Содержание материала

Глава XII.
УЛЬТРАЗВУКОВЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ ДЕФЕКТОСКОПЫ УРД-63 и УРДО-3

43. НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИП РАБОТЫ


Рис. 189. Общий вид УРДО-3

Дефектоскопы УРД-63 и УРДО-3 (рис. 189) применяются в основном для вторичного контроля рельсов по показаниям вагонов-дефектоскопов и магнитных съемных дефектоскопов. Их можно использовать самостоятельно для контроля рельсов в труднодоступных местах (мосты, тоннели, станционные пути, крановые пути и т. д.). Работа этих приборов основана на зеркально-теневом и эхо-импульсном методах. Дефектоскопами можно контролировать все эксплуатируемые рельсы I-a, II-а, Р43, Р50, Р65, Р75. Дефектоскопы выполнены на транзисторах, имеют небольшую массу и габариты. Частота ультразвуковых колебаний, генерируемых импульсами, 2 + 0,3 МГц. Число посылок импульсов ультразвуковых колебаний 300—1000 Гц. Напряжение питания 9—10 В (6 элементов «Марс», «Сатурн», «373»). Потребление тока не более 40 мА. Индикация дефектов —  звуковая на головные телефоны. Запас смачивающей жидкости (вода, водный раствор спирта) в баках дефектоскопов 1,5 л. Масса дефектоскопа, включая вес жидкости и батарей питания, не более 5,5 кг.
Дефектоскопами УРД-63 и УРДО-3 можно выявлять следующие дефекты в рельсах, уложенных в путь и хранящихся на стеллажах: продольные вертикальные расслоения в шейке или головке над шейкой, расположенные по продольной оси рельса и смещенные от нее на ±5 мм, протяженностью 10 мм и более (дефекты видов 30В. 1-2 и 50.1-2), а также трещины от волосовин в подошве рельса (дефекты типа 60.1-2) глубиной от 3 мм и протяженностью более 10 мм, расположенные над шейкой;
горизонтальные расслоения металла или трещины в любом месте шейки, заходящие в нее не менее чем на 7,5 мм (дефекты типов 52.1-2, 55.1-2), протяженностью более 10 мм;
внутренние горизонтальные расслоения в головке, развивающиеся с боковой грани, расположенные над шейкой и заходящие в ее продолжение в головке не менее чем на 7,5 мм (дефект типа 30Г. 1-2); перечисленные дефекты в зоне болтовых стыков выявляются в том случае, если длина проекции дефекта выходит за проекцию болтовых отверстий более чем на 10 мм; в зоне болтовых стыков обнаруживаются трещины в головке из-за приварки рельсовых соединителей (дефект типа 38.1) и наклонные трещины от болтовых отверстий (дефект типа 53.1), длина проекции которых выходит за проекцию болтового отверстия более чем на 10 мм;
поперечные трещины в виде темного и светлого пятен, расположенные в головке, над шейкой и в боковой грани головки диаметром не менее 12 мм (можно обнаружить и меньшие дефекты при оптимальном угле наклона плоскости дефекта);
дефекты типа 26.3 в головке при контроле сварных стыков.
В искательной системе дефектоскопа две призматические вставки с углом призмы 45—47° (угол разворота пучка УЗК относительно продольной оси рельса ±34°) и одна прямая (прямой искатель). Наличие двух призматических вставок с различным углом разворота пучка УЗК (вперед, назад) позволяет более оперативно проверять оба рельса колеи и обнаруживать дефекты усталостного характера в начальной стадии развития.
Дефектоскопы УРД-63 и УРДО-3 работают следующим образом (рис. 190): генератор зондирующих импульсов ГЗИ питается от батареи Б; он собран по схеме блокинг-генератора. В процессе работы блокинг-генератора периодически 300 — 1000 раз/с в пьезоэлементе искателя, подключенного к ГЗИ, генерируется зондирующий импульс, который искательная система И направляет в проверяемый рельс. При работе с прямым искателем по зеркально-теневому методу эхо-импульс УЗК от подошвы проверяемого рельса (донный сигнал) попадает через 50 — 70 мкс после генерации зондирующего импульса в пьезоэлемент искателя и преобразуется в электрический импульс иод воздействием прямого пьезоэффекта. Параллельно пьезоэлементу искателя включен приемник-усилитель высокой частоты (УВЧ). Он усиливает отраженный сигнал от подошвы рельса и выделяет огибающую высокочастотного (2,5 МГц) импульса (первый детектор). Этот продетектированный импульс, соответствующий донному сигналу, пропускается блоком совпадения и подается на «звенящий» контур, где усредняется энергия нескольких данных сигналов и получается постоянный ток для управления ключевой схемой (второй детектор, ключ).


