперимента. М.: Атомиздат, 1980. Вып. 8. С. 61—62.
118. Becker R. Uber die Plastizitat amorpher und Kristaller fester Korper. // Physikalische zeitschrift, 1925. T. 25, S. 919—925.
119. Вариационные принципы механики. Μ., 1959.
120. Щербак Π.Η., Шаповалов В.В. Исследование взаимного влияния трибоспектральных характеристик узлов трения и собственных параметров механических систем//Повышение надежности путевых и строительных машин: Межвуз. сб. науч. тр. Ростов-на-Дону, 1983. С. 41—43.
121. Лойцянский Л.Г., Лурье А.И. Курс теоретической механики. Ч. 2. М.: Гостехиздат, 1940.
122. Постников В.С. Внутреннее трение в металлах. М.: Металлургия, 1969.
123. Максак В.И. Предварительное смещение упругого контакта и его демпфирующие свойства с учетом микрогеометрии и волнистостей // Микрогеометрия и эксплуатационные свойства машин: Сб.тр. Рига, 1976. Вып. 4.
124. Максак В.И. Предварительное смещение и жесткость механического контакта. М.: Наука, 1975. 60 с.
125. Исаев И.П. Случайные факторы и коэффициент сцепления. М.: Транспорт, 1970. 184 с.
126. Беккер И.Э. Методика исследования материалов на стойкость против задира. М.: Заводская лаборатория, 1948.
127. Польцер Г., Майсснер Ф. Основы трения и изнашивания. / Пер. с нем. / Под ред. М.Н. Добычина. М.: Машиностроение, 1984.
128. Филатов С.В. Трение и износ. 1982. Т. 3. №3. С. 559—562.
129. Веников В. А. Теория подобия и моделирования. М.: Высшая школа, 1976.
130. Браун Э.Д. Расчет масштабного фактора при оценке трения и изнашивания// Износостойкость. М.: Наука, 1975.
131. Ахматов А.С. Молекулярная физика граничного трения. М.: Физмат- гиз, 1963. 472 с.
132. Бакли Д. Поверхностные явления при адгезии и фрикционном взаимодействии / Пер. с англ. / Под ред. А.И.Свиреденка. М.: Мир, 1986. 294 с.
133. Костерин Ю.Н. Механические автоколебания при сухом трении. М.: Изд-во АН СССР, 1966. 75 с.
134. Щавелин В.М., Сарычев Г. А. Акустический контроль узлов трения ЯЭУ. М.: Энергоатомиздат, 1988.
135. Браун Э.Д., Евдокимов Ю.А., Чичинадзе А.В. Модели трения и изнашивания в машинах. М.: Машиностроение, 1982.
136. Демкин Н.Б. Физические основы трения и износа машин. Калинин: Изд- во Калининского гос. ун-та, 1981.
137. Демкин Н.Б. Фактическая площадь касания твердых тел. М.: Изд-во АН СССР, 1962.
138. Крагельский И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968.
139. Крагельский И.В., Демкин Н.Б И Вестник АН СССР. 1960. № 11.85 с.
140. Рыжов Э.В. Контактная жесткость деталей машин. М.: Машиностроение, 1966. 195 с.
141. Горячева И.Г., Добычин М.Н. Физическое моделирование тяжелонагруженных узлов трения //Трение и износ. 1982. Т. 3. № 4.
142. Крагельский И.В., Виноградова И.Э. Коэффициенты трения. М.: Маш- гиз, 1955.
143. Венцель С.В. Применение смазочных материалов в двигателях внутреннего сгорания. М.: Химия, 1979.
144. Шаповалов В.В. Комплексное моделирование динамически нагруженных узлов трения машин // Трение и износ. 1985.№3. С. 451—457.
145. Щербак П.Н. Моделирование динамически нагруженных узлов трения строительных машин И Надежность строительных машин и оборудования промышленности строительных материалов: Межвуз. сб. науч, тр. Ростов-на-Дону: РИСИ, 1986.
