Для правильного ведения отчетности об изъятии дефектных рельсов из пути, организации оперативной рельсовой статистики и повышения контроля за учетом дефектных рельсов в 1934 г, была введена классификация дефектов и повреждений рельсов. Все разновидности дефектов были сгруппированы в девять основных типов. Такая группировка (классификация) дефектных рельсов была основала на общности форм и главных причин разрушения. В классификации каждый типичный дефект рельсов занумерован двузначным числом. Первая цифра указывала на общность одной группы дефектов, определяя тип дефекта, вторая — индивидуальная для каждого дефекта — разновидность или последовательные стадии развития дефекта. По такой классификации учитывались дефектные рельсы на железных дорогах нашей страны до 1 января 1967 г.
По новой классификации 1975 г. первая цифра номера определяет тип дефекта или повреждения рельса, а также место расположения порока по сечению рельса (головка, шейка, подошва). Типы дефектов или повреждений рельсов (обозначаемые первой цифрой) подразделяются следующим образом:
1, 2, 3, 4 — дефект расположен в головке рельса: 1 — отслоение или выкрашивание металла на поверхности катания головки рельса; 2 — поперечные трещины в головке и изломы по ним; 3 — продольные, вертикальные и горизонтальные трещины в головке; 4 — смятие и неравномерный износ головки;
- — дефект или повреждение в шейке;
- — дефект в подошве;
- — излом по всему сечению профиля рельса;
- — изгиб рельса в вертикальной или горизонтальной плоскости;
- — прочие дефекты и повреждения.
Вторая цифра обозначает разновидность дефекта или повреждения с учетом основной причины, вызвавшей дефект этой разновидности. Разновидности дефектов (обозначаемые второй цифрой) классифицируются так:
0 — дефекты и повреждения, возникшие из-за недостатков в технологи изготовления рельсов;
- — недостаточная контактно-усталостная прочность металла:
- — недостатки в профиле рельсов или в конструкции стыковою скрепления;
- — недостатки в текущем содержании пути;
- — ненормальное воздействие на рельсы подвижною состава (боксование, ползуны и др.);
- — удары инструментом и другие механические воздействия;
- — нарушена технология сварки;
- — дефекты в технологии закалки;
- — недостатки в технологии наплавки рельсов или в приварке рельсовых соединителей;
- — дефекты и повреждения, вызванные другими, не перечисленными выше причинами.
Рис. 21. Сводная классификация дефектов и повреждений рельса
Часто дефект или повреждение рельса возникает из-за нескольких причин. В связи с этим разновидности дефектов и повреждений классифицированы по основной причине. Например, трещина в подошве рельса, развившаяся из-за волосовины, классифицируется 0. Цифра 0 указывает на недостаток технологии изготовления.
Первые две цифры отделены точкой, после которой стоит третья, указывающая на место дефекта по длине рельса. Цифровые обозначения места дефекта или повреждения но длине рельса, а также вида сварки стыков приняты следующими:
- — в стыке (на расстоянии до 75 см от торца);
- — вне стыка;
- — в месте электроконтактной сварки рельсов.
Дефекты, возникшие в рельсе на расстоянии до 10 см в ту или иную сторону от сварного шва, считаются дефектами сварного стыка.
Всего в классификации 38 типов дефектов, а с учетом разделения их по месту расположения по длине рельса и по видам сварки насчитывается 100 разновидностей. Согласно классификации (рис. 21), например, дефект рельса под номером 11.2 может быть расшифрован так: отслоение или выкрашивание на поверхности катания головки (на это указывает 1), связанное с недостаточной контактно-усталостной прочностью металла (1); дефект расположен вне стыка (2). После изъятия из пути дефектного рельса дефект внимательно осматривают и устанавливают для пего помер по классификации. Номер дефекта (тип) записывают в учетную форму ПУ-4.