Рис. 190. Функциональная схема УРДО-3

Ключевая схема в таком положении переключателей ВЗб и ВЗа, как изображено на рис. 190, не пропускает в телефоны ток звуковой частоты (сигналы от блокинг-генератора ГЗИ с частотой 300—1000 Гц) при донных сигналах с определенным уровнем. Их уровень изменяют ручкой «Чувствительность» в блоке УВЧ. Для работы блока задержки с регулятором «Тип рельса» с ГЗИ подается запускающий сигнал. Блок задержки генерирует строб-импульс, задержанный относительно момента генерации зондирующего импульса на время прохода УЗК по рельсу от поверхности катания и обратно.
При работе с призматическим искателем блок совпадения пропускает эхо-сигналы от искателей, которые по времени возникновения попадают в зону строб- импульса. Длительность этого импульса — 20 мкс. Эхо-сигнал от дефекта, например 21.2, в процессе перемещения искателя по рельсу обязательно попадает в зону действия строб-импульса и заставляет сработать «звенящий» контур; сигналы от него через усилитель подаются в телефон. Тумблер В3, изменяющий режим работы дефектоскопа с зеркально-теневого на эхо-импульсивный, переключает вставки в искательной системе дефектоскопа. Тональность звуковых сигналов в телефоне при работе по эхо-методу контроля (призматический искатель) несколько другая, чем по зеркально-теневому, так как в последнем случае в телефоны подаются импульсы тока, вырабатываемые блокинг-генератором ГЗИ. Это позволяет на слух определить, в каком режиме работает дефектоскоп.
Второй детектор и «звенящий» контур при работе по зеркально-теневому методу обеспечивают самоконтроль всей схемы дефектоскопа и акустического контакта искателя с проверяемым рельсом, уменьшают помехи от одиночных импульсных сигналов, от которых смог бы сработать индикатор.
Дефектоскоп УРД-63, как показала его эксплуатация, хорошо работает в интервале температур окружающего воздуха 0+40 С. На базе УРД-63 создан дефектоскоп УРДО-3, устойчиво работающий при относительной влажности воздуха 95% и окружающей температуре — 30-+40° С.

44. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА УРДО-3

Дефектоскоп (рис. 191) собран на кремниевых транзисторах типов КТ 315 В (12 шт.) и КТ 902 А (1 шт.). При подключении питания тумблером В1 начинает работать генератор высокочастотных электрических импульсов, который определяет частоту посылок электрических импульсов, возбуждаемых в пьезо элементах вставок искательной системы УЗК. Генератор собран по схеме блокинг-генератора, генерирующего импульсы с большой скважностью, состоит из транзистора Т1 (КТ 902 А), импульсного трансформатора Т1, емкости С1, резистора R1, катушки индуктивности L1. Ток, питающий генератор, подастся через развязывающую цепь Р2, С2. Частота работы блокинг-генератора в основном определяется емкостью конденсатора С1 и сопротивлением резистора R1.
Применяется типовой импульсивный трансформатор МИТ-7, у которою используются только две обмотки. При генерировании импульса блокинг-генератором у переднего фронта положительных импульсов недостаточная крутизна, поэтому не возбуждаются высокочастотные электрические колебания в катушке L1 и подключенном параллельно ей пьезоэлементе. В этот момент накапливается энергия в ферритовом сердечнике катушки индуктивности L1. Задний фронт импульса блокинг-генератора имеет большую крутизну. В это время запирается транзистор и разрывается цепь, соединяющая катушку L1 с источником питания.