146. Демкин Н.Б., Колесников Ю.В. Влияние нормальных вибраций на временную зависимость контактных деформаций шероховатых поверхностей // Теория трения, износа и смазки: Тез. докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. Ташкент, 1975. С. 91—98.
147. Криц И.О неисправностях, вызываемых вибрацией / Случайные колебания. М.: Мир, 1967. С. 91—187.
148. Ломакин Г.Д. Сухое внешнее трение с колебаниями звуковой частоты И ЖТФ. 1955. Т. 25. Вып. 10. С. 231—238.
149. Колесников В.И., Подрезов С. А., Кучеров В. А. Влияние вибраций вала на температурный режим короткого двухслойного подшипника скольжения//Изв. СКНЦВШ, сер. техн. науки. 1984. №2. С. 119—125.
150. Горелик Б.М. Колебательные процессы // Труды НИИРП. М., 1952. С. 38—46.
151. Ратнер С.Б., Коробов В.И. Новые материалы в технике //Механика полимеров. 1965. № 3. С. 929—935.
152. Баренблатт Г.И. Виброползучесть пластмасс // Доклады АН СССР, 1966. № 4. С. 245—259.
153. Куцер Э.В. Исследование разогрева деталей металлополимерных узлов трения с локальным силовым контактом: Автореф. дис канд. техн. наук. Тбилиси: ИММ и ПМ, 1969.
154. Галин Л .А. Контактные задачи теории упругости. М.: Гостехиздат, 1953. 275 с.
155. Колесников В.И., Евдокимов Ю.А., Авдеев В.К. Исследование температурного поля двухслойного подшипника. 1978. № 14. С. 23—28.
156. Колесников В.И., Кучеров В.А., Подрезов С.А. Исследование температурных полей некоторых узлов сухого трения // Физико-механические процессы в зоне контакта деталей машин. Калинин: КИИ, 1983. С. 70—77.
157. Косиков С.И. Фрикционные свойства железнодорожных рельсов. М.: Наука, 1967. 112 с.
158. Лужнов Ю.М. Сцепление колес с рельсами (природа и закономерности). М.: Интекст, 2003. 144 с.
159. Лужнов Ю. М. Физикохимия сцепления // Науч. тр. III конгресса «Евротриб—81». Вып. 1. Варшава, 1981. С. 315—325.
160. Кондратенко С.А. Прогнозирование сцепных свойств электровозов с учетом особенностей районов эксплуатации: Автореф. дис канд. техн. наук. Ростов-на-Дону, 1999. 20 с.
161. Лужнов Ю. М., Студентова В. Ф., Кондратенко С. А. Закономерности изменения исходного фрикционного состояния колес и рельсов железнодорожного пути как основа прогнозирования коэффициента сцепления локомотивов // Обеспечение надежности узлов трения машин: Тез. докл. науч.-техн. конф. Ворошиловград, 1998. 164 с.
162. Осенин Ю. И. Прогнозирование и управление фрикционными свойствами трибологической системы «колесо—рельс»: Автореф. дис д-ра техн. наук. Луганск, 1994. 26 с.
163. Регулирование трения в контакте колесо—рельс// Железные дороги мира. 1998. №3. С. 45—47.
164. Смазывание рельсов на железных дорогах Северной Америки // Железные дороги мира. 1997. № 8. С. 65—66.
165. Машкович О.Н. Оптимизация процесса взаимодействия колеса с рельсом за счет трения // Железнодорожный транспорт за рубежом. 1998. Сер. 4. Вып. 5, 6. С. 4—8.
166. Шаповалов В.В., Понаморенко А.Г., Могилевский В.А., Лубягов А.М. Исследования механизма действия активизаторов сцепления АС-РАПС- ФТи АС-РАПС-ФЖ// Трение, износ, смазка(электр. ресурс). 2001. Т. 3. №2. 10 с.
167. Рельсовый модификатор трения. Шаповалов В.В., Майба И.А., Щербак П.Н., Могилевский В.А. //Патент РФ№2170756.2001.
