Противоползунная система с модулями балочного типа
Общий вид базовой модели рабочего модуля ППС-3 [179, 185, 186] представлен на рис. 10.1, конструкция его основных узлов—на рис. 10.2, а технические характеристики—в табл. 10.2.
Модуль ППС-3 состоит из направляющей балки 1, представляющей собой контррельс, на котором расположена нажимная шина 4, контактирующая с основанием 5. Шина связана винтом 3, с механизмом нагружения, состоящим из винтовой пружины 7. Предварительное поджатие пружин осуществляется гайкой 2, через шайбу 6. Между балкой и рельсом 8 на винтах расположены дистанционные вкладыши 9, обеспечивающие минимальный рабочий зазор h - 24—34 мм при попадании в который неподбашмаченное колесо подбашмаченной пары отжимает шину и деформирует пружину, создающую на боковой грани колеса силу трения. Эта сила трения создает вращающий момент, достаточный для проворачивания подбашмаченной пары.
Использование контррельса с нажимной шиной и направляющей к ней как единого модуля позволяет упростить конструкцию и технологию монтажа и демонтажа всего механизма. Кроме этого, рабочая поверхность шины ППС-3 может иметь поверхность из фрикционного материала, имеющего более высокий коэффициент трения, чем материал самой шины.
На основе экспериментально-теоретических исследований и результатов эксплуатационных испытаний базовой модели модуля разработан проект противоползунной системы рабочим модулем ППС-3МД. ППС-3МД отличается от базовой конструкции тем, что имеет сдвоенные симметрично уставленные направляющие (рис. 10.3). Такой подход позволяет обеспечить фрикционный контакт шин по обеим поверхностям колеса, что повышает надежность работы при возможности уменьшать нормальную силу прижатия шины к колесу.
Основные параметры двухстороннего рабочего модуля ППС-3МД приведены в табл. 10.2, а фрагмент противоползунной системы—на рис. 10.4.
Рис. 10.1. Общий вид базовой модели рабочего модуля ППС-3:
1 — упругий элемент; 2 — шина; 3 — направляющая (контррельс); 4—рельс
Рис. 10.2. Конструкция основных элементов базовой модели рабочего модуля ППС-3: 1—направляющая; 2 — регулировочная гайка; 3—винт; 4—шина; 5—основание шины; 6—шайба; 7—пружина; 8—рельс; 9—дистанционные вкладыши
Рис. 10.3. Общий вид двухстороннего рабочего модуля ППС-3МД:
1 — шпалы; 2—нажимные шины; 3—несущий винт; 4—упругий элемент
Рис. 10.4. Схема противоползунной системы ППС-3МД:
Технические характеристики: диапазон рабочего усилия—40—54 кН, допустимая скорость входа—6 м/с, точность регулирования юза — 40—50 мм, длина модуля— 1000 мм, число рабочих рельсов — 1
Таблица 10.2
Основные конструктивно-эксплуатационные параметры противоползунной системы с рабочими модулями балочного типа
Параметры | Ед. изм. | Тип рабочего модуля противиползунной системы | ||||
ППС-1 | ППС-2 | ППС-3 | ППС-3м | ППС-3мд | ||
Усилие сжатия | кН | 68 | 68 | 40—54 | 35—54 | 17,6—38 |
Пружина: тип количество |
| Тарельчатая 4 (комплекта) | Винтовая | Винтовая | Винтовая | Винтовая |
Скорость входа на модуль | м/с | До 6 | До 6 | До 6 | До 6 | До 6 |
Исполнение: направляющей нажимной шины | — | Контррельс Сварная конструкция | Контррельс | Контррельс Блочная конструкция | Контррельс Блочная конструкция со сменой фрикционных вставок | Контррельс Блочная конструкция со сменой фрикционных вставок |
Материал направляющей рабочей части нажимной шины | — | Ст. 45 | Ст. 45 | Ст. 45 | Ст. 45 | Ст. 45 |
Таблица 10.2 (окончание)
Параметры | Ед. изм. | Тип рабочего модуля противоползунной системы | ||||
ППС-1 | ППС-2 | ППС-3 | ппс-3м | ппс-3мд | ||
Длина рабочей поверхности шины | мм | 1200 | 2000 | 300 | 90 | 90 |
Рабочий ход шины | мм | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Оптимальный интервал установки модулей | м | 7—8 | 7—8 | 7—8 | 7—8 | 7—8 |
Сопротивление движению | Дж | 144 000 | 240 000 | 36 000 | менее 25 344,3 | менее 2600 |
Суммарное сопротивление движению для вагона массой 21 т | м.э.в. | 0,685 | 1,14167 | 0,17125 | менее 0,104 | менее 0,02414 |
Рис. 10.5. Схема модуля клинового типа противоползунной системы