Энергия, накопленная в магнитном поле катушки L1, возбуждает в обмотке э.д.с. самоиндукции, обратную по знаку первоначально подведенному напряжению батареи. За счет большой скорости пересечения витков катушки L1 магнитными силовыми линиями при резком отключении тока эмиттера транзистора Т1 напряжение э.д.с. самоиндукции получается больше, чем подводимое от батареи через открытый транзистор. Например, у первого импульса отрицательной полярности амплитуда не менее 50 В. Параллельно катушке индуктивности L1 подключен пьезоэлемент искателя, обладающий значительной емкостью (1300 пФ). Катушка L1 совместно с емкостью пьезоэлемента образует электрический контур, обладающий собственной резонансной частотой.
При возбуждении в контуре импульса э.д.с. самоиндукции в цепи контура (L1, ПЭ2) возникают затухающие электрические колебания с частотой f, определяемой емкостью пьезоэлемента и индуктивностью катушки L1. Для получения максимальной амплитуды ультразвуковых колебаний пьезоэлемента частота электрических колебаний выбирается близкой к частоте собственных механических колебаний пьезоэлемента, установленного во вставке искателя (2 — 0,3 МГц).
Длительность высокочастотных колебаний, составляющих импульс, специально ограничивается до 10 мкс демпфированием пьезоэлемента. Электрические импульсы, возникающие в катушке L1 блокинг-генератора, позволяют получить в пьезоэлементе искателя ультразвуковые зондирующие импульсы, которые направляются в проверяемые рельсы через слой контактной смазки с поверхности катания. Как следует из функциональной схемы, для работы дефектоскопа нужно синхронно с посылкой зондирующего импульса в рельс запустить блок регулируемой задержки импульсов (генератор строб-импульсов).
Сигнал для запуска блока регулируемой задержки импульсов принимается с катушки индуктивности L1 и после дифференцирования цепочкой С12, R20 подается через диод Д1 на базу транзистора Т7. Блок регулируемой задержки импульсов собран на трех транзисторах Т6, Т7 и Т8. Транзисторы Т6 и Т7 включены но схеме ждущего мультивибратора. При поступлении положительного импульса с катушки L1, соответствующего первому положительному импульсу высокочастотных колебаний, на нормально закрытый транзистор Т7 он открывается и благодаря связи базы транзистора Т6 через емкость С14 с коллектором транзистора Т7 заставляет закрыться транзистор Т6. Транзистор Т6 закрыт до тех пор, пока не разрядится емкость С14 через переменный резистор R24 «Тип рельса». Транзистор Т7 возвращается в исходное состояние импульсом с коллектора транзистора Т6 по цени С13, R21 на базу транзистора Т7. На коллекторе nранзистора Тб образуется положительный импульс длительностью 30—100 мкс в зависимости от положения движка переменною резистора R24. Далее этот импульс через конденсатор С15 подается на базу транзистора Т8, который работает в режиме усилителя.
Емкость С15 и резистор R25 образуют дифференцирующую цепь, которая выделяет из П-образного импульса только передний и задний фронты. Передний фронт импульса создаст после дифференцирования положительный импульс на базе транзистора Т8, а задний фронт образует импульс отрицательной полярности длительностью 20 мкс. Последняя зависит от емкости конденсатора С15 и сопротивления резистора R25. Импульс положительной полярности, поступающий с дифференцирующей цепи на базу транзистора Т8, не усиливается, так как транзистор открыт. Импульс отрицательной полярности, попадая на базу транзистора Т8, закрывает его, образуя на коллекторе усиленный импульс положительной полярности, который дальше используется в качестве строб-импульса в блоке совпадения.
Для нормальной работы блока совпадения (логический элемент И) на его вход нужно подавать импульсы с амплитудой около 1 В. Поэтому слабые отраженные эхо-сигналы от дефектов или подошвы рельса перед подачей на вход блока совпадения необходимо усилить. Для этой цели в дефектоскопе есть усилитель с детектором и согласователем. Усилитель работает следующим образом. На вход усилителя (база транзистора Т2) через емкость С3 подаются все сигналы пьезоэлемента — мощный зондирующий импульс и слабые отраженные от дефектов сигналы. Первый каскад усилителя выполнен на сопротивлениях, что дает возможность усилить сигнал примерно в 10 раз (20 дБ). Второй каскад усилителя тоже на сопротивлениях, работает в режиме детектирования.

