Содержание материала

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ВАГОНА-ДЕФЕКТОСКОПА И СЪЕМНЫХ РЕЛЬСОВЫХ ДЕФЕКТОСКОПОВ
Опасные для движения поездов дефекты в рельсах приходится выявлять среди многочисленных неопасных повреждений металла на поверхности катания рельса в виде вмятин, выкрашиваний, отслоений и т. п. Кроме того, металл на поверхности катания может иметь местную неоднородность структуры, вызванную наклепом или термическим воздействием при боксовании колес подвижного состава. Все эти повреждения рельсов создают определенный уровень помех, осложняющий работу, особенно с магнитными вагонами-дефектоскопами.
В вагонах-дефектоскопах расшифровка записей импульсов э.д.с., наводимых в искателе при проходе над дефектом, основывается на том, что импульсы от опасных дефектов отличаются небольшим числом характерных форм, в то время как импульсы от неопасных дефектов имеют сравнительно большое разнообразие форм, что соответствует большому числу всякого рода неопасных повреждений на поверхности катания головки рельса.
При расшифровке осциллограмм вагона-дефектоскопа обычно учитывается форма, фаза и амплитуда импульсов э.д.с., наводимой в искателе над дефектом. По этим признакам выделяют импульсы опасных дефектов из ряда имеющихся на пленке или бумажной ленте импульсов, относящихся к неопасным повреждениям. Однако на рельсах, где поверхность катания повреждена выщербинами, боксовинами, пленами и расслоениями, форма и амплитуда импульсов э.д.с. над опасными дефектами могут быть искажены. Такие импульсы называются сомнительными. Нередки случаи, когда форма, фаза и амплитуда импульса над неопасным повреждением (например, над поперечным надрывом в отслоившемся наплыве) почти такие же, как над опасным дефектом (например, над поперечной трещиной усталости в головке рельса). В процессе расшифровки сложной записи можно пропустить опасные дефекты или изъять из пути рельсы с неопасными дефектами.
Правильная организация совместной работы вагона-дефектоскопа и съемных дефектоскопов позволяет не допустить пропуска опасных дефектов рельсов или изъятия из пути рельсов с неопасными дефектами. Для этого после проезда вагона-дефектоскопа на участке осциллограмму расшифровывают согласно инструкции, данные записывают в журнал результатов контроля рельсов и в две ведомости: в первую вписывают те опасные дефекты рельсов, импульсы э.д.с. от которых не вызывают никаких сомнений, затем ее вручают представителю дистанции пути; дефектные рельсы, занесенные в эту ведомость, подлежат немедленной замене; во вторую заносят дефектные рельсы с сомнительными импульсами, ведомость вручают представителю дистанции пути, который вручает выписки из этой ведомости каждому оператору съемного дефектоскопа о сомнительно дефектных рельсах, отмеченных вагоном-дефектоскопом на обслуживаемом оператором участке пути. Оператор съемного дефектоскопа при очередной проверке рельсов на закрепленном за ним участке пути вторично контролирует все места на отмеченных вагоном-дефектоскопом сомнительно дефектных рельсах и дает окончательное заключение о характере дефектов в таких рельсах.
Если вторично работники дистанции пути проконтролировать сомнительные участки не могут в день проверки или при этом нарушается график работы съемных дефектоскопов, то натурный осмотр должны выполнить работники вагона-дефектоскопа с применением дефектоскопов УРДО-3, «Рельс-4», «Рельс-6» или ДУК-66ПМ. Вторичный контроль сомнительно дефектных рельсов позволяет выявлять усталостные трещины на ранней стадии их развития и исключает возможность пропуска уже развившихся.
Комплексное использование вагонов-дефектоскопов и съемных рельсовых дефектоскопов дает возможность повысить надежность и качество контроля рельсов по выявлению в них опасных для движения постов дефектов и производительность работы вагонов-дефектоскопов. С целью определения эффективности работы дефектоскопных средств, выявления недостатков в работе, улучшения качества проверки рельсов на дистанциях пути ежемесячно руководителем цеха дефектоскопии проводится анализ использования дефектоскопов на дистанции, а инженером по дефектоскопии службы пути — по дороге.
В процессе анализа проверяют выполнение плана проверки рельсов, учитывают простои дефектоскопов из-за ремонта и по другим причинам, систематизируют остродефектные рельсы, обнаруженные каждым типом дефектоскопа и другими средствами, и определяют эффективность использования дефектоскопов, %, для: дистанции пути

