Содержание материала

ОБСЛУЖИВАНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ И УХОД ЗА НИМИ
Источником питания в съемных рельсовых дефектоскопах служат щелочные аккумуляторные батареи двух типов (табл. 23): кадмиевоникелевые (КН) и железоникелевые (ЖН).
Кадмиевоникелевые и железоникелевые аккумуляторы имеют одинаковые электрические данные и размеры, отличаются только массой. Электролитом для щелочных аккумуляторов служит раствор едкого кали плотностью 1,19—1,21 (23 — 25 по Боме) с добавкой 20 г моногидрата лития на 1 л или раствор едкого натра плотностью 1,17—1,19 (21—23 по Боме) с добавкой 10 г моногидрата лития на 1 л дистиллированной воды. На таком электролите можно работать при температуре от —15 до +35 С. Если температура ниже —15 С, то аккумуляторы должны работать на растворе едкого кали повышенной плотности 1,26—1,28 (30—32 по Боме).
При замене электролита нормальной плотности электролитом повышенной плотности нужно иметь в виду следующее:
аккумуляторы, которые до перехода на электролит из едкого кали повышенной плотности работали на растворе из едкого кали с нормальной плотностью, заливают раствором едкого кали повышенной плотности без какой-либо подготовки;
аккумуляторы, которые до перехода на электролит повышенной плотности работали на едком натре, сначала заливают (на 2—3 зарядно-разрядных цикла) раствором едкого кали плотностью 1,19, после чего электролиг заменяют раствором едкого кали повышенной плотности;
вылитый из аккумулятора электролит следует сохранять в герметически закрытом сосуде (если необходимо его использовать вновь).

Таблица 23
Основные параметры щелочных аккумуляторов


Старый электролит заменяют новым через каждые 100 циклов, не реже одного раза в год, если емкость аккумулятора заметно снижается, то его заменяют ранее указанного срока. Перед заменой электролита батарею разряжают нормальным разрядным током 8-часового режима (см. табл. 23) до 1 В на один элемент. Старый электролит выливают, энергично встряхивая аккумулятор (батарею) для удаления грязи из сосуда. После удаления старого электролита аккумуляторы промывают дистиллированной водой и немедленно заливают электролитом. Аккумуляторы, промытые дистиллированной водой, нельзя оставлять без электролита, так как в противном случае неизбежна их коррозия.

Введение в эксплуатацию новых или находящихся без электролита аккумуляторов.

С поверхности банок аккумуляторов и батарейных ящиков удаляют чистой тряпкой пыль и соль, проверяют правильность соединения аккумуляторов и батареи, плотно затягивают гайки крепления межэлементных соединений. Затем аккумуляторы заливают электролитом и через 2 ч проверяют напряжение на каждом из них. Если на каком-либо аккумуляторе нет напряжения, его оставляют еще на 10 ч, после чего снова проверяют напряжение. Если после 12-часовой стоянки не появится на зажимах напряжение, аккумулятор считают непригодным и удаляют из батареи.
Электролит заливают в аккумулятор через чистую стеклянную, эбонитовую или фарфоровую воронку. Металлические воронки применять нельзя, так как это может вызвать короткое замыкание внутри аккумулятора. Нельзя проливать электролит из крышки аккумуляторов в батарейный ящик, так как это увеличивает саморазряд батареи.
Перед зарядкой проверяют уровень электролита над пластинами аккумуляторов — он должен быть не менее 5 и не более 12 мм. Строгое соблюдение уровня электролита требуется для предупреждения разбрызгивания электролита из аккумуляторов во время заряда. Уровень электролита определяют стеклянной трубкой диаметром 5—6 мм с метками на высоте 5 и 12 мм. Стеклянную трубку опускают в аккумулятор до пластин, затем, плотно закрыв пальцем верхний конец трубки, ее вынимают. Высота электролита в трубке показывает уровень электролита над пластинами.
Для уменьшения или увеличения уровня электролита в аккумуляторе пользуются резиновой грушей. После установления нормального уровня электролита аккумуляторы включают на зарядку. Положительный полюс аккумуляторной батареи подключают к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному. Однотипные аккумуляторы для включения на зарядку соединяют последовательно.
Число последовательно соединенных аккумуляторов зависит от напряжения источника тока: 1,8—1,9 В на один элемент, а при зарядке на морозе 2—2,2 В на один элемент.
Аккумуляторы заряжают нормальным зарядным током в течение 12 ч, а разряжают — 4 ч. Таким режимом выполняют 2 — 3 цикла (заряд — разряд). После этого аккумуляторы могут быть пущены в эксплуатацию. Иногда аккумуляторы после длительного бездействия имеют временное снижение емкости, что требует дополнительной их тренировки перед пуском в эксплуатацию. В этих случаях аккумулятору дают нормальный заряд, а затем производят разряд нормальным током в течение 8 ч, не обращая внимания на напряжение аккумуляторов. Разрядку ведут вначале без внешнего источника тока на реостат до тех пор, пока возможно поддерживать постоянную силу разрядного тока.
Для более глубокой разрядки нормальная сила разрядного тока поддерживается внешним источником тока. Аккумуляторы подключают к выпрямителю так, чтобы положительный полюс аккумулятора был соединен с минусом выпрямителя, а отрицательный полюс — с положительным полюсом выпрямителя. Силу тока регулируют реостатом выпрямителя. После такой глубокой разрядки дают зарядку нормальным током в течение 16 ч, затем аккумулятор направляют в эксплуатацию. Последующие зарядки выполняются в течение 7 ч нормальным зарядным током. 
Для предохранения электролита от поглощения углекислоты из воздуха в каждый аккумулятор вливают вазелиновое масло. В один элемент типа НКД-45 или ЖН-45 вливают 8 см3 вазелинового масла (вазелиновое масло можно заменить таким же количеством керосина).
Аккумуляторы, хранившиеся с электролитом не более одного года, вводятся в эксплуатацию без смены электролита. При более длительном хранении электролит меняется. Электролит заменяется также, если при эксплуатации аккумуляторы имеют заниженную емкость.

Зарядка аккумуляторов, находящихся в эксплуатации.

Аккумуляторы и аккумуляторные батареи заряжаются током нормального зарядного режима. Продолжительность зарядки 7 ч. Систематические недозаряды портят аккумуляторы. В случае крайней необходимости допускается ускоренная зарядка следующим режимом: 2,5 ч током, вдвое большим нормального, и 2 ч нормальным током. Через каждые 10—12 циклов или при нерегулярной эксплуатации один раз в месяц производится усиленная зарядка в течение 6 ч нормальным током и 6 ч током, равным половине нормального. Аккумуляторы заряжаются при открытой крышке батарейного ящика и вывернутых вентильных пробках. Зарядка аккумуляторов с завернутыми пробками может привести к значительному выпучиванию стенок аккумуляторов. При зарядке аккумуляторов с вывернутыми пробками после каждой зарядки проверяется уровень электролита и, если необходимо, добавляется электролит до нормы. Выплеснутый во время зарядки электролит собирается резиновой грушей, а крышки аккумуляторов вытираются сухой тряпкой.
Категорически запрещается во время зарядки аккумуляторов подходить к ним с огнем, так как выделяемые в процессе заряда газы могут воспламениться и вызвать опасный взрыв.

* Далее будем обозначать дефекты типа к через вида i — через дефекты типа к и вида i — через Dki.