Рис. 191. Принципиальная схема УРДО-3

Высокочастотная составляющая импульса (2±0,3 МГц) конденсатором С9 (300 пФ) отводится на землю (конденсатор шунтирует нагрузку детектора R12). Видеоимпульсы (импульсы без высокочастотной составляющей) конденсатором СИ) передаются на базу видеоусилителя (транзистор Т4). В коллекторной цепи видеоусилителя при работе дефектоскопа создаются усиленные импульсы положительной полярности, которые подаются на согласователь — эмиттерный повторитель (транзистор Т5). Он позволяет подключить низкоомный вход блока совпадения к выходу усилителя. Коэффициент усиления регулируется в дефектоскопе по входу видеоусилителя переменным проволочным резистором R12 (6,8 кОм), ручка которого «Чувствительность» выведена на панель управления дефектоскопом.
Электрические импульсы положительной полярности с согласователя через емкость С25 подаются на блок совпадения, где сигналы селектируются по времени их поступления. Основная задача блока совпадения — выделить из всех сигналов только соответствующие донным импульсам или эхо-сигналам от дефектов в первой зоне возникновения (40—60 мкс).
При работе по эхо-методу второй детектор Д3 не используется, эхо-сигналы со «Звенящего контура» подаются через конденсатор С21 и тумблер В3 через усилитель на телефоны. Транзистор Т13 — усилитель токов звуковой частоты, подаваемых в телефоны с блокинг-генератора и со «Звенящего контура». Режим работы дефектоскопа по зеркально-теневому или эхо-методу изменяют сдвоенным тумблером В3, который подключает к катушке L1 прямую или призматическую вставку искателя и усилитель тока звуковой частоты к ключевому транзистору Т12 или к «Звенящему контуру». Призматические вставки искательной системы «Передняя — задняя» переключаются тумблером В2. Напряжение батареи контролирует вольтметр со шкалой на 15 В, он служит также индикатором включения дефектоскопа: есть гнездо для подключения внешнего источника питания Ш1.

КОНСТРУКЦИЯ ДЕФЕКТОСКОПОВ

Дефектоскоп состоит из полой трубы с рукояткой и искательным устройством по ее концам (рис. 192). Оператор может, не нагибаясь, установить искатель на поверхности катания рельса и проверить сомнительный участок пути. Это особенно важно, когда рельсы проверяют на значительном протяжении на мостах, в тоннелях и на станционных путях. Бак для смачивающей жидкости встроен в дефектоскоп, поэтому контролировать рельсы может один оператор.
Центрирующее приспособление у искательной лыжи состоит из стальной скобы. Лыжа шарнирно закреплена на плоской П-образной скобе, соединенной с корпусом дефектоскопа, и может поворачиваться в двух взаимно перпендикулярных плоскостях на угол 10—15. Это позволяет лыже самоустанавливаться на поверхности катания рельса.
В искательной лыже дефектоскопа УРД-63 на плексигласовом протекторе смонтированы три искателя — один прямой и два призматических с углом призмы 47. Призматические искатели развернуты относительно продольной оси на угол 34°. Все искатели имеют одинаковые пьезоэлементы ЦТС-19 диаметром 12 мм и толщиной 0,72 — 0,75 мм, залиты демпфирующей массой и образуют один неразборный блок. Демпфирующая масса состоит из смеси эпоксидной смолы ЭД-5 с сажей или свинцовым суриком в такой пропорции, весовые части: ЭД-5 — 100; сурика свинцового или сажи — 12; отвердителя — 10. Перед заливкой пьезо элементы и призмы из плексигласа смазывают клеем «88».
При полимеризации эпоксидной смолы в ее объеме фиксируются пузырьки газа, эффективно поглощающие УЗК. Кроме хорошего демпфирования УЗК, этот состав обладает высокой механической прочностью и полностью защищает пьезоэлементы от попадания влаги. Недостаток конструкции искателя — некоторые трудности ремонта изношенных плексигласовых протекторов. Однако этот недостаток окупается более стабильными характеристиками неразборных искателей по сравнению с разборными.