При определении эффективности использования средств дефектоскопии дефектные рельсы, выявленные вагонами-дефектоскопами, относят к рельсам, обнаруженным другими средствами. Для удобства анализа сведения об использовании средств дефектоскопии по дистанции (отделению, дорою) представляются в табличной форме.

ДОРОЖНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ. ЦЕХА ДЕФЕКТОСКОПИИ. ДИСТАНЦИЙ ПУТИ

Для обеспечения бесперебойной высокоэффективной работы дефектоскопов, поддержания их в технически исправном состоянии и продления срока службы необходим систематический технический надзор, профилактическая проверка и ремонт. С этой целью на дорогах оборудованы стационарные и передвижные лаборатории и цехи дефектоскопии на дистанциях пути. Дорожные стационарные лаборатории расположены в помещениях площадью до 400 м2, оснащены контрольно-измерительной аппаратурой, станочным оборудованием; в их распоряжении постоянный штат работников (рис. 217).
Дефектоскопы, поступающие на плановую проверку и в ремонт, прежде всего осматривают в отделении приемки и выдачи. Помещение отделения оборудовано контрольным тупиком из рельсов с реальными дефектами и стандартными образцами. В процессе осмотра обращают внимание на внешний вид дефектоскопа и состояние его искательной системы, после чего проверяют работоспособность дефектоскопа на контрольном тунике и стандартных образцах.

Рис. 217. План стационарной дорожной дефектоскопией лаборатории Октябрьской дороги:
1 — производственный отдел; 2 — кладовая; 3 — кабинет для технической учебы, курсов подготовки и повышения квалификации операторов дефектоскоп пых тележек; 4 — отделение ремонта электронной аппаратуры; 5 — механический цех; 6, 7 — отделения окраски дефектоскопов, ремонта и хранения запасных частей вагонов-дефектоскопов; 8 — комната для технического обслуживания дефектоскопов дистанций пути; 9, 10, 11, 12, 13 — отделения струйной записи, приемки и выдачи Дефектоскопов; ремонта дефектоскопов локомотивной и вагонной служб

