Содержание материала

Исторически последовательно сложились следующие методы ремонта: индивидуальный, агрегатный, крупноагрегатный, поточный. При этом каждый предыдущий метод является базой для организации последующего.
Индивидуальный метод предусматривает демонтаж агрегата с ЭПС его ремонт и установку на этот же ЭПС. Применяется в настоящее время при незначительной ремонтной программе и разносерийности ЭПС. Оказывает положительное влияние на качество и стоимость ремонта, общее техническое состояние ЭПС при обслуживании прикрепленными бригадами и внедрении хозрасчета. Однако время простоя ЭПС в ремонте повышается.
Агрегатный метод характеризуется заменой агрегата заранее отремонтированным или новым; наличием неснижаемого технологического запаса агрегатов, переходящих с одного ЭПС на другой с использованием принципа взаимозаменяемости. При таком методе агрегат ремонтируют в пункте ремонта ЭПС или отправляют для ремонта на другое предприятие с повышенными производственными возможностями. Таким образом может быть осуществлена индустриальная организация ремонта на базе кооперирования: специализации и концентрации.
К технико-экономическим факторам агрегатного метода ремонта, повышающим его экономическую эффективность, относятся: сокращение простоя ЭПС в ремонте; исключение влияния на простой ЭПС непостоянства объема ремонта обезличенных агрегатов; снижение эксплуатируемого парка ЭПС, снижение количества неисправных единиц ЭПС; повышение пропускной способности стойловой части депо; снижение трудоемкости ремонта агрегатов за счет применения индустриальных форм организации и технологии ремонта; повышение качества ремонта; снижение капитальных затрат на реконструкцию или постройку дополнительных площадей ремонтных предприятий при ремонте агрегатов в других организациях, к снижающим экономическую эффективность — увеличение оборотных запасов агрегатов; увеличение отчислений за основные фонды при недостаточно высокой оборачиваемости агрегатов; увеличение трудоемкости монтажных работ при неполной взаимозаменяемости агрегатов; увеличение складских помещений и затрат на хранение агрегатов; повышение транспортных расходов при централизованном ремонте агрегатов на других предприятиях; увеличение капитальных вложений при расширении баз концентрированного ремонта агрегатов.
Крупноагрегатный метод имеет организационные и производственные признаки, идентичные агрегатному, однако при этом заранее отремонтированные агрегаты монтируются в комплект и в таком виде устанавливаются на локомотив взамен изношенных (например, сцепка полностью собранных тележек, комплекты вспомогательных машин и электрических аппаратов) Пои этом наряду с изложенными выше преимуществами повышается съем продукции с единицы площади депо. Оборотный фонд агрегатов и сборочных единиц состоит из технологического и страхового запасов. Размеры запаса агрегатов рассчитываются по следующим формулам [3]:
технологический запас агрегатов

где-общее число агрегатов в программе за отчетный период; Аа1=
=— число агрегатов с повышенным износом за этот период.
Неснижаемый технологический запас (оборотный фонд)

колесных пар.
В поточном производстве наиболее полно используются основные принципы рациональной организации труда: закрепление за каждой позицией потока определенных постоянных номенклатуры и объема работ, расположение позиций и оборудования в соответствии с последовательностью технологического процесса, непрерывность перемещения объекта производства по потоку, ритмичность протекания производственного процесса (достигается выравниванием длительности операций), применение комплекса механизированных и автоматизированных средств и межоперационного транспорта [4]. Целесообразность внедрения поточных линий ремонта определяют, исходя из конкретных условий ремонтного производства (табл. 8).
8. Целесообразность внедрения основных поточных линий по ремонту ЭПС и их агрегатов

 

Депо

Завод

Объект ремонта

Элект-
рово-
зы

МВПС

Элект-
рово-
зы

МВПС

Электровозы грузовые:

 

 

 

 

постоянного тока

+

 

переменного тока

_

+

_

Электровозы пассажирские:

 

 

 

постоянного тока

+

переменного тока

+

Электропоезда ЭР1; ЭР2: ЭР9; ЭР22

+

Бесчелюстные тележки

+

+

 

Челюстные тележки

+

+

Буксы моторно-осевых подшипников

 

+

 