Рис. 192. Искательная система УРДО-3
Угол ввода УЗК в рельс и угол разворота искателей по отношению к продольной оси рельса выбраны экспериментально при обнаружении большого числа рельсов с дефектами типа 21.2. Искатель такой конструкции может обнаруживать поперечные усталостные дефекты в ранней стадии развития. К сожалению, большой уровень помех при контроле старогодных рельсов со значительным износом не позволяет полностью реализовать чувствительность искателей подобной конструкции. С большой степенью достоверности могут быть выявлены только дефекты с отражающей поверхностью, ориентированной нормально к пучку УЗК.
Большое число поперечных дефектов со значительным развитием отражают УЗК только верхней и нижней кромками; отражение усиливается при «кольцах роста» дефекта. Бывают (довольно редко) случаи, когда пропускаются крупные (развитые) дефекты из-за того, что пучок УЗК, отразившись от плоскости дефекта, не попадает в искатель. Обычно у такого дефекта пет «колец роста» и он занимает 25—30% площади поперечного сечения головки рельса. Для выявления таких дефектов нужно изменять угол разворота искателя на 2—5° при многократной проверке подозрительного участка.
Конструкция дефектоскопа УРДО-3, за исключением искательной системы, аналогична УРД-63. Искательная система с целью унификации вставок и увеличения срока службы несколько изменена (см. рис. 192). К корпусу искательной системы 1 винтами прикрепляется сменное стальное дно с отверстиями для вставок. Твердость закаленного стального дна должна быть нс менее 60 ед. но Роквеллу, полому дефектоскоп можно эксплуатировать несколько лет, не заменяя дно. Вставки искателей 2, 3, 4(2 — прямая, 3, 4 — призматические с углом призмы 47—45 ) унифицированы со съемными дефектоскопами УЗД-НИИ М-6 и УРД-58М.
Пьезоэлементы вставок искателей ЦТС-19 имеют диаметр 12 мм, толщину 0,72 мм. Корпус вставки искателя лагунный. Демпфирующая масса на основе эпоксидной смолы ЭД-5 с наполнителем — сажа, свинцовый сурик. Крышка искательной системы литая из капрона, крепится к корпусу винтами 5 с внутренней резьбой для шпилек 6. Токоподводящий кабель 7 закрепляется на капроновой крышке и оканчивается контактной колодкой, от которой гибкие провода подводят ток к вставкам искательной системы. Вставки в корпусе искательной системы закрепляются винтами 9 (см. рис. 192). Углы разворота призматических вставок и их установку в корпусе регулируют в дорожной лаборатории по дефектоскопии; обязательно пришлифовывают поверхность стального дна и защитные донышки вставок из плексигласа.

ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОСКОПОВ К РАБОТЕ. КОНТРОЛЬ РЕЛЬСОВ В ПУТИ

Проверяют годность батареи питания и пополняют запас смачивающей жидкости в баке. Дефектоскоп включается тумблером ВКЦ расположенным на рукоятке под крышкой (рис. 193). При включении тумблера вольтметр показывает напряжение батареи, он служит также индикатором включенного состояния дефектоскопа.
Предусмотрены два режима работы дефектоскопа: прямым искателем но зеркально-теневому методу и призматическим искателем по эхо- методу. Можно использовать два призматических искателя с различным углом разворота призм, смонтированных в общем кожухе (лыже). Призматические искатели переключаются тумблером В3, расположенным внизу у искательной лыжи. Положение тумблера, переключающего вставки искателя, обозначено надписями; «Передняя», «Задняя».