Настраивает дефектоскоп оператор; правильность настройки и умение оператора работать с дефектоскопом проверяет работник лаборатории. В журнале фиксируют результаты приемки с указанием: типа и номера дефектоскопа, дистанции пути, фамилии оператора и общего состояния прибора (внешний вид, состояние искательной системы и других узлов, выявляемость дефектов на контрольном тупике и основные параметры контроля), а также замечания оператора по эксплуатации дефектоскопа. После этого в механическом цехе дефектоскоп разбирают по блокам.
Механический цех оснащен оборудованием для обработки материалов (токарные, сверловочные, наждачные станки, универсальный фрезерный станок, верстаки и инструмент для слесарных работ), шкафами для инструмента и запчастей. В этом цехе: ремонтируют механические устройства центрирования лыж, части рамы, искатели, колеса, корпуса; изготавливают, заменяют части, вышедшие из строя (винты, оси, втулки, донышки и др.); собирают дефектоскоп после ремонта.
В отделение ремонта электронной аппаратуры поступает электронная часть дефектоскопа и искательная система. В этом отделении проверяют все электрические параметры, чувствительность индикаторных блоков и, если они не соответствуют техническим условиям, заменяют негодные элементы и детали, настраивают электрические схемы. В отделении оборудованы специальные столы-стенды, что позволяет на одном рабочем месте комплексно настроить электрическую схему.
Защитные кожуха дефектоскопов, ритмы после очистки их от грязи, ржавчины и старой краски поступают в отделение окраски дефектоскопов с последующей горячей сушкой в специальных шкафах. Здесь же находится гальваническая установка для обработки отдельных деталей дефектоскопов. Отремонтированный и настроенный дефектоскоп после сборки проверяют по стандартным образцам и на контрольном тупике. По окончании ремонта в формуляр дефектоскопа вписывают весь перечень выполненных работ. Если некоторые детали (сопротивления, емкости, индуктивности и т. п.) в процессе ремонта были заменены другими, то это указывают в формуляре. Ведение формуляра облегчает работу ремонтников и механиков-наладчиков при отыскании повреждения, позволяет выявить характер наиболее часто встречающихся повреждений данного типа дефектоскопа, упорядочить контроль за его содержанием.
Передвижные лаборатории размещены в обычных классных вагонах и оборудованы контрольно-измерительной аппаратурой. Основные источники питания вагона-лаборатории — вагонная динамо-машина и аккумуляторная батарея емкостью 400 Ач. Переменный ток вырабатывают вращающиеся преобразователи. В вагоне установлен трансформатор для питания оборудования лаборатории от сети переменного тока при стоянке на станции. В аппаратном зале вагона расположена контрольно-измерительная аппаратура и распределительные устройства (щиты, измерительные приборы и т. п.). Остальная часть вагона предназначена для отдыха работников лаборатории и проводников. Вагоны-лаборатории приписаны к одной из дистанций пути; их штат устанавливает начальник службы пути в зависимости от числа работающих на дороге дефектоскопистов. Работает вагон-лаборатория по плану, утвержденному начальником службы пути.
Передвижные лаборатории предназначены для периодической проверки технического состояния дефектоскопов, проведения текущих ремонтов и настройки дефектоскопов на дистанциях пути. Работники передвижной лаборатории контролируют: уровень подготовки операторов; знание ими конструкции и принципа работы дефектоскопа, умение правильно его настроить; укомплектованность дефектоскопа сигналами и вспомогательным инструментом; правильность ведения рабочего журнала оператором дефектоскопа и дистанционного журнала учета дефектных и остродефектных рельсов; наличие предупреждений поездам на период замены; проведение обязательной проверки дефектоскопами стрелочных переводов и приемо-отправочных путей; сопровождение дефектоскопов бригадирами пути и дорожными мастерами; состояние всех устройств и оборудования, которые необходимы для эксплуатации дефектоскопов: наличие тупиков из рельсов с реальными дефектами, стандартных образцов для настройки дефектоскопов, измерительной аппаратуры, оборудования, предназначенного для зарядки аккумуляторов, защитных средств.
Кроме того, они проводят техническую учебу, оказывают помощь в освоении новых средств дефектоскопии и путем опросов устанавливают качество проводимой технической учебы в соответствии с тематическим планом, рекомендуемым дорожной лабораторией и утвержденным руководством дистанции пути; контролируют своевременное выполнение технического обслуживания, занесение результатов в формуляр каждого дефектоскопа, правильность организации эксплуатации дефектоскопов в соответствии с разработанными графиками, ведение исполненных графиков, периодичность проверки рельсов; проверяют содержание инструктажа по охране труда, ознакомление всего состава дефектоскопистов со случаями травматизма; анализируют случаи излома рельсов, причины невыявления дефектов в рельсах средствами дефектоскопии, распространяют опыт работы лучших дефектоскопистов, внедряют рационализаторские предложения. Результаты проверки дистанций пути оформляются актом; на месте разрабатываются мероприятия по устранению недостатков в использовании средств дефектоскопии.



Цехи дефектоскопии на дистанции пути занимают помещения площадью до 150 м2. В них размещены мастерские для слесарных работ и по ремонту тележек и других обустройств дефектоскопа, лаборатория для настройки дефектоскопов, аккумуляторная, контрольный тупик, кабинет для проведения технической учебы и собраний дефектоскопистов дистанции пути. На многих дистанциях пути дефектоскопы ремонтируют на серийно выпускаемых столах-пультах с контрольно-измерительной аппаратурой для настройки железнодорожных радиостанций; цехи укомплектованы станочным оборудованием (рис. 218). В лаборатории цеха дефектоскопии проводятся ежемесячное техническое обслуживание дефектоскопов и текущий ремонт наладчиком при участии операторов, эксплуатирующих дефектоскоп.