168. Анализ поверхности методами оже- и рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии / Пер. с англ. / Под ред. Д. Бригса, М.П. Сиха. М., 1987.
169. Мазалов Л. Н. Рентгеноэлектронная спектроскопия и ее применение в химии И Соросовский образовательный журнал (электр. ресурс). 2000. Т. 6. №4. С. 37—44.
170. Некрасов Б.В. Курс общей химии. М.: Госхимиздат, 1948.1007 с.
171. Костецкий Б.И., Колесниченко Н.Ф. Качество поверхности и трения в машинах. Киев: Техшка, 1969.216 с.
172. Зубков Е.Н., Тетерин А.О., Васильев В.М. Исследование влияния процентного содержания присадок к маслам на процесс приработки поверхностей трения методом планирования эксперимента И Вопросы надежности и долговечности строительных и транспорт-ных сооружений: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 145. Ростов-на-Дону: РИИЖТ, 1978.
173. Чумичов А. А. Ускорение процесса приработки пар трения металл— металл за счет использования состава на основе неорганического полимера: Дис канд. техн. наук. РГУПС., 2002.203 с.
174. Оленин С.С., Фадеев Т.Н. Неорганическая химия: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Высшая школа, 1979. 383 с.
175. Патент RU № 2197677 7F16 N11/00 61К З/02/Система смазки поверхностей трения. Шаповалов В. В.
176. Патент RU № 2065484 6С10М 169/04 61 К 3/092 Смазка для лубрикации железнодорожных рельсов. Шаповалов В.В.
177. Патент RU № 2067939 С1 6 D 61 3/02. Бортовой рельсовый лубрикатор. Шаповалов В.В.
178. Шаповалов В.В., Демьянов Ал. Ан. Особенности проектирования фрикционных систем подвижного состава в современных условиях // Вестник машиностроения. 2002. № 11. С. 8—12.
179. Демьянов Ал.Ал., Богатырев В.В., Колесников В.И., Демьянов Ал. Ан., Шаповалов В.В. Теория и практика адаптивного проектирования фрикционных механических систем: Монография. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦВШ, 2001. 217 с.
180. Демьянов Ал. Ал. К вопросу о замедлении вагонов на горках с ручным торможением / Вестник Ростовского гос. ун-та путей сообщения. 2003. № 2. С. 58—63
181. Демьянов Ал. Ал. Исследование влияния размера одностороннего ползуна, образуемого при движении юзом, на характер разрушения кругов катания колесных пар // Вестник Ростовского гос. ун-та путей сообщения. 2003. №2. С. 13—19.
182. Технология вагоностроения и ремонта вагонов /Под. ред. И.В. Безценного. М.: Транспорт, 1976.320 с.
183. Демьянов Ал. Ан., Украинцев М.Г. Система для предотвращения неравномерного износа колесных пар подвижного состава: Сб. науч. тр.
РГУПС. Ростов-на-Дону: РГУПС, 1998. С. 144—146.
184. Демьянов Ал. Ал., Украинцев М.Г., Ковалев Е. А., Демьянов Ал. Ан. Анализ кинематической модели пПС-1 // Повышение эксплуатационной надежности путевых, погрузоразгрузочных машин и фрикционных систем: Межвуз. сб. науч. тр. РГУПС. Ростов-на-Дону, 1999. С. 121—124.
185. Демьянов Ал. Ал., Шаповалов В.В., Розман О. А. Демьянов Ал. Ан. Особенности внешних тормозных подвижного состава конструкции РГУПС И Известия вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. Ростов-на-Дону, 2001. С. 160—164.
186. Демьянов Ал. Ал., Шаповалов В.В., Демьянов Ал. Ан., Розман О.А., Казинцев И.Ю. Внешние тормозные системы подвижного состава конструкции РГУПС // Безопасность движения поездов. Труды третьей научно-практической конфр. М.: МИИТ, 2002. С. 66.