Рис. 193. Панель управления УРД-63

Проверку рельсов прямым искателем выполняют в том случае, если нужно проконтролировать зону шейки и подошвы в пределах толщины шейки. Для работы по зеркальнотеневому методу необходимо ручкой «Тип рельса» добиться совмещения строб-импульса с донным импульсом (первое донное отражение) и выбрать усиление приемника, превышающее порог срабатывания индикатора на два деления по шкале регулятора «Чувствительность». При работе с призматическими искателями в схеме дефектоскопа переключают тумблером «Прямой — Призма». Одновременно вместо «прямого» искателя подключают один из призматических.
Прежде всего следует проверить установку положения строб-импульса. Для этого искатель дефектоскопа устанавливают на расстоянии примерно 30 мм от торца рельса (по обрезу кромки корпуса искателя для дефектоскопа УРДО-3 при положении ВЗ «Задняя»). Рукоятку чувствительности ставят в положение максимального усиления, вращая ее до упора по часовой стрелке. Рукоятку «Тип рельса» нужно установить в положение, при котором в телефонах появится звуковой сигнал.
Вращают рукоятку «Тип рельса» медленно против часовой стрелки почти до упора. При таком положении ручки будет минимальное время задержки строб-импульса (около 30 мкс). Для большой точности установки строб-импульса ручкой «Чувствительность» снижают усиление до предела, при котором еще будет звуковой сигнал в телефонах, затем уточняют положение искателя, передвигая его в направлении от горца рельса на 10 мм. Если звуковой сигнал сохраняется, строб-импульс установлен правильно.
Дефекты типа 21.2 обычно расположены на расстоянии 5—10 мм от поверхности катания головки рельса. При установке задержки по торцу рельса будет запас времени на ширину строб-импульса, что достаточно для выявления дефектов на любой глубине в головке рельса.
Стробирование дает возможность получить только прямое отражение УЗК от дефектов, расположенных в головке рельса. Поэтому можно более точно отметить дефектное место в головке рельса, что важно при вскрытии дефекта на прессе. В некоторых случаях можно обнаружить дефект, установив строб-импульс таким образом, что будет двойное прозвучивание головки рельса (обнаруживается дефект вблизи нерабочей грани).
Оптимальная чувствительность дефектоскопа устанавливается по тест- образцу перед выездом на линию; грубо проверить чувствительность в процессе работы на линии можно на любом торце рельса. Тест- образец (эталон) для установки необходимой чувствительности — это отрезок нового рельса Р50 длиной 750 мм или бывшего в эксплуатации (рис. 194) незначительное время (износ по высоте менее 1 мм). В середине боковой грани головки рельса на расстоянии 200 мм от торца сверлят отверстие I диаметром 2 мм, глубиной 25 мм. На расстоянии 150 мм от первого отверстия сверлят второе II диаметром 4,5 мм, глубиной 10—12 мм, а в нижней грани головки через 150 мм от него делают пропил III фрезой на глубину 10 мм с наклоном 20 относительно поперечного сечения. Поверхность катания рельса шлифуют на стенке так, чтобы искатель дефектоскопа плотно прилегал к поверхности катания. (Ширина шлифованной плоскости должна быть не менее 20 мм.)
Выбор чувствительности дефектоскопа по тест-образцу позволяет установить ее верхний и нижний пределы. Если не ограничивать чувствительность дефектоскопа по верхнему пределу, то возможны случаи снятия рельсов с дефектом типа 11.1-2 и с большой структурной неоднородностью, особенно в нижней части наклепанного слоя, где располагаются внутренние продольно-наклонные трещины (ВПНТ). Дефектоскоп следует так настроить, чтобы отверстие I (см. рис. 194) не выявлялось, а отверстие II четко обнаруживалось «передним» и «задним» искателями. При выявлении дефекта III должен быть запас по усилению, т. е. можно поворачивать ручку «Чувствительность» на 2—3 деления против часовой стрелки. В телефоне при этом еще должен быть слышен звуковой сигнал.
В тех случаях, когда дефект I четко обнаруживается, следует ручку «Чувствительность» поворачивать против часовой стрелки до тех нор. пока звуковой сигнал от этого отверстия не исчезнет. Положение ручки нужно запомнить и не увеличивать усиление при работе на линии выше этого предела. Отверстие II при этом должно четко выявляться. При работе на липин надо ясно представлять, какой рельс колеи следует контролировать «передним», а какой «задним» искателем. 