Металлические кожухи тягового редуктора

+

+

Стеклопластиковые кожухи тягового редуктора

+

+

Тележки электропоездов (моторных и прицепных вагонов)
Колесные пары:

 

+

-

+

 

 

 

 

электровозов

+

+

электропоездов

--

+

+

Тяговые двигатели:

 

 

+

 

электровозов

+

электропоездов

--

+

+

Буксы:

 

 

+

 

электровозов

+

электропоездов

---

+

+

Тяговые редукторы электропоездов

---

+

+

Роликовые подшипники

+

+

+

+

Аккумуляторные батареи

+

+

+

+

* «+» — целесообразно; «—» нецелесообразно.

К технико-экономическим и энергетическим факторам поточного метода ремонта, увеличивающим его экономическую эффективность, относятся: повышение производительности труда в результате применения средств механизации и автоматизации ремонта, межоперационного транспорта; повышение съема продукции с 1 м2 производственной площади; повышение качества ремонта за счет типизации процессов, закрепления исполнителей за рабочими местами; ритмичный выпуск продукции, достоверное прогнозирование ее выпуска, непрерывность технологического процесса; снижение себестоимости продукции за счет применения высокопроизводительного оборудования, сокращения расхода инструмента, ликвидации простоев, снижения затрат энергоресурсов, к снижающим его экономическую эффективность — повышение металлоемкости оборудования позиций потока и затрат на содержание средств механизации и автоматизации; необходимость в реконструкции помещений g целью приспособления их под размещение устройств поточной линии; ограниченность номенклатуры объектов ремонта, монотонность труда; необходимость в применении свободного ритма линии из-за различного объема ремонта объекта, повышение трудоемкости и времени ремонта на одних и простой на других позициях; необходимость постоянной полной загрузки линий, наличие случаев снятия с потока объектов с завышенным объемом ремонта и организации его по индивидуальному методу.
Экономическая эффективность применения поточного метода ремонта зависит от значений показателей: основных — капитальных вложений, себестоимости продукции, производительности труда, срока окупаемости и дополнительных — удельной металлоемкости оборудования на единицу объема производства по исходному и сравниваемому вариантам, удельной площади на единицу продукции в исходном и сравниваемом вариантах.
Расчеты экономической эффективности применения поточной линии производят по следующим формулам:
удельные капитальные вложения на единицу продукции

где Коб1, Ко62 — общие капитальные вложения по вариантам; Р1, Р2 — производительность поточной линии по вариантам; дополнительные капитальные вложения


где К у — удельные потери стоимости неамортизированных основных фондов; М2— годовой выпуск продукции при внедряемом варианте;
годовая экономия внедрения поточной линии от снижения себестоимости продукции
Эг=(С1-С2),
где C1, С2 — себестоимость единицы продукции по вариантам; экономическая эффективность проектируемой поточной линии
Эп.л = Эг-ЕнКд. где Ен — нормативный коэффициент (0,15).
Срок окупаемости поточной линии — не более 5 лет.
На экономическую эффективность поточной линии большое влияние оказывает коэффициент загрузки. Экономичность поточной линии будет снижаться, а срок окупаемости расти по сравнению с нормативным при неполной загрузке.
9. Экономичесий эффект от внедрения поточной линии в зависимости от программы ремонта


Объект ремонта

Программа ремонта, ед.

Экономический эффект, р.

Срок
окупае-
мости,
год

на одну единицу

на годовую программу

Электровозы BJI8

300

194,00

58212

2,3

Тяговые двигатели НБ-406

2400

5,79

10152

3,2

Тележки электровозов ВЛ8 и ВЛ23

1200

13,23

16000

2,2

Тележки прочих электровозов

1200

17,51

21012

1,5

Колесные пары и буксы электровозов ВЛ8 и ВЛ23

3600

 

5760

3,4

Экономическая эффективность поточной линии (по данным ПКБ ЦТ МПС) и наибольшее количество ремонтов и обслуживаний в сутки, необходимых для организации поточного производства, приведены в табл. 9.
Наименьший фронт работ, необходимый для организации поточного ремонта многосекционных электровозов ТР-2 и ТР-3— 1 секция в сутки, ТР-1—4 электровоза, ТО-3—8 электровозов.