Содержание материала

После ремонта дефектоскопов на контрольных тупиках их настраивают, регулируют чувствительность, проверяют перед выездом на перегон. Контрольные тупики имеются при всех дорожных и дистанционных лабораториях, на удаленных от цеха дефектоскопии околотках. В туники длиной 7—15 м укладывают отрезки рельсов с различными типами дефектов. Образцы рельсов для тупиков подобраны из снятых дефектных рельсов. Длина рельса — приблизительно 3 м. Для проверки и наст ройки дефектоскопов типа МРД в тупик укладывают образцы рельсов с поперечными трещинами усталости в головке рельса (дефект 20.1-2 или 21.1-2). Перед укладкой образцов рельсов в тупик дефекты в них «эталонируют». Дефектные рельсы располагают так, чтобы поперечные контактно-усталостные трещины (дефект 21.2) были с наружной и внутренней стороны и нс ближе 1 м от болтового стыка.


Рис. 219. Контрольный тупик для настройки дефектоскопов

 Для проверки и настройки ультразвуковых дефектоскопов УРД-58, УРД-63, УРДО-3, «Рельс-4», «Рельс-5» и УЗД-НИИМ-6М укладывают образцы рельсов с трещинами по болтовым отверстиям в стыковой части рельса (дефект 53.1), с внутренними вертикальными и горизонтальными расслоениями в головке и шейке рельса (дефекты 50.1-2; 52.1-2; 20.1-2; 21.1-2; ЗОВ. 1-2 и 30Г. 1-2) и с волосовинами (дефект 60.2) в подошве, расположенными в пределах проекции толщины шейки.
Для настройки ультразвуковых дефектоскопов в образцах рельсов, укладываемых в контрольный туник, выполняют модели дефектов: на боковой поверхности посередине головки рельса высверливают отверстие диаметром 4,5 мм на глубину 10 мм; на нижней грани головки под углом 20 делают пропил шириной не более 1,5 мм; в шейке рельса на глубине, соответствующей приблизительно половине высоты последнего, просверливают отверстие диаметром 6 мм.
В контрольные тупики укладывают образцы рельсов тяжелых типов (имеющихся на данной дороге или данной дистанции пути). Стыки образцов рельсов соединяют обычными накладками с нормальным числом болтов (рис. 219). Контрольные тупики укладывают на нормальных шпалах с подкладками и костылями. Чтобы сигналы от соседних дефектов не сливались, расстояние между дефектами должно быть не менее 0,5 м. Каждый контрольный тупик должен иметь паспорт с подробным описанием всех типов дефектов в испытательных образцах рельсов и схему укладки образцов рельсов с нанесением точного местоположения дефектов.
Испытательные образцы в контрольном тупике необходимо оберегать от ударов твердыми предметами, ржавления и других повреждений металла поверхности головки рельса, повышающих уровень помех, что усложняет условия работы при настройке дефектоскопов.

ПОДЗАРЯДНЫЕ ПУНКТЫ

Дорожные и дистанционные мастерские оборудованы подзарядными устройствами для зарядки аккумуляторных батарей дефектоскопов. Основной элемент подзарядного устройства — выпрямитель. Сетевой переменный ток преобразовывается в постоянный выпрямительным элементом — селеновой шайбой или кремниевыми диодами. Широко применяют выпрямители ВСА-5К (рис. 220). Они рассчитаны на питание от сети однофазного переменного тока напряжением 127/220 В, частотой 50—75 Гц. Выходные электрические параметры выпрямителей при работе на активную нагрузку составляют: выпрямленный ток 12 А; выпрямленное напряжение в среднем не менее 65 В; к. п. д. не менее 60%. Выпрямленное напряжение выпрямителя при работе на аккумуляторную батарею может повышаться на 10—15 %.
Напряжение сети через выключатель В1 и предохранитель Пр1 подается на первичную обмотку понижающего трансформатора Тр. Переменное регулируемое напряжение подается на кремниевые диоды D. Выпрямленное напряжение поступает на выходные клеммы « + » и « —» через выключатель В1 и предохранитель Пр2. Выпрямители обеспечивают плавную регулировку выпрямленного напряжения двумя ступенями: первая —  от 0 до 50 %, вторая — от 50 % до номинального значения выпрямленного напряжения, при этом перекрытие между ступенями составляет не менее 0,5 В. Переводят с одной ступени на другую переключателем В2, а напряжение в пределах каждой ступени регулируют вращением ручки регулятора напряжения. Для защиты кремниевых диодов от перенапряжений, возникающих в момент коммутаций, в схеме предусмотрен ограничитель ОС.


Рис. 220. Схема выпрямителя

Аккумуляторные батареи подготавливают для зарядки согласно инструкции по эксплуатации и уходу за аккумуляторами. Перед включением батарей на зарядку проверяется их полярность. Заряжают батареи следующим образом: убедившись, что выпрямитель отключен от сети, присоединяют батареи, строго соблюдая соответствие полярности клемм батарей и выпрямителя (плюс к плюсу и минус к минусу); проверяют по вольтметру правильность подключения и исправность заряжаемой батареи; ручку регулятора выводят на минимальное напряжение; включают выпрямитель и заряжают в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторов. По окончании зарядки отключают выпрямитель от сети и нагрузки. Необходимо следить, чтобы в процессе зарядки батарей зарядный ток не превышал 12 А.
В случае эксплуатации выпрямителей при температуре окружающего воздуха от +35 до +50 °C следует снизить нагрузку на выпрямителе на 20%. Не допускается подавать на выпрямитель переменное напряжение выше номинального. Разрешается повышать напряжение сети не более чем на 10% за счет возможного колебания напряжения сети, но при этом номинальная нагрузка должна быть снижена не менее чем на 10%. Допускается слабое точечное искрение под контактными щетками регулируемого трансформатора. При увеличении искрения выпрямитель следует отключить от сети, снять кожух и очистить контактные поверхности вторичной обмотки трансформатора от накопившейся пыли, после чего закрыть кожух и включить выпрямитель. Нахождение щеток в неизменном положении при номинальной нагрузке допустимо не более 3 ч. Во избежание выхода из строя кремниевых диодов запрещается без нагрузки включать и выключать выпрямитель.