Рис. 194. Тест-образец для установки чувствительности УРД-63 и УРДО-3
Поперечные усталостные дефекты в головке рельса обычно на двухпутных участках наклонены в сторону движения, а на однопутных — в сторону преимущественного грузопотока. Если это не учитывать, то можно пропустить опасный дефект лишь потому, что пучок УЗК будет падать на плоскость дефекта под углом, значительно отличающимся от нормали.
Во избежание ошибок рекомендуется проверять сомнительные участки на рельсе двумя призматическими искателями поочередно и создавать сознательно перекос искателя с тем, чтобы варьировать углом разворота призм, изменяя его на + (2-8). Дефекты типа 21.2 обнаруживаются «передним» и «задним» искателями, в то время как дефекты, показанные на рис. 194, — только одним искателем.
Подготовка дефектоскопа УРДО-3 к работе на линии и оценка его показаний аналогичны УРД-63. Следует учитывать, что при работе дефектоскопа УРДО-3 зимой при температуре воздуха ниже —25 °C батареи могут замерзнуть. Для предотвращения этого к дефектоскопу подключают внешний источник питания (например, две батареи от карманного фонаря типа 336Л в кармане под одеждой оператора). Чувствительность дефектоскопа очень высокая, и если ее не установить предварительно на тест- образце, то возможны случаи снятия рельсов с дефектами типа 11.2 или внутренними продольно-наклонными трещинами. В рельсах, длительно эксплуатирующихся, их очень много, особенно в уложенных на кривых участках.
Опыт показал, что дефектоскопами УРДО-3 можно контролировать сварные стыки в зоне головки и выявлять опасные дефекты в сварном шве (дефект типа 26.3). Следует учитывать, что в некоторых сварных стыках имеются «валики» от недостаточно защищенного утолщения головки рельса (шва), которые могут вызывать появление эхо-сигнала. В таких сварных швах необходимо ослабить отражающее действие «валиков» — приложить к поверхности стыка смоченный водой кусок резины. Если после этого эхо-сигнал заметно уменьшается, значит, причина его возникновения — «валик» сварного шва.
Заменяя вставки искательной системы, можно дефектоскопом УРДО-3 выявлять опасные продольные расслоения головки, расположенные близко к рабочей грани головки рельса. Такое расслоение возникает чаще всего в рельсах, уложенных на кривых участках пути с большой грузонапряженностью. Расслоения в головке рельса, смещенные относительно ее середины более чем на 5 мм, выявляются зеркально-теневым методом. Угол призмы вставки 30°. Пучок УЗК направляется перпендикулярно длине рельса на рабочую грань. Отраженный эхо-сигнал от угла, образованного подголовочной гранью рельса и боковой поверхностью головки, будет приниматься дефектоскопом в зоне 35—40 мкс. На него следует настроить строб-импульс ручкой «Тип рельса».
При прозвучивании здорового рельса в телефонах не должно быть никакого сигнала (ручку «Чувствительность» устанавливают на два деления больше того положения, при котором возникает в телефонах звуковой сигнал при крайнем положении ручки «Тип рельса» — 30 мкс). Если в рельсе есть вертикальная трещина, то при перемещении дефектоскопа вдоль него над местом расположения трещины будет четкий звуковой сигнал (существенное ослабление эхо-сигнала от нижней грани головки рельса).